Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Абрамовой Н.Н.
судей Маньковой Е.Н., Бритвич Ю.С.
при секретаре Коломейской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле "08"сентября 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 20 июня 2016 года, которым постановлено:
Иск Беляковой Н.В. к ГУ Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации удовлетворить.
Взыскать с ГУ Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу Беляковой Н.В. в счет компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации денежные средства в размере ... руб.
Заслушав доклад судьи Маньковой Е.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ ЯРО ФСС РФ по доверенности Филиновой С.А., поддержавшей жалобу, возражения на жалобу Беляковой Н.В., судебная коллегия
установила:
Белякова Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ЯРО ФСС РФ, Фонд) о взыскании с ответчика компенсации за самостоятельно приобретенные для инвалида технические средства реабилитации с учетом инфляции в сумме 7590 рублей.
Иск обоснован следующими обстоятельствами.
Белякова Н.В. осуществляла уход за инвалидом 1 группы ФИО 1, ... года рождения, который был парализован. Ему как инвалиду 1 группы в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПР) полагалось обеспечение техническими средствами реабилитации - пеленками и подгузниками. ФИО 1 была выдана истице доверенность на представление его интересов, в том числе в органах социальной защиты. Истица обратилась от имени ФИО 1 в ЯРО ФСС РФ за получением технических средств реабилитации. Сотрудник Фонда по телефону сообщила истице, что ФИО 1 поставлен на очередь на получение технических средств реабилитации, которые будут предоставлены инвалиду через 2-3 месяца, до указанного времени следует приобретать технические средства реабилитации за свой счет, сохраняя чеки, которые в последующем можно предъявить в ЯРО ФСС РФ для получения денежной компенсации. Необходимые ФИО 1 средства реабилитации Фондом не были предоставлены в натуре, были приобретены истицей, а именно подгузники и пеленки на общую сумму ... руб. ДД.ММ.ГГГГ ФИО 1 умер. После его смерти истица обратилась к ответчику с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, но ей Фондом было отказано. Денежная сумма, потраченная на приобретение указанных технических средств реабилитации для ФИО 1 ( ... руб.) является для истицы и её семьи значительной, с учетом инфляции (10% от ... руб. = ... руб.) составляет ... рублей, данную сумму истица просила взыскать с Фонда в её пользу.
Ответчик иск не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Фонд.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований истца. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права, несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель указывает, что Белякова Н.В. не имеет права на возмещение указанных расходов, т.к. не являлась членом семьи ФИО 1, на иждивении у него не находилась, совместное хозяйство не вела. При жизни ни ФИО 1, ни его родственники за компенсацией расходов в Фонд не обращались. Фонд несет обязанности только перед самим инвалидом. В связи с его смертью обязательства Фонда по предоставлению технических средств реабилитации инвалиду либо выплате за них денежной компенсации прекратились.
Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия исходит из следующего.
Меры социальной защиты инвалидов предусмотрены Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее ? Закон о защите инвалидов).
Согласно части 1 статьи 11 названного Закона индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу части 2 этой же статьи индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с частью 3 этой же статьи индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалиды, либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно части 6 названной статьи если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Понятие технических средств реабилитации, вопросы обеспечения ими инвалидов урегулированы в статье 11.1 названного Закона о защите инвалидов.
В ней, в частности, предусмотрено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Такой порядок установлен Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. N 240 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно пункту 15.1 Правил в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации разработан и утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 г. N 57н (далее - Порядок N 57н).
Компенсация выплачивается инвалиду, в частности, в том случае, если инвалид самостоятельно приобрел предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 4 названного 4 Порядка N 57н размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о которой располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети интернет по электронному адресу htt//www zакuркi.gоv.ru, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В случае если уполномоченным органом размещение заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не проводилось либо процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуги (конкурс, аукцион, запрос котировок) не состоялось, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последнего по времени размещения уполномоченным органом на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: htt//www zакuркi.gоv.ru, проведенного любым другим 4. Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Согласно пункту 5 названного Порядка N 57н компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления перечисленных в данном пункте документов.
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате декой компенсации (пункт 6 Порядка N 57н).
Согласно пункту 19 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и виде отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 сентября 2014г. N657н, выплата компенсации, предусмотренной подпунктом "г" пункта 14 Регламента, осуществляется территориальным органом Фонда в месячный срок с даты принятия решения о ее выплате, которое принимается территориальным органом Фонда в течение 30 дней со дня подачи заявления в части выплаты компенсации и документов, указанных в пунктах 22 и 25 Регламента.
Таким образом, в случае, если по каким-либо причинам Фонд не обеспечил инвалида полагающимися ему в соответствии с ИПР техническими средствами реабилитации в натуре, инвалид вправе приобрести их за свой счет и представить в Фонд документы для получения денежной компенсации в установленном названным Порядком N 57н размере.
Из материалов дела следует, что ФИО 1, ... года рождения, являлся инвалидом 1 группы.
ДД.ММ.ГГГГ от его имени на Белякову Н.В. оформлена в нотариальном порядке доверенность на представление его интересов, в том числе в бюро МСЭ, органах социальной защиты (л.д. 7).
