Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Фроловой Ж.А., Коуровой В.Е.,
при секретаре судебного заседания Б.М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 13 сентября 2016года гражданское дело по иску К.Е.С., действующего в интересах несовершеннолетнего К.М.Е., к Администрации г. Кургана о предоставлении места в детском дошкольном учреждении
по апелляционной жалобе К.Е.С., действующего в интересах несовершеннолетнего К.М.Е., на решение Курганского городского суда Курганской области от 16 июня 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований К.Е.С., действующего в интересах несовершеннолетнего К.М.Е., к Администрации г. Кургана о предоставлении доступа к дошкольному образованию путем формирования и предоставления места в МДОУ г. Кургана, расположенного в шаговой доступности от места проживания в саду N, N в группе полного дня отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснение истца К.Е.С. по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
К.Е.С. обратился всуд с иском к Администрации г. Кургана о возложении обязанностипредоставитьего сыну К.М.Е., " ... " года рождения, доступ к дошкольному образованию через предоставление местав МДОУ г. Кургана, расположенном в шаговой доступности от места проживания по адресу: "адрес" в саду N в группе полного дня.
Впоследствии истец в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) представил измененное исковое заявление, в котором просил суд возложить на ответчика обязанность предоставить его сыну доступ к дошкольному образованию через формирование и предоставление места в МДОУ г. Кургана, расположенного в шаговой доступности от места проживания по адресу: "адрес" в саду N, N в группе полного дня в течение одного месяца со дня вступления решения в силу.
Вобоснование иска с учетом его изменения указано, что истец, являясь отцом малолетнего ребенка, неоднократно с " ... " обращался в Департамент образования г. Кургана, которым совершены неправомерные действия, а именно: отказ предоставить доступ к бесплатному дошкольному образованию; наложение ограничений на гарантированную государством общедоступность бесплатного образования, что фактически привело к закрытию для его сына доступа к образованию и нарушает его конституционные права и свободы.
" ... " его сын поставлен на учет в Департаменте образования Администрации г. Кургана для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования.
" ... " истец обратился в Управление образования Департамента социальной политики Администрации г. Кургана с заявлением о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, на которое получен ответ, что место в МДОУ предоставлено не будет в связи с отсутствием свободных мест. Сроки получения путевок в ответе указаны не были.
В марте 2016 года истец обращался в прокуратуру г. Кургана с жалобой на то, что Администрация г. Кургана отказывает в предоставлении места в детском саду для получения дошкольного образования его сыну без законных оснований. Фактически ответчик отказался от исполнения возложенной на него обязанности по предоставлению доступа к бесплатному дошкольному образованию сыну истца.
Всудебном заседании истец К.Е.С. на удовлетворении иска настаивал.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности К.Т.А. в судебном заседании с иском не согласилась, указывая, что ответчиком принимаются все доступные меры для обеспечения доступа детям к бесплатному дошкольному образованию.
Представитель третьего лица Департамента социальной политики Администрации г. Кургана по доверенности П.В.Н. относительно удовлетворения иска возражала, указав, что имеется достаточное количество мест в детских садах, расположенных не рядом с местом жительством истца. К.М.Е. числится под номером 31 по счету детей 2014 года рождения, не обеспеченных местами в дошкольных учреждениях по месту его жительства. Предоставление места в детском саду по иску К.М.Е. нарушит права других детей, имеющих, в том числе, и преимущественное право.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица МБДОУ "Детский сад N", о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
Вапелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на незаконность выводов суда о возможности отказа в приеме в государственную муниципальную организацию по причине отсутствия свободных мест, поскольку это противоречит Конституции Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу и гарантирующей право каждого гражданина на общедоступность и бесплатность образования.
Полагает, что суд необоснованно ссылается на п.п. 4 и 5 Порядка комплектования МДОУ г. Кургана с учетом закрепленной территории за МДОУ и в соответствии с базой данных автоматизированной информационной системы "Очередь в детский сад" по дате постановки на учет ежегодно в период с 1 февраля по 25 апреля, поскольку законодательство Российской Федерации об образовании не содержит ограничений прав ребенка на дошкольное образование в зависимости от даты постановки на учет.
По мнению истца, судом проигнорирован Приказ Минобрнауки России от " ... " N "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", согласно ст. 6 которого образовательная организация обеспечивает дошкольное образование, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. В указанном Порядке отсутствие мест в МДОУ в качестве оснований для отказа в их предоставлении не перечислено.
Суд в решении не раскрывает такие понятия, как "очередь", "номер очереди", тогда как в законодательстве Российской Федерации определения данных понятий не имеется. Выражает несогласие с выводом суда о том, что права его ребенка на получение дошкольного образования ответчиком не нарушаются, поскольку услуги по присмотру и уходу за ребенком в детских садах предоставляются без отрыва от образовательной деятельности. Со ссылкой на Федеральный закон от " ... " N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", СанПиН 2.4.1.3049-13 считает, что допускается комплектование групп в детских садах с превышением установленных нормативов, которые могут соблюдаться при условии, что часть детей, записанных в группу, не будет ходить в детский сад.
Считает, что суд без законных на то оснований принял во внимание права иных детей, тогда как мнение их представителей не выяснялось, заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе не поступало. Истец и его ребенок не просят нарушать права других лиц, заявляя требование о создании условий для реализации права на дошкольное образование, поскольку об удовлетворении своих прав истец заявляет посредством увеличения числа мест в дошкольных учреждениях.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец К.Е.С. настаивал на доводах апелляционной жалобы, пояснил, что в общей очереди на предоставление места в дошкольном учреждении в настоящее время номер 889. Ответчиком предлагаются места в детском саду, расположенном в другом районе города (на Утяке), но требование о предоставлении места в детском саду N обусловлено тем, что это дошкольное учреждение по месту проживания семьи в 5-м микрорайоне г. Кургана посещает старшая дочь истца.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия, с учетом мнения истца, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
При этом согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены вФедеральном законе от " ... " N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка вРоссийской Федерации", а также вФедеральном законе от " ... " N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от " ... " N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (п. 1 ч. 1 ст. 9 указанного Закона).
