Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Юнусовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области о ликвидации Централизованной религиозной организации "Единое Духовное Управление Мусульман Пензенской области",
установил:
Централизованная религиозная организация "Единое Духовное Управление Мусульман Пензенской области" (далее - Организация) зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области 18 мая 1998 г., учетный номер N.
Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 28 января 2003 г. под основным государственным регистрационным номером N.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области (далее - Управление Минюста России по Пензенской области) обратилось в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением о ликвидации Централизованной религиозной организации "Единое Духовное Управление Мусульман Пензенской области", ссылаясь на то, что Организация в своей деятельности допускает грубые и неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации.
Так, нарушение требований статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" Организация не представила в уполномоченный орган отчет о деятельности религиозной организации за 2015 г., в 2013-2015 г.г. ею не исполнялась обязанность по размещению отчетности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в установленный законом срок не представлены сведения, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, и об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В судебном заседании представитель административного истца - Управления Минюста России по Пензенской области - Таптыгина Е.А. (доверенность от 29 января 2016 г.) просила суд удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик - Централизованная религиозная организация "Единое Духовное Управление Мусульман Пензенской области", будучи извещенной по прежнему юридическому адресу о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направила, возражений по существу административного иска не представила. Оценивая обстоятельства, связанные с извещением административного ответчика, суд исходит из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещение о времени и месте рассмотрения административного дела не позднее 10 дней до дня судебного заседания было размещено на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области. При таких обстоятельствах административный ответчик считается надлежаще уведомленным о дне рассмотрения дела.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, в письменном отзыве на административное исковое заявление против удовлетворения заявленных требований не возражал.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения представителя административного истца, положений статьи 150, части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определилрассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях") некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений).
Правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения, регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях").
В силу пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Ликвидация религиозной организации является одним из видов ответственности юридических лиц, порядок и основания ее применения предусмотрен статьей 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которой религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям), а также по решению суда в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 8 настоящего Федерального закона (абзац третий, четвертый пункта 1).
До вступления в законную силу Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 341-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (до 09 декабря 2015 г.), в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" религиозная организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства либо заявление, подтверждающее их соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Согласно положениям пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" представление в уполномоченный орган (его территориальный орган) документов, содержащих информацию, предусмотренную пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", осуществляется ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Также некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07 октября 2010 г. N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации.
Судом установлено, что в нарушение действующего законодательства религиозная организация в 2015 г. не представила в установленные законом сроки в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, или информацию и документы, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
13 мая 2015 г. главным специалистом - экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Управления Минюста России по Пензенской области в отношении Централизованной религиозной организации "Единое Духовное Управление Мусульман Пензенской области" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 72-74).
Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 24 апреля 2015 г. N 58/02-1831 было направлено по юридическому адресу Организации (л.д. 69-70, 71).
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Железнодорожного района г.Пензы от 02 июня 2015 г. Организация была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей. (л.д. 28-29).
Судом также установлено, что в нарушение требований пункта 3.2 статьи 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" с 2013 г. отчет или сообщение о продолжении своей деятельности в сети "Интернет" административный ответчик не размещает, в средствах массовой информации не опубликовывает.
Согласно подпунктам "в" и "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся в том числе такие сведения о юридическом лице как: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Как следует из материалов дела, Централизованная религиозная организация "Единое Духовное Управление Мусульман Пензенской области" зарегистрирована по адресу: Пензенская область, г.Пенза, ул. Бакунина, д.10. Данный адрес был предоставлен Организации в качестве юридического адреса Соборной мечетью г. Пензы (в настоящее время - Местная мусульманская религиозная организация г.Пензы "Соборная мечеть" Централизованной религиозной организации Совет муфтиев России).
Согласно сведениям ЕГРЮЛ лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени данного юридического лица, является Бибарсов А.Ш. (Муфтий Организации) (л.д. 22-24,32).
Между тем установлено, что по указанному адресу Организация корреспонденцию не получает, по сообщению председателя Местной мусульманской религиозной организации г.Пензы "Соборная мечеть" Централизованной религиозной организации Совет муфтиев России Куряева Д.И. административный ответчик - Централизованная религиозная организация "Единое Духовное Управление Мусульман Пензенской области" по адресу: г.Пенза, ул. Бакунина, д.10, не находится (л.д.37). Муфтий Организации - Бибарсов А.Ш. умер 19 октября 2012 г., что подтверждается информацией Управления ЗАГС Пензенской области (л.д. 31).
Вопреки требованиям пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" новые сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, а также о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, Организация в Управление Минюста России по Пензенской области в установленный законом срок не представила, несмотря на внесенное предупреждение в июне 2014 г. (л.д.63-64).
Распоряжением начальника Управления Минюста России по Пензенской области от 15 апреля 2016 г. N 283-р было назначено проведение плановой документарной проверки Организации в период с 05 мая 2016 г. по 02 июня 2016 г., предметом которой являлось соблюдение Организацией устава относительно целей и порядка деятельности, а также соответствие деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным её учредительными документами, и законодательству Российской Федерации за период с 01 января 2013 г. по 31 декабря 2015 г. (л.д.75-78).
Уведомление о проведении проверки от 15 апреля 2016 г. N 56/02-1559, содержащее требование о предоставлении запрашиваемых документов к дате начала проверки и копия распоряжения о проведении проверки направлены по юридическому адресу Организации (л.д. 79-80,81).
Кроме того, план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 г. с указанием месяца проведения проверки и наименования проверяемой организации был размещен на официальном сайте Управления Минюста России по Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с октября 2015 г.
Запрошенные документы не были представлены Организацией ни в установленный в уведомлении о проведении проверки срок, ни ко дню окончания проверки.
Как следует из акта проверки от 02 июня 2016 г., комиссия, проводившая проверку, исследовав имеющиеся документы, в том числе материалы регистрационного дела N 5811010051, пришла к выводу о том, что уставная деятельность Централизованной религиозной организации "Единое Духовное Управление Мусульман Пензенской области" в проверяемом периоде не осуществлялась, отсутствие на протяжении длительного времени в Организации руководителя привело к нарушению норм федерального законодательства и положений Устава, указанных в акте (л.д. 92-100).
Судом также установлено, что на момент образования Централизованной религиозной организации "Единое Духовное Управление Мусульман Пензенской области" (1998 г.) в её состав входило 5 местных мусульманских религиозных организаций. В 2005 г. число таких организаций достигло 41. В настоящее время в состав Организации входит 3 мусульманских религиозных организации.
Из информации, предоставленной Управлением Минюста России по Пензенской области, ряд местных религиозных организаций, входящих в структуру Организации, либо ликвидированы либо вошли в состав иных централизованных организаций.
Согласно выписки из протокола от 28 апреля 2015 г. N 1 расширенного заседания Президиума и Аппарата Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) принято решение исключить Централизованную религиозную организацию "Единое Духовное Управление Мусульман Пензенской области" из структуры ДУМ РФ в связи с фактическим отсутствием деятельности (л.д.41).
Проанализировав собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Организацией грубо и неоднократно нарушены приведенные выше нормы федеральных законов, что в силу абзацев третьего, четвертого пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" является основанием для её ликвидации по решению суда.
Ликвидация централизованной религиозной организации не влечет прекращение деятельности местных религиозных организаций, входящих в её структуру.
Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Организации предъявлено в суд уполномоченным федеральным органом государственной регистрации.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области удовлетворить.
Ликвидировать Централизованную религиозную организацию "Единое Духовное Управление Мусульман Пензенской области", исключив её из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный N).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2016 года.
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.