судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
Председательствующего Елагиной Т.В.
судей Терехиной Л.В., Усановой Л.В.
при секретаре Ершовой Н.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехиной Л.В. дело по апелляционной жалобе Масалова А.М. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 01 апреля 2016 года, которым постановлено:
Иск Масалова А. М. к администрации г. Пензы о восстановлении пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Масалов А.М. обратился с иском в суд, указав, что он относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, является сиротой. ДД.ММ.ГГГГ он был направлен в детский дом N Пензы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в детском доме N Пензы на полном государственном обеспечении. Из детского дома N Пензы в ДД.ММ.ГГГГ он поступил в ПУ N г. Пензы, где проживал в общежитии учебного учреждения. В связи с тем, что он не был обеспечен жильем, своего жилья не имел, в ДД.ММ.ГГГГ администрация ПУ N. Пензы обращалась в администрацию г. Пензы с ходатайством о содействии в предоставлении ему, как выпускнику училища из числа детей-сирот койко-место в общежитиях города. На момент обращения в администрацию г. Пензы, ему было 18 лет. На основании данного ходатайства ему было предоставлено койко-место в общежитии по адресу: "адрес", с временной регистрацией. После того, как он ушел в армию, его без каких-либо причин сняли с регистрации в общежитии, после окончании службы в армии он уже не смог проживать в комнате, которую ему предоставили, в связи с чем он был вынужден снимать жилье. В настоящее время он зарегистрирован по адресу: "адрес", где снимает комнату. Поскольку в ДД.ММ.ГГГГ N г. Пензы обращалось в администрацию г. Пензы с ходатайством о предоставлении ему жилого помещения вне очереди, обращение имело место до достижения им возраста 23 года, в связи с чем, по его мнению, была попытка своевременно заявить о его нуждаемости в жилом помещении, но он не был поставлен на учет, и ему не было предоставлено жилое помещение. До настоящего времени, он не включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Он многократно обращался в администрацию г. Пензы с заявлениями о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но получал от сотрудников администрации г. Пензы отказ в устной форме. Просит суд восстановить ему срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать администрацию г. Пензы включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать администрацию г. Пензы предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в г. Пенза, на состав семьи один человек.
Ответчик иск не признал.
Ленинский районный суд г. Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Масалов А.М. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, доводы, положенные в обоснование исковых требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Масалов А. М. родился ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о рождении от "данные изъяты", л.д. 24).
Мать Масалова А.М. - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. была осуждена Пензенским районным судом Пензенской области за совершение преступлений, предусмотренных п. а,б,в ч.2 ст. 158УК РФ, ч.4 ст. 150 УК РФ и ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима и т.д. (подтверждается выпиской из приговора Пензенского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 26-27).
Отец Масалова А.М. - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ был осужден Пензенским районным судом Пензенской области за совершение преступления, предусмотренного п. а,б,в ч.2 ст. 158УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев (условно, с испытательным сроком 3 года); по ч.4 ст. 150 УК РФ был оправдан (подтверждается выпиской из приговора Пензенского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 26-27); ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был осужден Пензенским районным судом Пензенской области за совершение преступлений, предусмотренных ч.5 ст. 33, п. а,б,в ч.2 ст. 158 УК РФ, п. а,б,в ч.2 ст. 158 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима и т.д. (подтверждается выпиской из приговора Пензенского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 28-31).
Согласно справки выданной директором детского дома N Масалов А.М., "данные изъяты" являлся воспитанником детского дома ДД.ММ.ГГГГ Пензы и находился на полном гособеспечении (л.д. 25).
Из архивной справки, выданной Министерством образования Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что в информационной системе регионального модуля государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей Министерства образования Пензенской области в анкете N Масалова А.М. содержатся сведения, что Масалов А.М. ДД.ММ.ГГГГ был направлен в детский дом N Пензы, а ДД.ММ.ГГГГ был зачислен на полное гособеспечение в ПУ N г. Пензы; распоряжением Главы администрации Пензенского района от ДД.ММ.ГГГГ N Масалов А.М. был направлен в детский дом и этим же распоряжением за ним закреплена жилплощадь по адресу: "адрес" на правах члена семьи (л.д. 16-19).
Отец Масалова А.М. - ФИО2, умер - ДД.ММ.ГГГГ. (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. N, л.д. 32).
В материалах дела имеется ходатайство администрации ПУ N, направленное Главе городской администрации г. Пензы в котором администрация учебного заведения просит оказать содействие в предоставлении койко-мест в общежитиях города выпускникам училища из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где за N указан Масалов А.М. (л.д. 15).
Сведения об обращении Масалова А.М. в администрацию г. Пензы с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) к лицам, имеющим право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).
Таким образом, дополнительные гарантии на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, установленные ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 8 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Частью 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что действие положений статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции названного Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.
Из материалов дела следует, что истец не обращался в администрацию г. Пензы с заявлением о включении его в список нуждающихся в жилых помещениях, чего Масалов А.М. не отрицал. На момент обращения в суд с настоящим заявлением истцу исполнился 31 год.
Доводы истца о реализации его права на жилье путем обращения администрации ПУ N с заявлением о предоставлении ему койко-места в общежитии, обоснованно отклонены судом первой инстанции с учетом положений закона об обязательном личном заявительном характере обращения в компетентный орган с соответствующим требованием.
Таким образом, доказательств наличия уважительных причин пропуска установленного законом срока суду представлено не было, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска является верным.
Довод жалобы о том, что действующее законодательство не предполагает заявительного порядка для обеспечения указанной категории лиц жилыми помещениями, противоречит вышеприведенным нормам материального права и не может служить основанием для удовлетворения иска.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 01 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Масалова А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.