Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Равинской О.А.
судей Кутузова М.Ю., Ваниной Е.Н.
при секретаре Бушуевой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ваниной Е.Н.
22 августа 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Ростовского муниципального района Ярославской области на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 20 июня 2016 года, которым постановлено:
"Удовлетворить исковые требования Ростовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в полном объеме.
Обязать Администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области обеспечить финансирование мероприятий в МДОУ "Детский сад N 30 р.п. Петровское" по установке системы наружного видеонаблюдения, охранной сигнализацией, а также канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112" за счет казны Ростовского муниципального района в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МДОУ "Детский сад N 30 р.п. Петровское" оборудовать образовательное учреждение системой наружного видеонаблюдения, а также каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112" в течение трех месяцев после выделения денежных средств".
По делу установлено:
Ростовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ростовского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по установке системы наружного видеонаблюдения, охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112" в МДОУ "Детский сад N 30 р.п. Петровское" за счет казны Ростовского муниципального района, возложении на МДОУ "Детский сад N 30 р.п. Петровское" обязанности оборудовать образовательное учреждение указанными системами.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки учебных организаций к учебному году и соблюдения ими требований безопасности ведения образовательного процесса в деятельности дошкольных образовательных учреждений района выявлены нарушения Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Судом вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда с принятием по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, исследовав письменные материалы дела, заслушав представителя администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, Управления образования администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, МДОУ "Детский сад N30 р.п. Петровское" по доверенностям Нищенкову Д.Е., поддержавшую доводы жалобы, возражения по жалобе прокурора Лемеховой Т.С., судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению в части срока обеспечения финансирования по следующим основаниям.
С выводом суда об удовлетворении исковых требований и его мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, соответствующими обстоятельствам дела и закону - Федеральному закону от 06.03.2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федеральному закону от 30.12.2009 года N384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений", Федеральному закону от 29.12.2012 года N273-ФЗ "Об образовании", требованиях Свода Правил СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения".
Материальный закон применен правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Довод жалобы об отсутствии прямого указания закона на необходимость обеспечения образовательного учреждения системой видеонаблюдения, а также указание в жалобе на рекомендательный характер положенных в основу решения положений Свода Правил "Общественные здания и сооружения", несостоятельны.
Выполнение указанной обязанности предусмотрено законодательством об антитеррористической защищенности, направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Судебная коллегия не может согласится с доводом апелляционной жалобы о том, что здание, в котором расположена школа, введено в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений", в связи с чем установленные им требования не могут быть применены до осуществления капитального ремонта здания.
Положения п. 1 ч. 1 ст. 42 Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" действительно предусматривают, что требования к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения. Аналогичную норму содержит СП 118.13330.2012.
Между тем, установленные ограничения в применении содержащихся в них требований к зданиям и сооружениям, указывающих на необходимость их реконструкции, либо выполнения капитального ремонта, в данном случае применены быть не могут, поскольку выполнение работ по установке системы видеонаблюдения, охранной сигнализации, канала передачи тревожных сообщений ни в какой степени не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом здания школы. В сметном расчете указаны работы о прокладке проводов в коробах по стенам, что свидетельствует о возможности их выполнения без капитального ремонта и реконструкции здания.
Вопреки доводам жалобы, организация дежурства сторожей и установление ограждения по всему периметру образовательного учреждения, в силу положений Федерального закона от 06.03.2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму" являются недостаточными мерами для достижения полной антитеррористической защищенности, которая может быть осуществлена лишь при комплексном функционировании всех предусмотренных законодательством мер антитеррористической направленности.
Вместе с тем, судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о необходимости установления для администрации Ростовского муниципального района Ярославской области иного срока финансирования выполнения мероприятий, направленных на оборудование здания образовательного учреждения охранными системами.
Установленный судом срок критерию разумности не отвечает и не обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, поскольку для устранения выявленных нарушений закона в деятельности образовательной организации необходимо значительное количество денежных средств, финансирование таких мероприятий в сформированный бюджет района на 2016 года не заложено.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения статьи 206 ГПК РФ и отсутствие возражений со стороны истца, решение суда в указанной части подлежит изменению с установлением срока финансирования до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ростовского районного суда Ярославской области от 20 июня 2016 года изменить в части срока исполнения обязанности по финансированию.
Обязать администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области обеспечить финансирование мероприятий в МДОУ "Детский сад N 30 р.п. Петровское" по установке системы наружного видеонаблюдения, охранной сигнализацией, а также канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112" за счет казны Ростовского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части апелляционную жалобу администрации Ростовского муниципального района Ярославской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.