Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью "НордЭнерго" Старостина К.С. на постановление главного государственного инспектора Ярославского и Некрасовского районов Ярославской области по пожарному надзору от 12 мая 2016 года и решение судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 7 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "НордЭнерго",
установила:
Постановлением главного государственного инспектора Ярославского и Некрасовского районов Ярославской области по пожарному надзору от 12 мая 2016 года Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "НордЭнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Административное правонарушение выразилось в следующем: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований пожарной безопасности, установленных действующим законодательством в отношении ООО "НордЭнерго", а именно объекта котельной Минобороны России, расположенной по адресу: "адрес", выявлены нарушения требований пожарной безопасности: пунктов 20, 28, 33, 61, 43, 475, 478, подпункта "в" пункта 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N390, части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", статей 2, 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 3, части 3 статьи 4, статьи 5, части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4 НПБ 110-03, пункта 5.1 НПБ 104-03.
Решением судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 7 июля 2016 года постановление оставлено без изменения.
В Ярославский областной суд поступила жалоба защитника ООО "НордЭнерго" Старостина К.С. В жалобе ставится вопрос об отмене решения судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 7 июля 2016 года и прекращении производства по делу.
Доводы жалобы сводятся к нарушению в ходе проведения проверки, рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО "НордЭнерго" норм процессуального и материального права. ООО "НордЭнерго" указывает на отсутствие состава административного правонарушения.
Законный представитель, защитник ООО "НордЭнерго" в судебное заседание не явились.
Главный государственный инспектор Ярославского и Некрасовского районов Ярославской области по пожарному надзору Максимов К.П. и помощник военного прокурора Ярославского гарнизона Западного военного округа Кучерявый Е.С. возражали против удовлетворения жалобы.
Заслушав лиц, участвующих в деле об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, прихожу к выводу, что основания для отмены или изменения решения судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 7 июля 2016 года и постановления главного государственного инспектора Ярославского и Некрасовского районов Ярославской области по пожарному надзору от 12 мая 2015 года отсутствуют.
В части 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
За нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрена административная ответственность в части 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
За нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений предусмотрена административная ответственность в части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Из материалов дела видно, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Ярославскому и Некрасовскому районам Ярославской области совместно с Военной прокуратурой Ярославского гарнизона проведена проверка соблюдения требований техники пожарной безопасности на объекте Минобороны России - котельной N, расположенной по адресу: "адрес".
В ходе данной проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, образуют:
1. Нарушение пункта 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N390 - на дверях складских и производственных помещений не обеспечено наличие обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
2. Нарушение 28 Правил противопожарного режима в Российской Федерации - специальная одежда лиц работающих с маслами, лаками, красками и другими легковоспламеняющимися жидкостями хранится не в металлических шкафах, допускается беспорядочное хранение.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ, образуют:
1. Нарушение пункта 475 Правил противопожарного режима в Российской Федерации - в здании конторы на огнетушителях отсутствует порядковый номер, а также отсутствуют паспорта на огнетушители;
2. Нарушение пункта 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации - руководителем организации не обеспечена исправность первичных средств пожаротушения (огнетушители неисправны, отсутствуют раструбы и шланги);
3. Нарушение подпункта "в" пункта 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации - в здании котельной эксплуатируются светильники со снятыми колпаками предусмотренными конструкцией светильника.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, образуют:
1. Нарушение части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", статей 2, 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 3, части 3 статьи 4, статьи 5, части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 4 НПБ 110-03, пункта 5.1 НПБ 104-03, пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации - здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с НПБ 110-03 и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с НПБ 104-03;
2. Нарушение пунктов 33, 43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации - в здании котельной отсутствуют знаки пожарной безопасности, в том числе обозначение пути эвакуации и эвакуационные выходы.
Перечисленные нарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Полученные доказательства являются допустимыми, собраны с соблюдением требований главы 26, статей 28.2, 28.4, 28.5 КоАП РФ. Нарушения не установлены.
Доказательства получили надлежащую правовую оценку в постановлении должностного лица и решении судьи в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что права ООО "НордЭнерго" нарушены в связи не уведомлением юридического лица Военной прокуратурой Ярославского гарнизона о проведении проверки по контролю за выполнением обязательных требований пожарной безопасности, не основаны на законе.Проведение проверок прокурором регулируется Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", согласно части 1 статьи 22, части 2 статьи 47 которой прокурор (военный прокурор) при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. При этом обязанности о предварительном уведомлении о проведении такой проверки названный Закон на прокурора не возлагает.
