Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Горохова С.Ю.
судей Брюквиной С.В., Кузьминой О.Ю.
при секретаре Хлестковой О.Г.
22 августа 2016 года
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Брюквиной С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Иванова В.И. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
В удовлетворении требований Иванова В.И. отказать.
Судебная коллегия установила:
Иванов В.И. обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению "Центр социальных выплат" города Ярославля", государственному автономному учреждению Ярославской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" о возложении обязанности подтвердить право на бесплатный проезд в общественном транспорте, выдать персонифицированную электронную транспортную карту.
Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом второй группы. Причина инвалидности - травма, полученная во время службы в органах внутренних дел - "военная травма". В настоящее время ему предоставлена электронная транспортная карта, по которой ему предоставляется льгота по оплате проезда в общественном транспорте в городе Ярославе в размере 50 процентов от стоимости. Иванов В.И. с этим не согласен, считает, что он имеет одинаковый статус с инвалидами и участниками Великой Отечественной Войны, поэтому ему должна быть предоставлена транспортная карта, предусматривающая право бесплатного проезда в общественном транспорте.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым истец не согласился.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных Ивановым В.И. требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене решения суда и удовлетворению не подлежит.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) устанавливались правовые гарантии социальной защиты инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий (далее - инвалидов войны) по материально-бытовому обеспечению в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, в частности, путем предоставления соответствующих льгот.
Согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" инвалиды войны имели право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившим в действие с 1 января 2005 года, в Федеральный закон "О ветеранах" внесены изменения. Положения подпункта 23 пункта 1 статьи 14 этого Федерального закона признаны утратившими силу.
Статья 13 Федерального закона "О ветеранах" изложена в новой редакции, согласно которой для ветеранов установлена социальная поддержка, предусматривающая осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Кроме того, указанный Федеральный закон дополнен статьей 23.1 предусматривающей право инвалидов войны на ежемесячную денежную выплату.
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что до 1 января 2005 года федеральное законодательство предусматривало такую меру социальной поддержки для инвалидов войны, как право на бесплатный проезд во всех видах городского пассажирского транспорта. Однако с 1 января 2005 года указанная мера социальной поддержки отменена. Вместо нее и ряда иных ранее предусмотренных льгот установлена ежемесячная денежная выплата.
Отказывая в удовлетворении заявленных Ивановым В.И. требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что ни Федеральный закон "О ветеранах", ни какой-либо иной Федеральный закон не предусматривают право инвалидов войны на бесплатный проезд в городском общественном транспорте.
В силу положений статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии его бюджетной возможности и не служит основанием для выделения средств из федерального бюджета.
Законом Ярославской области от 19 декабря 2008 года N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области" предусмотрены дополнительные по сравнению с установленными федеральным законодательством меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан и определен круг лиц, которым такая поддержка предоставляется.
Так, пунктом 2 части 5 статьи 58 Закона предусмотрена социальная услуга по освобождению от оплаты 100 процентов стоимости проезда в городском, пригородном и междугородном сообщении, предоставляемая постоянно на всей территории Ярославской области участникам и инвалидам войны.
Согласно статье 48 Закона участниками и инвалидами войны признаются лица, признанные участниками Великой Отечественной войны и инвалидами Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Указанные меры социальной поддержки являются дополнительными, реализуют закрепленное федеральным законодательством право, а не обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать данные меры за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Следовательно, определение оснований, порядка, размера, круга лиц, которым такая поддержка предоставляется, а также условий реализации данных дополнительных мер социальной поддержки относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Меры социальной поддержки для инвалидов войны по сравнению с федеральным законодательством не уменьшены.
Поскольку истец не относится к числу лиц, предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона Ярославской области от 19 декабря 2008 года N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области", ему обоснованно отказано в предоставлении льготы, установленной пунктом 2 части 5 статьи 58 Закона.
Частью 7 статьи 58 Закона Ярославской области от 19 декабря 2008 года N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области" до 2016 года было установлено, что социальные услуги, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются гражданину при условии предъявления документа, подтверждающего отнесение его к категории, имеющей право на получение соответствующей меры социальной поддержки. С 1 января 2016 года данные услуги предоставляются при условии автоматизированной регистрации проезда с использованием персонифицированной электронной транспортной карты. Порядок оформления, выдачи и использования персонифицированных электронных транспортных карт устанавливается Правительством Ярославской области.
Факт пользования истцом бесплатным проездом в общественном транспорте до января 2016 года при предъявлении удостоверения не является основанием для выдачи ему соответствующей персонифицированной электронной карты, поскольку он не относится к кругу лиц, определенных пунктом 2 части 5 статьи 58 Закона Ярославской области от 19 декабря 2008 года N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области".
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Иванова В.И. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.