Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Малахова В.А.,
судей Задворновой Т.Д., Нуждина С.В.
при секретаре Кропотовой И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
30 августа 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Кочиной Н.В., Кочина Д.В., Викуловой О.В. по доверенности Бабенко С.И. на решение Фрунзенского районного суда г.Ярославля от 21 июня 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Кочиной Н.В., Викуловой О.В., Кочина Д.В. оставить без удовлетврения."
Заслушав доклад судьи Задворновой Т.Д., судебная коллегия
установила:
Кочина Н.В., Викулова О.В., Кочин Д.В. обратились в суд с иском к мэрии города Ярославля о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения в границах г.Ярославля, отвечающего установленным требованиям, с количеством комнат - не менее 2, общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м. на праве общей совместной собственности взамен принадлежащего на праве общей совместной собственности жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование иска указано, что Кочиной Н.В., Викуловой (до регистрации брака - Кочиной) О.В., Кочину Д.В. на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение общей площадью "данные изъяты" кв.м., состоящее из 2 комнат, по адресу: "адрес". Постановлением мэра г.Ярославля от 2 сентября 2004 года N 3561 улица Заречная пос. Новоселки переименована в ул. Рябиновую, нумерация домов оставлена прежней. Адрес жилого помещения, принадлежащего истцам на праве общей совместной собственности, - "адрес".
Постановлением мэрии города Ярославля от 10 ноября 2011 года N 3024 "О расселении и сносе жилых домов", изданном на основании заключений городской межведомственной комиссии от 21 апреля 2011 года NN 10, 11, 12, 13, был установлен срок для отселения физических лиц из помещений в многоквартирных домах NN19,20,21,22 по ул. Рябиновой во Фрунзенском районе, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до 31 декабря 2013 года.
В указанный в постановлении срок отселение истцов из жилого помещения не проведено, иное благоустроенное жилое помещение не предоставлено. Впоследствии жилой дом N по "адрес" включен в региональную адресную инвестиционную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2015 годы, утвежденную постановлением Правительства Ярославской области от 22 апреля 2013 года N 432-П.
Каких-либо действий по реализации своей обязанности по предоставлению иного благоустроенного жилого помещения мэрией города Ярославля не предпринято. В силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, относящегося к аварийному жилищному фонду и включенного в региональную адресную программу, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение либо предоставления другого жилого помещения на праве собственности. При этом собственник помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Аварийное состояние жилого дома, в котором проживают истцы, создает угрозу для их жизни и здоровья.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Кочиной Н.В., Кочина Д.В., Викуловой О.В. по доверенности Бабенко С.И. ставится вопрос об отмене решения, вынесении нового решения. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене решения и удовлетворению не подлежит.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
В силу ч.1 ст.16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, жилой дом N по "адрес" включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 - 2017 годы, утвержденную Постановление Правительства Ярославской области от 22 апреля 2013 года N 432-п, со сроком переселения граждан не позднее 3 квартала 2017 года.
Постановлением мэрии г.Ярославля от 29 апреля 2016 года N 622 изъяты путем выкупа для муниципальных нужд города Ярославля земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, на котором расположен многоквартирный жилой дом, являющийся аварийным и подлежащим сносу, в том числе у Кочина Д.В., Кочиной Н.В., Кочиной (Викуловой) О.В. "данные изъяты" долей в праве собственности на земельный участок, а также жилые помещения в указанном доме, в том числе квартира N, находящаяся в собственности у Кочина Д.В., Кочиной Н.В., Кочиной (Викуловой) О.В.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на мэрию г.Ярославля обязанности предоставить Кочину Д.В., Кочиной Н.В., Кочиной (Викуловой) О.В. на праве собственности во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, аналогичного ранее занимаемому.
Однократное изменение органом местного самоуправления срока расселения жилого дома, предусмотренного региональной адресной программой, не может служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что жилой дом находится в ненадлежащем техническом состоянии, не опровергает содержащихся в решении выводов суда первой инстанции и не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку такое техническое состояние дома и повлекло за собой признание его аварийным и подлежащим сносу.
То обстоятельство, что ранее решением суда удовлетворялись исковые требования жителей аналогичного дома и на мэрию г.Ярославля возлагалась обязанность предоставить жилые помещения, также не является основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку по делу, на которое имеется ссылка в апелляционной жалобе, удовлетворялись требования нанимателей жилого помещения в порядке ст. 57, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. В отношении собственников жилого помещения действует иная норма права - ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
По изложенным основаниям апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г.Ярославля от 21 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Кочиной Н.В., Кочина Д.В., Викуловой О.В. по доверенности Бабенко С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.