Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Быстрова О.В.,
судей Медведевой Д.С., Фоминова Р.Ю.,
с участием прокурора Пилипко Д.А.,
при секретаре Павловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика- Министерства имущественных отношений Ставропольского края в лице полномочного представителя Воропаева И.А.
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 30 июня 2016 года
по иску прокурора Грачевского района Ставропольского края в интересах С.А.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С.,
установила:
Прокурор Грачевского района Ставропольского края в интересах С. А.А. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
В обоснование своего иска прокурор указал, что в связи с имеющими на территории Ставропольского края фактами нарушений жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокуратурой района регулярно проводятся проверки исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В частности при проверке факта обеспеченности жильем С.А.А. *** года рождения, являющейся уроженкой г. Ставрополя, Ставропольского края, сведения о котором предоставлены в Министерство образования Ставропольского края и в последующем в министерство имущественных отношений Ставропольского края, органом опеки и попечительства отдела образования администрации Грачевского района, для реализации законного права на обеспечение жильем, установлено следующее.
В ходе проверки установлено, что *** года в период брака С.Т.Д. и С.А.С. в г. Ставрополе, Ставропольского края родилась С.А.А.
28.07.2009 решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края родители несовершеннолетней С.А.А.: С.Т. Д., **** года рождения и С.А.С., **** года рождения в отношении дочери лишены родительских прав.
С августа 2009 по ноябрь 2012 года С.А.А. находилась под опекой родной бабушки П.Т.А. по адресу: ****
С сентября 2013 по февраль 2016 года С.А.А. находилась на полном государственном обеспечении, а именно являлась студенткой****, что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании от 03.02.2016 N **** серии***.
По своему статусу С.А.А. является социальной сиротой.
Проверкой установлено, что С.А.А., зарегистрирована по адресу: ****.
Нанимателем жилого помещения по договору социального найма или собственником жилого помещения не является.
11.03.2016 решением Министерства образования Ставропольского края С.А.А., **** года рождения, включена в сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с направлением данных в министерство имущественных отношений Ставропольского края для реализации права на жилищное обеспечение.
При этом до настоящего времени ответчиком - министерством имущественных отношений Ставропольского края, выступающим в роли уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом края и в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма должных мер по обеспечению жилым помещением" С.А.А. не предпринимается, чем нарушаются её законные права.
Таким образом, в настоящее время имеет право на обеспечение со стороны ответчика жилым помещением в силу закона, что последним не реализовано, чем также нарушено ее право на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 30 июня 2016 года исковое требование прокурора Грачевского района Ставропольского края - удовлетворено.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить С.А.А., *** года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство имущественных отношений Ставропольского края в лице полномочного представителя Воропаева И.А. просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 30 июня 2016 года отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Свои доводы мотивировал тем, что судом нарушены нормы процессуального права, предусмотренные ст.148 ГПК РФ. В доводах апелляционной жалобы ответчик ссылается на ст. 330 ГПК РФ, ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Ст.7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановление Правительства СК от 20 июня 2013 г., утвердившим порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда СК.
Подчеркивает, что данный порядок является непосредственно тем документом, который регламентирует предоставление детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда СК в настоящее время.
Апеллянт ссылается на то, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что С.А.А. обратилась с заявлением о предоставлении ей жилого помещения лишь 04.05.2016 и в журнале учета заявление зарегистрировано под номером 2080.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание явились: С.А.А.
В судебное заседание не явились: ответчик- Министерство имущественных отношений Ставропольского края, третьи лицо- Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края, третье лицо- Орган опеки и попечительства администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края, извещены надлежащим образом о времени и дне судебного заседания.
Принимая во внимание, что все лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и дне судебного заседания, ходатайств от ответчика и третьих лиц об отложении судебного заседания не поступало, руководствуясь ст. 167 ГПК, судебная коллегия по гражданским делам, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав прокурора Пилипко Д.А., считавшего решение суда не подлежащим отмене, истицу С.А.А., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, С.А.А., в интересах которой прокурором подан вышеобозначенный иск, родилась **** году.
28.07.2009 решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края родители несовершеннолетней С.А.А.:С.Т.Д., *** года рождения, и С.А.С., **** года рождения, в отношении дочери лишены родительских прав.
С августа 2009 по ноябрь 2012 года С.А.А. находилась под опекой родной бабушки- П.Т.А. по адресу: ****.
С сентября 2013 по февраль 2016 года С.А.А. находилась на полном государственном обеспечении, а именно являлась студенткой****, что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании от 03.02.2016 N****.
По своему статусу С.А.А. является социальной сиротой.
Проверкой установлено, что С.А.А., зарегистрирована по адресу: ****.
Нанимателем жилого помещения по договору социального найма или собственником жилого помещения не является.
11.03.2016 решением Министерства образования Ставропольского края С.А.А., **** года рождения включена в сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с направлением данных в министерство имущественных отношений Ставропольского края для реализации права на жилищное обеспечение.
С.А.А. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
До настоящего времени С.А.А. специализированным жилым помещением не обеспечена.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что С.А.А. имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда.
Постановлением Правительства СК от 20.06.2013г. N 240-п утвержден порядок предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Принимая во внимание положения приведенных норм права, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на министерство имущественных отношений Ставропольского края.
Ответчик фактически указывает на то, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма. Постановленное судом решение, по мнению ответчика, повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений.
Данный довод жалобы не может быть принят во внимание.
Ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. Нормами раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению. Толкование ответчиками норм правовых актов обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов и правовых актов Ставропольского края.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 30 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.