Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Мясникова А.А.,
судей Свечниковой Н.Г., Бостанова Ш.А.
при секретаре Горбань В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации города Ставрополя, апелляционную жалобу представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 14 июня 2016 года по гражданскому делу по иску Жилищно-строительного кооператива "Рубеж 4" г. Ставрополь, Нейжмак Сергея Николаевича, Давидян Жанны Геннадьевны к администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю и ФГБУ "Федеральная Кадастровая Палата Росрсестра" по Ставропольскому краю, о признании незаконным отказа комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, выраженного в уведомлении N ... от 12.01.2016 года и обязан ни Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя и администрации г. Ставрополя в течение 30 дней после вступления решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, приложенную к заявлению от 03.12.2015 года N ... ,
заслушав доклад судьи Свечниковой Н.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Жилищно-строительный кооператив "Рубеж-4", Нейжмак С.П., Давидян Ж.Г. обратились в суд с иском к администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю и ФГБУ "Федеральная Кадастровая Палата Росреестра" по Ставропольскому краю, о признании незаконным отказа комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, выраженного в уведомлении N ... от 12.01.2016 года и обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя и администрации г. Ставрополя в течение 30 дней после вступления решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, приложенную к заявлению от 03.12.2015 года N ... (приложение N 1 к исковому заявлению).
Требования мотивированы тем, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ... по ул. Города-побратима Безье, 15, в квартале 214, регистрирующий орган Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю обязан будет перенести актуальные записи об исходном земельном участке, в том числе запись об аренде в пользу ЖСК "Рубеж-4", в специальные части реестра, открытого на объекты недвижимого имущества, образованные в результате такого преобразования. Отказ комитета в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, - выраженный в уведомлении N ... от 12.01.2016 года нарушает их право на раздел земельного участка с кадастровым номером ... , по ул. Города-побратима Безье, 15. в квартале 214, по числу расположенных на нем многоквартирных домов. По их мнению, ссылка комитета на п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия залогодержателей земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки, не обоснована.
Раздел земельного участка с кадастровым номером ... является обязательным силу закрепленного в п. 5 ч. 1 ст. 1 и ст. 35 ЗК РФ принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, а, следовательно, на основании п. п. 2 п. 4 ст. 1 1.2 ЗК РФ согласие залогодержателей на раздел участка не требуется.
Довод оспариваемого отказа об отсутствии в представленной доверенности полномочий, подтверждающих право представителя заявителя осуществлять действия по разделу земельного участка также не обоснован, поскольку ЖСК "Рубеж-4" одобряет действия представителя, направленные на раздел земельного участка, что в соответствии с п. 2 ст. 183 Гражданского кодека Российской Федерации создает, изменяет и прекращает соответствующие гражданские права и обязанности у ЖСК "Рубеж-4".
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 14 июня 2016 года исковые требования удовлетворены.
Судом постановлено : Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков па кадастровом плане территории, выраженный в уведомлении N ... от 12.0 1.201 6 года.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя и администрацию г. Ставрополя в течение 30 дней после вступления решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Решение является основанием для переноса Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю после образования земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ... по ул. Города-побратима Безье, 15, в квартале 214, актуальных записей об исходном земельном участке с кадастровым номером ... , в том числе записи об аренде в пользу ЖСК "Рубеж-4" в специальные части реестра, открытого на объекты недвижимого имущества, образованные в результате такого преобразования.
Решение является основанием для постановки ФГБУ "Федеральная Кадастровая Палата Росреестра" по Ставропольскому краю образованных земельных участков на кадастровый учет.
Не согласившись с решением суда, представителем администрации города Ставрополя подана апелляционная жалоба, в которой считает решение суда незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что судом первой инстанции неправильно применил нормы материального права. Основанием для отказа послужило не предоставление документов в полном объеме. Просит решение суда отменить.
Представителем Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя подана апелляционная жалоба, в которой считает решение суда незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что отказ в предоставлении муниципальной услуги был обоснован, поскольку заявителем не был представлен полный пакет документов. Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, осуществляется исключительно органом местного самоуправления, но не судом. Просит решение суда отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ЖСК "Рубеж-4", Нейжмак С.Н., Давидян Ж.Г. считают решение суда законным и обоснованным, и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы. Доводы возражений в целом повторяют позицию истцов, изложенную в исковом заявлении.
