Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 23 сентября 2016 г. по делу N 33а-309/2016
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Прыткова Р.В.,
Сироты Д.А.,
при секретаре Платоновой Е.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации) Алексеевой Т.Г. на решение Самарского гарнизонного военного суда от 24 июня 2016 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего военного представительства Министерства обороны Российской Федерации Буренка Э.В. об оспаривании действий начальника ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации, связанных с принятием решения о размере субсидии, предоставляемой административному истцу и членам его семьи для приобретения (строительства) жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Безбородова С.П., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, а также выступление административного истца Буренка Э.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
решением начальника ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации от 18 апреля 2016 года N Буренку, состоящему на учете нуждающихся в жилых помещениях с 8 апреля 1999 года с формой обеспечения - жилищная субсидия в избранном месте жительства в г. П., на состав семьи 4 человека: Буренок Э.В., его супруга - Б. О.С., сын - Б. А.Э. (2009 г.р.) и дочь - Б. В.Э. (2013 г.р.) была предоставлена жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в сумме N рублей N копеек из расчета норматива общей площади жилого помещения 57,65 кв.м. При расчете размера жилищной субсидии, подлежащей выплате административному истцу и членам его семьи, норматив площади жилого помещения был уменьшен на 14,35 кв.м.
Считая свои права нарушенными, Буренок обратился в Самарский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать решение в части уменьшения норматива общей площади жилого помещения для расчета субсидии для приобретения (строительства) жилья на 14,35 кв.м незаконным и обязать начальника ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации вынести дополнительное решение о доплате ему жилищной субсидии в размере N рублей N копеек, не включенной в расчет в связи с вычетом 14,35 кв.м, а федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения МО Российской Федерации по Свердловской области" произвести указанную выплату.
Самарский гарнизонный военный суд решением от 24 июня 2016 года административное исковое заявление Буренка удовлетворил частично. Суд признал незаконным решение начальника ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации от 18 апреля 2016 года N в части производства расчета жилищной субсидии для приобретения жилого помещения с уменьшением общей площади жилого помещения на 14,35 кв.м.
Суд обязал начальника ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации отменить в этой части принятое решение и с учетом приведенных в судебном решении мотивов признания незаконным произведенного расчета жилищной субсидии принять новое решение по данному вопросу, в том числе с учетом установленных в суде обстоятельств относительно обоснованности уменьшения общей площади жилого помещения для расчета жилищной субсидии на 14,35 кв.м.
Кроме того, суд взыскал с ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации в пользу Буренка судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины и справок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, всего в размере N рублей.
В остальной части административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Не соглашаясь с решением гарнизонного военного суда, представитель начальника ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации Алексеева Т.Г. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое решение об отказе Буренку в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы Алексеева, ссылаясь на ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам, уволенным с военной службы", Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76, приводя положения подп. "д" п. 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", а также обращая внимание на то обстоятельство, что в июне 1998 года Министерством обороны Российской Федерации Буренку на состав семьи 2 человека было предоставлено жилое помещение общей площадью 28,7 кв.м, которое в настоящее время принадлежит на праве собственности его дочери от первого брака, делает вывод о том, что Буренок и члены его семьи вправе претендовать на жилое помещение общей площадью 57,65 кв.м, то есть за вычетом принадлежавшей административному истцу 1/2 доли (или 14,35 кв. м) в предоставленном в июне 1998 года жилом помещении.
На апелляционную жалобу Буренок подал возражения, в которых, не соглашаясь с приведёнными в апелляционной жалобе доводами, просит оставить её без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав выступление административного истца, поддержавшего свои письменные возражения и просившего апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основе анализа и оценки совокупности имеющихся в деле доказательств, достаточных для правильного разрешения заявленных требований. При разрешении административного искового заявления суд правильно применил нормы материального права, регулирующие оспариваемые публичные правоотношения. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, приведших к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено.
Право на жилищную субсидию для военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и признанных нуждающимися в жилых помещениях, к которым относится Буренок, установлено ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на их приобретение или строительство, в том числе жилищной субсидии, в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" утверждение порядка расчета жилищной субсидии возложено на Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 3 февраля 2014 года N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 3 и 4 Правил установленный норматив общей площади жилого помещения (18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек) при расчете размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 27 постановления от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом ранее полученного жилого помещения от Федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Из материалов дела следует, что в 1998 году Буренку на состав семьи 2 человека (он и его бывшая супруга - Б. С.В.) Министерство обороны Российской Федерации предоставило жилое помещение по адресу: г. С., "адрес", общей площадью 27,8 кв.м, в которой они проживали на основании ордера от 11 июня 1998 года N. В 1999 году у них родилась дочь - Б.М., которая также была зарегистрирована и проживала в указанной квартире.
Согласно протоколу заседания жилищной бытовой комиссии представительства заказчика от 27 апреля 1999 года N (л.д. 75) Буренок в связи с рождением дочери принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи три человека.
27 февраля 2002 года, что подтверждается свидетельством о расторжении брака , брак между Буренком Э.В. и Б. С.В. был расторгнут на основании решения Октябрьского районного суда г. Самары от 21 декабря 2001 года.
В 2010 году Буренок Э.В. снялся с регистрационного учета, а жилое помещение по адресу: г. С., "адрес", оставил бывшим членам семьи, в связи с чем ему была выдана справка от 31 марта 2010 года N о сдаче жилого помещения родственникам. При этом мер к выделению причитающейся ему доли из спорного жилого помещения и сдаче его жилищным органам Министерства обороны Российской Федерации не принял, посчитав, что при этом будут нарушены права его дочери.
В 2012 году данная квартира была приватизирована дочерью административного истца от первого брака - Б.М..
Как следует из решения начальника ФГКУ "Центррегионжилье" от 18 апреля 2016 года N, Буренку на состав семьи четыре человека (на него, его супругу - Б. О.С., а также детей: Б. А.Э. и Б. В.Э.) предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения в размере N рублей N копеек из расчета норматива жилой площади 57,65 кв.м, то есть общая площадь жилого помещения для расчета размера жилищной субсидии была уменьшена на 14,35 кв.м (28,7 : 2 = 14,35).
Между тем, принимая такое решение, начальник ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации оставил без внимания, что в 1999 году семья административного истца увеличилась до трех человек в связи с рождением дочери, и по этой причине Буренок был признан нуждающимся в жилом помещении и принят на соответствующий жилищный учет в качестве такового.
Поскольку данное обстоятельство, влияющее на правильность принятия решения о нормативе общей площади жилого помещения, используемого при расчете жилищной субсидии Буренку и членам его семьи, было оставлено жилищным органом без внимания и решение принято без учета прав дочери административного истца от первого брака на жилое помещение, предоставленное Буренку ранее Министерством обороны Российской Федерации, что повлекло нарушение жилищных прав административного истца и членов его семьи при расчете субсидии, суд первой инстанции обоснованно признал решение ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации от 18 апреля 2016 года N незаконным и подлежащим отмене, возложив на должностное лицо обязанность по рассмотрению данного вопроса повторно с учетом установленных в суде значимых обстоятельств.
Не согласиться с решением суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, а приведенные в апелляционной жалобе доводы представителя административного ответчика не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения, так как основаны на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Самарского гарнизонного военного суда от 24 июня 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего военного представительства Министерства обороны Российской Федерации Буренка Э.В. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с принятием решения о размере субсидии для приобретения жилого помещения, предоставляемого истцу и его членам семьи, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Алексеевой Т.Г. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда С.П. Безбородов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.