Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 02 сентября 2016 г. по делу N 33а-305/2016
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Яицкого Р.А.,
судей: Клубкова Ю.В.,
Вагапова Р.К.,
при секретаре Тенишевой Г.А., с участием представителя административных ответчиков Шипилова М.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика - председателя жилищной комиссии управления Иванова А.Ф. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 27 июня 2016 года, которым удовлетворено заявление бывшего военнослужащего Козинова А.В. об оспаривании решения жилищной комиссии управления , связанного с отказом в постановке на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Вагапова Р.К., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, заслушав объяснения представителя административных ответчиков Шипилова М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
решением жилищной комиссии управления от 27 апреля 2016 года N Козинову отказано в признании нуждающимся с составом семьи 4 человека в жилом помещении в г. О. и постановке на соответствующий учёт на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку дочь административного истца не относится к категории лиц, перечисленных в п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Полагая свои права нарушенными, Козинов обратился в Оренбургский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать названное решение незаконным, обязать жилищную комиссию отменить решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии его составом семьи 4 человека на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Рассмотрев данное административное исковое заявление, Оренбургский гарнизонный военный суд решением от 27 июня 2016 года удовлетворил требования Козинова.
Не согласившись с решением суда, председатель жилищной комиссии подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы административный ответчик указывает, что акт обследования жилищно-бытовых условий проживания Козинова составлен им самим. При этом представители управления, подписавшие данный акт, на квартиру административного истца не выезжали.
Далее отмечается, что дочь административного истца К. А.А., 1988 года рождения, обучается в Германии, где большую часть времени и проживает. В связи с этим административный ответчик полагает, что судом не установлены все необходимые обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 69 ЖК Российской Федерации, для признания дочери административного истца членом семьи нанимателя жилого помещения.
На апелляционную жалобу административным истцом поданы возражения, в которых он, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить их без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, выслушав представителя административных ответчиков, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в суде первой инстанции, Козинову, заключившему контракт о прохождении военной службы до 1998 года, в октябре 1988 года на состав семьи 3 человека (он, супруга и дочь) предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. О., "адрес", общей площадью 40,8 кв. м. 5 августа 2002 года у административного истца родился сын - К. Д.А. В связи с чем и предстоящим увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе административный истец 13 апреля 2016 года обратился в жилищную комиссию с заявлением о постановке его с составом семьи 4 человека на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещениях в г. О..
Оспариваемым решением жилищной комиссией ему в этом отказано. Основанием для отказа послужило то, что дочь административного истца достигла возраста 28 лет и в настоящее время проживает в г. Л. (Германия), то есть не является членом семьи административного истца.
Вопреки мнению в жалобе, суд принял решение на основе установленных в судебном заседании фактических данных и в соответствии с нормами действующего законодательства, приведя в обоснование своих выводов надлежащую аргументацию.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
Суд первой инстанции обосновано указал, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильём, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 69 ЖК Российской Федерации определено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Таким образом, ссылка административного ответчика в обоснование отказа в принятии на учёт дочери Козинова на то, что в соответствии с п. 5
ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" она не относятся к членами семьи военнослужащего, является необоснованной.
Согласно названной норме закона к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих", относятся перечисленные в ней лица, если иное не установлено данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Между тем к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилищным законодательством отнесены проживающие совместно с ним дети.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что к членам семьи административного истца, имеющим право на предоставление жилого помещения совместно с ним, необходимо отнести и его дочь в возрасте 28 лет, которая в настоящее время обучается в образовательном учреждении за пределами Российской Федерации.
При этом каких-либо доказательств того, что дочь Козинова имеет иное жилое помещения для постоянного проживания административным ответчиком не представлено. Её же проживание в Германии является временным и обусловлено профессиональным обучением.
Абзацем 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Учитывая указанные обстоятельства, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на состав семьи административного истца из 4 человек, менее учётной нормы площади жилого помещения, установленной в г. О. постановлением Оренбургского городского Совета от 19 мая 2005 года N 119 "Об установлении нормы предоставления и учётной нормы площади жилого помещения", в размере 13,5 кв. м общей площади жилого помещения, что позволяет Козинову с указанным составом семьи находиться на жилищном учёте.
Довод жалобы о том, что акт обследования жилого помещения, занимаемого административным истцом, составлен последним не может повлиять на правильность судебного решения, поскольку данный акт правового значения в рамках рассматриваемых требованиям не имеет.
Нарушения или неправильного применения норм процессуального права, которые привели бы к принятию неверного решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 27 июня 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Козинова А.В. об оспаривании решения жилищной комиссии управления , связанного с отказом в постановке на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещений, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика Иванова А.Ф. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда Р.К. Вагапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.