Давидян Ж.Г. извещалась о месте и времени апелляционного рассмотрения дела на 14 сентября 2016 года, однако извещение вернулось с отметкой "истек срок хранения".
Положениями п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 9 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права своей волей и в своем интересе.
Таким образом, судебной коллегией были предприняты все необходимые меры к извещению истца о времени и месте судебного заседания.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно направлено адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В суд апелляционной инстанции Нейжмак С.Н., представитель администрации города Ставрополя, представители третьих лиц, будучи надлежащим образом уведомленные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель Нейжмак С.Н., Давидян Ж.Г., ЖСК "Рубеж 4", в судебном заседании против удовлетворения апелляционных жалоба возражала, считая решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 14 июня 2016 года указанным требованиям не соответствует.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, 29.04.2014 года между комитетом (арендодатель) и ЖСК "Рубеж-4" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь N 3047, по которому в аренду ЖСК "Рубеж-4" для продолжения строительства многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроено- пристроенными нежилыми помещениями передан земельный участок по адресу: г. Ставрополь, ул. Города-побратима Безье, 15, в квартале 214, с кадастровым номером ... , площадью 23 360 кв.м.
Дополнительным соглашением N ... от 31.07.2014 года стороны внесли в договор аренды от 29.04.2014 года N ... изменения в части предмета договора, и согласовали уменьшение площади арендуемого земельного участка с 23 360 кв.м. до 15 189 кв.м. в связи с разделом земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.2. договора аренды срок аренды с 15.01.2014 по 14.01.2017 года.
Градостроительным планом земельного участка N ... от 15.10.2014 года предусмотрено расположение на земельном участке 6-ти многоэтажных многоквартирных домов (6-ти строительных позиций).
В материалы дела представлены выданные застройщику ЖСК "Рубеж-4" разрешения на строительство объекта капитального строительства многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями N RU ... от 27.0.3.2014 года (в отношении поз. 1 Секция Л, Секция Б, Секция В), N ... от 1 1.06.2014 года (в отношении поз. 2), N ... от 10.1 1.2014 года (в отношении поз. 3), N ... от 10.1 1.2014 года (в отношении поз. 4), N ... от 05.12.2014 года (в отношении поз. 5), N ... от 05.12.2014 года (в отношении поз. 6).
ЖСК "Рубеж-4" на указанном земельном участке ведет строительство многоэтажных многоквартирных домов с привлечением денежных средств граждан и юридических для долевого строительства.
Из указанных 6-ти строительных позиций 3 многоэтажных многоквартирных жилых дома возведены и введены в эксплуатацию, что подтверждается разрешениями на ввод в эксплуатацию: N ... от 22.10.2014 года (1 позиция); N ... от 15.05.2015 года (2 позиция); N ... от 24.12.2015 года (3 позиция).
Одно из помещений в многоквартирном жилом доме по ул. Безье, 15 (1-ая строительная позиция), принадлежит Нейжмаку С.П., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26 АК N ... , выданным Управлением Росреестра по СК, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 10.03.2015 года внесена запись регистрации N ...
Собственником одной из квартир в многоквартирном доме по ул. Безье, 15 (2-ая строительная позиция), является Нейжмак С.П., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26 АК N ... , выданным Управлением Росреестра по СК, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 19.10.2015 года внесена запись регистрации N ...
Собственником одной из квартир в многоквартирном доме но ул. Безье, 15 (3-ая строительная позиция), является Давидян Ж.Г., что подтверждается выпиской из ГГР11 на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.04.2016 года, полученной посредством электронного сервиса Росреестра России "запрос к информационному ресурсу Р.ГРП", о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 13.04.2015 года внесена запись регистрации
...
Строительство остальных трех многоквартирных многоэтажных домов на земельном участке по ул. Безье, 15, в г. Ставрополе, продолжается.
Уведомлением от 12.01.2016 года N ... комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя отказано в предоставлении муниципальной услуги по утверждению представленной схемы расположения на кадастровом плане территории земельных участок по улице Города-побратима Безье, 15, в квартале 214, в связи с отсутствием согласия залогодержателей на раздел указанного земельного участка, а также в представленной доверенности отсутствуют полномочия, подтверждающие право представителя заявителя осуществлять действия по разделу земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования о признании отказа в предоставлении Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, выраженный в уведомлении N ... от 12.01.2016 года, суд исходил из того, что обращение ЖСК "Рубеж-4" с заявлением о разделе земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда в силу следующего.
