Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.
судей Парменычевой М.В., Суринова М.Ю.
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Парменычевой М.В.
26 августа 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 10 июня 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Бугаева М.В. удовлетворить.
Обязать Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области выполнить комплекс необходимых мероприятий по газоснабжению природным газом жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", обеспечив выполнение работ по прокладке наружных распределительных сетей газоснабжения низкого давления от места присоединения к газораспределительной сети до ввода в указанный дом".
По делу установлено:
Бугаев М.В. и ФИО5 являются собственниками жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес".
Работы по газификации указанного жилого дома были предусмотрены в программе по газификации левобережья г. Тутаева за счет бюджетных средств, однако проведены не были.
В связи с чем, Бугаев М.В. обратился в суд с иском к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, Администрации городского поселения Тутаев Ярославской области, с учетом уточнений просил возложить обязанность выполнить работы по прокладке наружных распределительных сетей газоснабжения низкого давления от места присоединения к газораспределительной сети до "адрес".
В обоснование иска указал, что в ДД.ММ.ГГГГ. проводилась газификация левобережья г. Тутаева. В письме от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Тутаевского МР ЯО сообщила, что не представляется возможным запроектировать газопровод низкого давления ближе к домам из-за прохождения в районе домом N N кабеля связи (оптико-волоконного) " организация1". Между тем, ДД.ММ.ГГГГ Северным филиалом ОАО " организация2" выданы технические условия на присоединение вышеуказанного дома к распределительным сетям. В настоящее время Администрация Тутаевского МР предлагает выполнить проведение газопровода к дому за счет средств собственников домовладений. Однако истец полагает, что указанные работы должны быть реализованы органом местного самоуправления, не исполнившим принятую программу газификации в рамках предоставленных бюджетных средств.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, заслушав в поддержание доводов жалобы представителя администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области по доверенности Шашкину М.М., возражения Бугаева М.В. и его представителя по устному ходатайству Андреевой И.В., изучив материалы дела, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда и удовлетворению не подлежит.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25 июня 2012 г. N 91-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах поселения газоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ) с 01 января 2015 г. вопросы организации в границах поселения газоснабжения населения решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Деятельность по газификации левобережной части г. Тутаева осуществлялась в рамках целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области" на 2008-2010 года, утвержденной в новой редакции Постановлением Правительства Ярославской области от 17 июня 2009 г. N595-п, из анализа которой следует, что одной из основных целей реализации данной Программы являлось обеспечение природным газом, в том числе, жителей сельских районов области. В результате реализации Программы должна осуществляться поэтапная газификация 161 населенного пункта, строительство свыше 400 км газораспределительных сетей должно повысить уровень газификации домов с населением около 30 тысяч человек.
Судом установлено и следует из материалов дела, что работы по газификации жилого дома истца были запланированы в рамках реализации указанной программы, для осуществления которой был составлен соответствующий проект, прошедший государственную экспертизу. При этом выделение денежных средств производилось адресно, с учетом разработанных проектов, в том числе с учетом организации работы по дому истца.
Указанный вывод суда не оспаривался представителем ответчика.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии технической возможности подключения дома истца к газораспределительной сети и включении указанных работ в программу, ответчиком необоснованно предусмотренные мероприятия программы не реализованы, отвод от газопровода к дому истца не сделан.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Принятая во исполнение вышеназванных федеральных законов программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области" на 2008-2010 года предусматривала деятельность по газификации левобережной части г. Тутаева.
Согласно Программе заказчиком строительство уличных газопроводов с отводами к жилым строениям левобережной части г. Тутаева осуществлялось в рамках государственного контракта. Исполнители программы - департамент строительства Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области осуществляли реализацию, финансирование программных мероприятий по газификации, модернизации объектов инженерной инфраструктуры ЖКК в соответствии с методиками предоставления и распределения субсидий на реализацию областной целевой программы.
Софинансирование осуществлялось при наличии утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации по мероприятиям, отвечающим основным целям Программы и подтвержденным технико-экономическим обоснованием и пояснительной запиской, дающими краткую характеристику объекта, целей и задач, которые будут достигнуты вводом конкретного объекта инфраструктуры или, в случае необходимости, при наличии обязательства органа местного самоуправления, предусматривающего обеспечение разработки, проведения государственной экспертизы и утверждения в текущем году проектной документации на эти объекты без использования субсидии для разработки и (или) проведения государственной экспертизы указанной документации.
Как установлено судом, в рамках реализации программы и заключенных с муниципальными образованиями соглашений об осуществлении совместных действий по организации строительства была разработана проектно-сметная документация, заключен контракт на выполнение работ по прокладке наружных распределительных сетей газоснабжения низкого давления в левобережной части "адрес", техническим заданием на работы по газификации которого предусматривалась прокладка подводящих сетей к частным жилым домам и вводы включая "адрес".
Из материалов гражданского дела, в том числе из пояснений участников процесса, следует, что реализация работ по газификации, запроектированных в соответствии с информацией, предоставленной администрацией городского поселения, в части газификации дома истца не исполнена, не смотря на полное освоение финансирования программы.
При этом доказательств наличия каких-либо объективных препятствий к реализации принятых обязательств, ответчиком не представлено. Как указал представитель ответчика, техническая возможность подключения дома истца существовала, однако работы не были выполнены по причине необходимости дополнительного согласования проведения земляных работ на площади с интенсивным движением, выполнение которого при реализации проекта было отложено.
При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении требований истца судебная коллегия находит обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о завершении программы и отсутствии финансирования в настоящее время осуществления указанных истцом мероприятий не опровергает выводов суда о том, что именно на администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области как исполнителе лежала обязанность по реализации утвержденной и профинансированной целевой программы, включающей газификацию дома истца.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы жалобы по существу рассмотренного спора сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 10 июня 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.