Частью 5 статьи 63 Закона об образовании предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Федерального закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Исходя из приведенных правовых норм, юридически значимыми для дела обстоятельствами являются: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
Судом установлено, что истец К.Е.С. является отцом малолетнего К.М.Е., " ... " года рождения (представлено свидетельство о рождении).
Согласно справке о постановке ребенка на учет, заявление на получение меставдетском саду для К.М.Е. было подано законными представителями ребенка " ... ", номер очереди 1033. По сообщению Департамента социальной политики Администрации г. Кургана от " ... " сын истца закреплен за муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением г. Кургана "Детскийсад N" и числится под N по счету среди детей 2014 года рождения, ожидающих предоставления меставдошкольном учреждении. Из указанного количества детей 9 обладают первоочередным правом. Дети 2014 года рождения будут обеспечены полностью местами в муниципальных дошкольных учреждениях города Кургана в 2017 году.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из требований Федерального закона от " ... " N 273-ФЗ "Об образовании вРоссийской Федерации", Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана, утвержденного постановлением Администрации г. Кургана от " ... " N, и установленных обстоятельств дела.
Из материалов дела следует, что непредставление сыну истца местав дошкольном образовательном учреждении "Детскийсад N" связано исключительно с отсутствием свободных местпо соответствующей возрастной группе, отсутствия у истца преимущественного права на обеспечение ребенка данным местом, и наличием очередности, вкоторой, втом числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее, а также имеющие право на первоочередное предоставление меставдошкольном образовательном учреждении.
По информации Департамента социальной политики Администрации г. Кургана по состоянию на " ... " сын истца числится 31 по счету очереди детей 2014 года рождения, необеспеченных местамивдошкольном учреждении и проживающих на территории, закрепленной за МБДОУ "Детскийсад N". Из указанного количества детей 8 обладают преимуществами согласно действующему законодательству.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец не оспаривает наличие у обратившихся за предоставлением места в данном детском дошкольном учреждении граждан права на преимущественное обеспечение. При этом, пояснил о необходимости предоставления его ребенку места именно в МБДОУ "Детскийсад N", поскольку он находится по месту фактического проживания, и данный детский сад посещает старшая дочь.
Решением Курганской городской Думы от " ... " N "О структуре Администрации города Кургана" для исполнения указанных полномочий образован Департамент социальной политики Администрации г. Кургана, одной из функций которого всоответствии с возложенными на него задачами является осуществление деятельности по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организации предоставления дополнительного образования детей вмуниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Курганской области), созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанию детей в муниципальных образовательных организациях, а также организации отдыха детей вканикулярное время (п. 1.3. ст. 3).
Постановлением Администрации г. Кургана от " ... " N утвержден Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана вместе со "Списком детей для комплектования МБДОУ "Детскийсад", которым регламентирован порядок комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Департамент социальной политики Администрации г. Кургана.
Всоответствии с п. 4 данного Порядка, комплектование МДОУ производится с учетом закрепленной территории за МДОУ и всоответствии с базой данных автоматизированной информационной системы (АИС) "Очередь вдетскийсад" по дате постановки на учет ежегодно впериод с 1 февраля по 25 апреля.
Комплектование МДОУ без учета закрепленной территории (на свободные места) производится ежегодно впериод с 1 июля по 25 июля с учетом АИС "Очередь в детскийсад" по дате постановки на учет (п. 5 Порядка).
Согласно п. 20 Порядка, при поступлении сведений втечение года о наличии свободных мествМДОУ Департамент направляет списки из числа детей, находящихся на учете для предоставления местав МДОУ, с учетом закрепленных территорий. При поступлении сведений втечение года о наличии свободных меств МДОУ и отсутствии детей, нуждающихся впредоставлении меставМДОУ и проживающих на закрепленной за МДОУ территории, Департамент направляет списки из числа детей, состоящих на учете, но не проживающих на закрепленной территории.
При таких обстоятельствах, а также с учетом приведенных выше положений Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана, местовМДОУ предоставляется с учетом закрепленной территории.
Как усматривается из материалов дела, свободных мест в детском дошкольном учреждении, выбранном истцом для зачисления его сына, не имеется. Доказательств иного истцом суду не представлено.
Реализация К.Е.С. конституционных прав на получении его ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением принципа очередности в комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Такая реализация права не должна нарушать права других детей.
Предоставление места сыну истца в дошкольном образовательном учреждении ранее лиц, стоящих в очереди перед ним, нарушит право на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования иных детей, вставших на учет ранее ребенка истца, и детей, имеющих право на преимущественное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.
Данных о том, что К.Е.С. по причине отсутствия мест в выбранном образовательном учреждении обращался в Департамент социальной политики Администрации г. Кургана для устройства ребенка в другое дошкольное учреждение, в материалах дела не имеется. Отсутствие такого обращения истец подтвердил в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка всоответствии со статьей 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что удовлетворением его требований не будут нарушены права других лиц, поскольку он просит сформировать место в выбранном им детском дошкольном учреждения для своего ребенка, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на иное толкование норм материального права, оснований для чего не имеется. Нарушений процессуальных требований закона, непосредственно влекущих отмену решения суда, также не установлено.
Правоотношения сторон врамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых судом доказательств, всвязи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностейсторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 16 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Е.С. - без удовлетворения.
Судья- председательствующий Н.В. Шарыпова
Судьи Ж.А. Фролова
В.Е. Коурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.