В соответствии со ст.11.2 Земельного Кодекса РФ, Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:
1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;
3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.
В силу положений ст.11.3 Земельного Кодекса РФ, Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно ст.11.4 Земельного Кодекса РФ, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст.11.10 Земельного Кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
Вместе с тем, в соответствии со ст.29 Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно п.18 Административного регламента администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", утвержденного Постановлением администрации г. Ставрополя от 21.05.2015 N 962, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
1) документы, указанные в пункте 14 Административного регламента, не представлены либо представлены не в полном объеме;
2) состав, форма или содержание представленных документов не соответствуют требованиям действующего законодательства и настоящего Административного регламента;
3) с заявлением о предоставлении муниципальной услуги обратилось лицо, не обладающее правом на предоставление муниципальной услуги в соответствии с настоящим Административным регламентом;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению о предоставлении муниципальной услуги, форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе";
5) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка или земельных участков, образование которых предусмотрено схемой их расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
6) разработка схемы расположения земельного участка или земельных участков с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных земельным законодательством;
7) несоответствие схемы расположения земельного участка или земельных участков утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
8) расположение земельного участка или земельных участков, образование которых предусмотрено схемой расположения земельного участка или земельных участков, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с п.14 Административного регламента, в целях получения муниципальной услуги заявителем в Комитет, Центр подается заявление о предоставлении муниципальной услуги, заполненное по форме, приведенной в приложении 3 к Административному регламенту, с приложением следующих документов:
- Подлинник и копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- Подлинник и копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
- Подлинник и копия заверенного перевода на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства, в случае если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на земельном участке, из которого образуется земельный участок, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров (при наличии зданий, сооружений на земельном участке);
- Подлинники и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здания, сооружения, расположенные на земельном участке, из которого образуется земельный участок, если право на них не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, сооружений на земельном участке);
- Подлинники и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на земельный участок, из которого образуется земельный участок, если право на указанный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП);
- Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, осуществившего подготовку данной схемы, на электронном носителе (CD-R либо DVD-R);
- Заверенная надлежащим образом копия решения суда, на основании которого осуществляется образование земельного участка (в случае образования земельного участка на основании решения суда);
- Согласие в письменной форме залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, перераспределении образуются земельные участки (в случае если земельные участки находятся в залоге у иных лиц).
Таким образом, Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя было обоснованно отказано заявителю в предоставлении муниципальной услуги, поскольку к заявлению не было приложено письменное согласие залогодержателей земельного участка на его раздел.
Кроме того, судом не было учтено, что вопрос об образовании земельных участков на основании п.п.2 п.4 ст.11 Земельного Кодекса разрешается в судебном порядке при наличии спора между собственником и арендатором относительно раздела земельного участка, которого по настоящему делу не имеется.
Также судом не было учтено, что вопросы утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории относятся к исключительной компетенции органа местного самоуправления, и разрешаются последним только при проведении проверки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема) на соответствие установленным требованиям к форме, формату или требованиям к подготовке схемы; на соответствие установленным требованиям к образуемым земельным участкам; проверки наличия полного или частичного совпадения местоположения земельного участка или земельных участков, образование которых предусмотрено схемой, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы, срок действия которого не истек; проверки наличия полного или частичного совпадения местоположения земельного участка или земельных участков, образование которых предусмотрено схемой, с местоположением земельного участка, образование которого предусмотрено в соответствии с ранее поданным и находящимся на рассмотрении заявлением о предоставлении муниципальной услуги.
Указанные обстоятельства судом исследованы не были.
Кроме того, как правильно указали представители администрации города Ставрополя и Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, суд, принимая решение о защите нарушенного права, не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка гражданину на праве собственности либо на праве аренды, а также не вправе предрешать за орган местного самоуправления вопрос о том, какая сделка должна быть заключена с гражданином на основании поданного заявления.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, как постановленным с нарушением норм материального права, и оно подлежит отмене, с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 14 июня 2016 года - отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Жилищно-строительного кооператива "Рубеж-4", Нейжмак Сергея Николаевича, Давидян Жанны Геннадьевны к администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, "Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю" и ФГБУ "Федеральная Кадастровая Палата Росреестра" по Ставропольскому краю, о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, выраженного в уведомлении N ... от 12.01.2016 года и возложении обязанности на Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя и администрацию г. Ставрополя в течение 30 дней после вступления решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории - отказать в полном объеме.
Апелляционные жалобы - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.