Индивидуальная программа реабилитации ФИО 1 оформлена ДД.ММ.ГГГГ, в ней предусмотрено его право на обеспечение техническими средствами реабилитации: подгузники - 1 шт. в сутки, впитывающие простыни (пеленки) - 2 шт. в сутки.
На основании данной ИПР представитель ФИО 1 от его имени ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Фонд с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации (л.д. 21), ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО 1 был поставлен на учет в ЯРО ФСС РФ на обеспечение техническими средствами реабилитации (л.д. 26).
Таким образом, ФИО 1 имел право на получение пеленок и подгузников в натуре в количестве, предусмотренном ИПР, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, либо - при отсутствии такого обеспечения - право на денежную компенсацию в размере стоимости приобретенных технических средств реабилитации, но не более стоимости соответствующих технических средств реабилитации, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 Закона о защите инвалидов, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (52 дня).
Согласно свидетельству о смерти ФИО 1 умер ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем он снят в Фонде с учета по обеспечению техническими средствами реабилитации. В связи со смертью ФИО 1 отношения между ним и Фондом как органом, уполномоченным предоставлять технические средства реабилитации инвалиду либо выплачивать за них денежную компенсацию инвалиду, прекратились.
Судом первой инстанции правильно установлено, за денежной компенсацией за самостоятельно приобретенные средства реабилитации с предоставлением соответствующих документов ни сам ФИО 1, ни его представитель не обращались. Соответственно, Фонд указанный вопрос при жизни ФИО 1 не рассматривал, не принимал решения о выплате, а также не отказывал инвалиду в выплате названной компенсации.
Ссылки Фонда в жалобе на положения пункта 1 статьи 1183 ГК РФ в данном случае определяющего значения для разрешения дела не имеют, т.к. истица не заявляла требований о возмещении своих расходов на основании указанной нормы, не ссылалась на то, что она являлась членом семьи умершего, проживавшим с ним совместно, либо нетрудоспособным иждивенцем наследодателя.
Денежная компенсация, полагавшаяся ФИО 1 в соответствии с частью 6 статьи 11 Закона о защите инвалидов и пунктом 15.1 названных выше Правил от ДД.ММ.ГГГГ, ему при жизни не была назначена в связи с отсутствием соответствующего обращения, следовательно не выплачена, и право на её получение инвалид утратил в связи со смертью. Также это право утратила и Белякова Н.В. как представитель ФИО 1, поскольку действие выданной ей ФИО 1 доверенности прекратилось. Выводы районного суда о том, что полномочия Беляковой Н.В. на предъявление к ответчику требований о взыскании компенсации, полагающейся ФИО 1, подтверждаются доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ, являются ошибочными для разрешения дела, постановлены без учета того, Белякова Н.В. обратилась в суд после смерти ФИО 1, когда действие доверенности уже прекращено.
Расходы Беляковой Н.В., понесенные на приобретение технических средств реабилитации для ФИО 1., суд квалифицировал как убытки истицы, причиненные Фондом, поскольку Фонд не обеспечил инвалида ни средствами реабилитации в натуре, ни денежной компенсацией за их приобретение; вместо Фонда это обеспечение было предоставлено инвалиду истицей в виде технических средств реабилитации в натуре.
Для возмещения Беляковой Н.В. расходов как убытков, т.е. в порядке гражданских правоотношений оснований, не имеется, т.к. для применения статей 15, 1064 ГК РФ необходима вина причинителя вреда.
Установление вины причинителя вреда возможно, в частности, в случае совершения ответчиком неправомерных действий. Однако по отношению к ФИО 1 Фонд незаконных, неправомерных действий не совершил, т.к. приведенными выше нормами специального законодательства о защите инвалидов предусмотрено, что в случае непредоставления Фондом по каким-либо причинам технических средств реабилитации в натуре право инвалида реализуется через выплату ему денежной компенсации, но за такой компенсацией ФИО 1 не обратился при жизни. В отношении истицы Фонд не являлся обязанным лицом, поэтому также не совершил виновных действий.
Для возмещения истице требуемой суммы в порядке применения норм о неосновательном обогащении ответчика законных оснований также не имеется.
В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 4 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
В рассматриваемой ситуации, учитывая указанные выше требования гражданского и специального законодательства о защите инвалидов, принимая во внимание причины невыплаты компенсации инвалиду, нельзя признать, что Фонд без установленных законом оснований сберег свое имущество за счет истицы.
Как следует из дела, приобретение для ФИО 1 технических средств реабилитации производилось представителем инвалида в надежде на то, что указанные расходы в соответствии с представленными чеками будут возмещены инвалиду Фондом. Однако в связи со смертью инвалида такое возмещение стало невозможным.
Взыскание в пользу истицы денежной компенсации, право на которую имел сам инвалид, но за ней не обратился в Фонд, и, соответственно, не успел её получить при жизни, законом не предусмотрено.
С учетом приведенных выше мотивов судебная коллегия считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, что привело к вынесению незаконного решения.
В соответствии с названными выше нормами закона Белякова Н.В. не имеет права на возмещение расходов, понесенных на приобретение технических средств реабилитации для инвалида ФИО 1, в связи с чем в иске ей надлежало отказать полностью.
По указанным основаниям решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 20 июня 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Беляковой Н.В. к государственному учреждению "Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" о взыскании денежной суммы отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.