Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Абрамовой Н.Н.
судей Маньковой Е.Н., Бритвич Ю.С.
при секретаре Амелиной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле "1"сентября 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа город Рыбинск
на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 17 июня 2016 года, которым постановлено:
Признать пункт 2 постановления Администрации городского округа город Рыбинск от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе Каптикову П.Е. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении" незаконным.
Признать за Каптиковым П.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федерального бюджета.
Обязать Администрацию городского округа город Рыбинск включить Каптикова П.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, по городу Рыбинску и имеющих право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, исходя из даты постановки на учет нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Маньковой Е.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Администрации городского округа город Рыбинск по доверенности Гутерман О.А., поддержавшей жалобу, возражения на жалобу представителя Каптикова П.Е. по доверенности Зарубиной Н.П., и прокурора Лемеховой Т.С., судебная коллегия
установила:
Рыбинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Каптикова П.Е. к Администрации городского округа город Рыбинск и, с учетом уточнения исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ, просил признать недействительным пункт 2 постановления Администрации городского округа г. Рыбинск от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе Каптикову П.Е. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении"; признать за Каптиковым П.Е. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета; обязать Администрацию городского округа город Рыбинск включить Каптикова П.Е. в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 11.01.2010 г. N 1-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета и признании утратившим силу постановления Администрации области от 01.02.2006 г. N 32" с момента первоначального обращения.
Исковые требования мотивированы тем, что Каптиков П.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является ветераном - участником Великой Отечественной войны, проходил военную службу в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Каптиков П.Е. является нуждающимся в жилых помещениях. После установления группы инвалидности вследствие общего заболевания ( ДД.ММ.ГГГГ) Каптиков П.Е. приравнен по льготам к инвалидам войны, ему выдано удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны с отметкой о праве на меры социальной поддержки, установленные статьями 14 и 17 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" При таких обстоятельствах Каптиков П.Е. имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Администрация городского округа город Рыбинск.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к нарушению и неправильному применению судом норм материального права. Ответчик указывает на то, что истец не имеет права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, т.к. признан инвалидом в связи с общим заболеванием и не является инвалидом Великой Отечественной войны, поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 года.
Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов жалобы, судебная коллегия считает, что жалоба не содержит оснований для отмены решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
Удовлетворяя требования прокурора в интересах Каптикова П.Е., суд правильно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу о том, что Каптиков П.Е. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, приравнен по мерам социальной поддержки к инвалидам войны, поэтому имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Выводы суда в решении подробно и убедительно мотивированы, судом правильно применен и истолкован закон.
Доводы апелляционной жалобы Администрации повторяют позицию ответчика в данном споре, которую ответчик приводил в суде первой инстанции.
Доводы Администрации городским судом тщательно проанализированы с учетом норм закона и фактических обстоятельств настоящего дела и обоснованно признаны несостоятельными, основанными на ошибочном толковании закона. Правовая оценка доводов Администрации приведена в решении городского суда, с выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Как следует из закона, несмотря на то, что в Каптиков П.Е. в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О ветеранах" относится к категории ветеранов - участников Великой Отечественной войны, поименованных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 названного закона, после установления инвалидности вследствие общего заболевания он на основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" приобрел право на получение мер социальной поддержки, установленных для инвалидов войны, в частности, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое предусмотрено для инвалидов войны в подпункте 4 пункта 1 статьи 14 названного закона, т.к. истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен на учет для получения жилья. То обстоятельство, что истец не подпадает под категории инвалидов Великой Отечественной войны, названных в статье 4 ФЗ "О ветеранах", не имеет определяющего значения для разрешения дела с учетом нормы пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах".
В Постановлении от 6 февраля 2014 года N 2-П Конституционный Суд РФ указал, что согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. Вводя такое регулирование, федеральный законодатель - учитывая заслуги перед государством и обществом участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие причин, непосредственно не связанных с исполнением долга по защите Отечества, и, соответственно, не имеющих оснований претендовать на присвоение статуса инвалида Великой Отечественной войны, их преклонный возраст, состояние здоровья и другие социально значимые факторы - исходил из необходимости создания для них равных с инвалидами Великой Отечественной войны условий, которые в наибольшей степени компенсировали бы связанные с инвалидностью ограничения жизнедеятельности и обеспечивали бы доступ к социальным благам и услугам.
Право Каптикова П.Е. на меры социальной поддержки, установленные для инвалидов войны, подтверждено также указанием в его удостоверении участника Великой Отечественной войны на то, что истец имеет право на льготы не только по статье 17 ФЗ "О ветеранах", но и по статье 14 этого закона (л.д. 14-об).
Коль скоро истец относится к лицам, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные для инвалидов войны, то исходя из буквального толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 14 названного закона не имеет правового значения то обстоятельство, что истец поставлен на учет после 1 января 2005 года. Доводы Администрации в данной части не соответствуют содержанию указанной нормы закона. Это фактически подтверждает и Департамент строительства Ярославской области в своем письменном отзыве на иск прокурора, перечисляя категории граждан, обеспечение жильем которых производится за счет средств федерального бюджета (л.д. 80-81). Названный Департамент является органом исполнительной власти, уполномоченным производить оформление свидетельств на предоставление гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В связи с тем, что позиция Администрации не соответствует правильному применению и толкованию материального закона при фактических обстоятельствах настоящего дела, доводы жалобы не могут быть приняты во внимание для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Администрации городского округа город Рыбинск на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 17 июня 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.