Военная прокуратура Ярославского гарнизона в ходе проверки на объекте Минобороны России реализовала возложенную на нее надзорную функцию (статья 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1) в пределах своих полномочий.
Вынесенные по результатам проверки постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ соответствуют требованиям части 2 статьи 28.4, статьям 28.2, 28.5 КоАП РФ. Нарушения процессуальных норм КоАП РФ отсутствуют.
Довод жалобы о том, что ООО "НордЭнерго" не было заблаговременно извещено Военной прокуратурой Ярославского гарнизона о вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, несостоятелен, обоснованно опровергнут судьей районного суда в обжалуемом решении. В материалах административного дела N имеется извещение о составлении указанных постановлений ДД.ММ.ГГГГ, полученное ООО "НордЭнерго" ДД.ММ.ГГГГ. Принимая во внимание все обстоятельства дела у юридического лица было достаточно времени для реализации права на защиту.
Ссылка жалобы на отсутствие в договоре N по обслуживанию объектов теплотехнического оборудования Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ на обязанность исполнителя ООО "НордЭнерго" по оборудованию в котельных систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения, управлении эвакуацией людей при пожаре, несостоятельна, как и довод жалобы о том, что ООО "НордЭнерго" не является субъектом административного правонарушения, в силу следующего.
Из материалов дела видно, что объект - котельная N Минобороны России, расположенная по адресу: "адрес", вместе с другими объектами был передан Акционерному обществу "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" для эксплуатации на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении недвижимого имущества в безвозмездное пользование АО "данные изъяты" и договора, заключенного во исполнение указанного приказа, от ДД.ММ.ГГГГ N "О передаче объектов теплового хозяйства во временное безвозмездное пользование".
В рамках государственного контракта N на оказание услуг по поставки тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций АО "данные изъяты" привлекло к исполнению контракта ООО "НордЭнерго" путем заключения договора N по обслуживанию объектов теплотехнического оборудования Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим ООО "НордЭнерго" была передана в эксплуатацию котельная N - передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ N, то есть ООО "НордЭнерго" является юридическим лицом, использующим котельную N на законном основании.
В силу изложенного, принимая во внимание пункты 3.1.1 и 3.1.2 договора N, пункт 2.1 Технического задания на техническую эксплуатацию объектов теплоснабжения, расположенных на территории Западного военного округа, ООО "НордЭнерго" приняло на себя обязанность по обеспечению безопасной, безаварийной эксплуатации переданных ему в эксплуатацию объектов. В частности в пункте 2.1 Технического задания указана обязанность соблюдать положения Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N390.
Таким образом, обеспечение безопасной, безаварийной эксплуатации объектов теплоснабжения включает в себя обеспечение пожарной безопасности, в том числе обеспечение на объектах соблюдения требований пожарной безопасности к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей при пожаре, в соответствии с перечисленными нормативно-правовыми актами и иными правовыми актами, регулирующими вопросы пожарной безопасности, к которым имеется отсылка.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, кроме прочих, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Вышеприведенными договором и техническим заданием ООО "НордЭнерго" назначен таким лицом.
При данных обстоятельствах ООО "НордЭнерго" является лицом ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, субъектом административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ ООО "НордЭнерго" совершило административное правонарушение, предусмотренное частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, виновно. У юридического лица имелась возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, но ООО "НордЭнерго" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в бездействии ООО "НордЭнерго" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Вопрос о виновности юридического лица разрешен должностным лицом в установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ нет.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО "НордЭнерго" с соблюдением правил назначения административного наказания, установленных в статьях 3.1, 3.5, 4.1 - 4.4 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, рассмотрено должностным лицом в пределах своих полномочий - статья 23.34 КоАП РФ. Порядок и процедура возбуждения дела об административном правонарушении, привлечения юридического лица к административной ответственности, в том числе в части сбора доказательств по делу, рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения по нему постановления, соблюдены.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей в соответствии с требованиями главы 30 КоАП РФ. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения судьи, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Обжалуемые акты соответствуют требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Основания для отмены постановления главного государственного инспектора Ярославского и Некрасовского районов Ярославской области по пожарному надзору от 12 мая 2015 года и решения судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 7 июля 2016 года, в том числе по доводам жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление главного государственного инспектора Ярославского и Некрасовского районов Ярославской области по пожарному надзору от 12 мая 2016 года и решение судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 7 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "НордЭнерго" оставить без изменений, жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью "НордЭнерго" Старостина К.С. - без удовлетворения.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.