Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Дмитриевой Г.И., Коженовой Т.В.,
при секретаре Лялиной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент) на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., объяснения представителя ответчика Федоренковой Е.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя истца Шелеповой Н.В.,
судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сидорова Н.В. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании за ней права на обеспечение жильем на основании п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", возложении обязанности на ответчика включить ее в сводный список отдельных категорий граждан, указанных в упомянутой норме закона, по дате принятия Администрацией города Смоленска на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований указала, что Департамент неправомерно отказал ей во включении в сводный список граждан, указанных в п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", по причине того, что обеспечение бывших несовершеннолетних узников фашизма, которым она является, жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета действующим законодательством не предусмотрено.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Сидоровой Н.В., надлежащим образом извещенной о времени месте рассмотрения дела.
Представитель истца - Шелепова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что Сидорова Н.Е. как несовершеннолетний узник фашизма приравнена по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к инвалидам Великой Отечественной войны и в силу п.п. 4 п. 1 ст. 14, п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Представитель ответчика - Департамента Смоленской области по социальному развитию Гапоненкова М.Н., возражая против удовлетворения требований, сослалась на то, что Сидорова Н.Е. к числу граждан, подлежащих обеспечению жильем на основании п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N 714 не относится.
Обжалуемым решением исковые требования Сидоровой Н.В. удовлетворены: за ней признано право на обеспечение жильем на основании п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"; на Департамент Смоленской области по социальному развитию возложена обязанность по включению Сидоровой Н.В. в сводный список отдельных категорий граждан, указанных в п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", по дате принятия Администрацией города Смоленска на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В апелляционной жалобе Департамент Смоленской области по социальному развитию просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что Сидорова Н.В. является инвалидом ... группы по общему заболеванию, бывшим несовершеннолетним узником фашизма.
Постановлением Администрации города Смоленска от 04.04.2016 г. N 769-адм "О принятии на учет ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, Сидоровой Н.В." истец как бывший несовершеннолетний узник фашизма принята на указанный учет с 30.09.2015 г.
Вместе с тем, письмом Департамента от 28.04.2016 г. N 01900 истцу отказано во включении в сводный список граждан, указанных в п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", по причине того, что обеспечение несовершеннолетних узников фашизма жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N 714 действующим законодательством не предусмотрено.
Ссылаясь на положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (вступившего в законную силу 01.01.2005 г.), ст.ст. 14, 15, положения статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", ст.ст. 2-3 Закона Смоленской области от 29.12.2009 г. N 154-3 "О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан на территории Смоленской области", суд признал, что Сидорова Н.В. имеет право на улучшение своих жилищных условий за счет средств федерального бюджета, посчитав, что она как бывший несовершеннолетний узник фашизма, инвалид второй группы вследствие общего заболевания имеет право на предоставление льгот, предусмотренных для лиц, указанных в пп.2 п.3 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", и возложил на Департамент обязанность включить в сводный список отдельных категорий граждан, указанных в пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", бывшего несовершеннолетнего узника фашизма Сидорову Н.В. Также суд пришел к выводу о том, что закон приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что истец имеет право на улучшение своих жилищных условий за счет средств федерального бюджета как обладающая равным статусом с инвалидом или участником войны, а потому должна быть включена в сводный список отдельных категорий граждан, указанных в пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.10.1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 01.01.2005 г. Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в п. 8 ст. 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 23.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 23.2 указанного Закона объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется, в частности, по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Данной нормой Закона не предусмотрено обеспечение за счет субвенций из федерального бюджета бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Расширительному толкованию данная норма не подлежит.
Кроме того, в силу п. 5 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 г. N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Из пункта 1 Правил следует, что они определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Из вышеуказанной нормы Правил следует, что субвенции за счет средств федерального бюджета предоставляются, в частности, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны. Данная субвенция не предоставляется на бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
В силу п. 3.1 ст. 23.2 названного Закона по письменным заявлениям указанных в пп. 2 п. 3 ст. 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п. 3 ст. 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11 ст. 23.2).
В данном случае это - Закон Смоленской области от 29.12.2009 года N 154-з "О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан на территории Смоленской области" и соответствующие нормативные акты Администрации (Постановление Администрации Смоленской области от 09.03.2010 г. N 98 "О мере социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и части первой статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановление Администрации Смоленской области от 15.03.2010 г. N 110 "Об утверждении Порядка формирования и ведения сводных списков отдельных категорий граждан, которым предоставляется мера социальной поддержки по обеспечению жильем").
Однако оснований для предоставления истцу мер социальной поддержки в полном объеме как инвалиду Великой Отечественной войны, не имеется, поскольку законодатель полностью не идентифицирует несовершеннолетних узников с инвалидами или участниками Великой Отечественной войны.
Данный вывод следует из системного толкования нормативных актов федерального законодательства и субъекта Российской Федерации, в частности, анализа Федерального закона "О ветеранах", что несовершеннолетние узники не приравнены во всех правах к инвалидам Великой Отечественной войны, не указаны в перечне лиц, предусмотренных в ст. 4 Закона, а также не указаны в перечне лиц, предусмотренных в пп. "а - ж" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона.
Таким образом, законом не предусмотрено обеспечение за счет субвенций из федерального бюджета бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей жильем. Следовательно, требование о включении в сводный список отдельных категорий граждан, указанных в пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" не соответствует положениям закона. Поэтому решение подлежит отмене ввиду неверного толкования норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), с принятием по делу нового решения - об отказе в удовлетворении исковых требований истца.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 июля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Сидоровой Н.В. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании права на обеспечение жильем на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. "О ветеранах", возложении на Департамент Смоленской области по социальному развитию обязанности включить Сидорову Н.В. в сводный список отдельных категорий граждан, указанных подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. "О ветеранах", по дате принятия Администрацией города Смоленска на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.