Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Малахова В.А.,
судей Задворновой Т.Д., Семиколенных Т.В.
при секретаре Кругловой Е.А.
с участием прокурора Князьковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
13 сентября 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе УФССП России по Ярославской области, апелляционному представлению заместителя прокурора Кировского района г.Ярославля на решение Кировского районного суда г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ года, которым постановлено:
"Исковые требования Тиханова И.А. удовлетворить частично.
Восстановить Тиханова И.А. на службе в прежней должности начальника отдела - старшего судебного пристава Специализированного отдела оперативного дежурства УФССП России по Ярославской области. Решение в части восстановления на работе обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с Управления ФССП России по Ярославской области в пользу Тиханова И.А. денежное содержание за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме "данные изъяты" рубль "данные изъяты" копеек."
Заслушав доклад судьи Семиколенных Т.В., судебная коллегия
установила:
Тиханов И.А. обратился в суд с иском к УФССП России по Ярославской области о восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула.
В обоснование исковых требований указано, что Тиханов И.А. работал в УФССП России по Ярославской области в должности начальника отдела - старшего судебного пристава Специализированного отдела оперативного дежурства УФССП России по Ярославской области. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ года служебный контракт прекращен (расторгнут) с ДД.ММ.ГГГГ года на основании п.1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.04.2014 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с утратой доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, в связи с предоставлением заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и свою супругу. С увольнением Тиханов И.А. не согласен, поскольку им были предоставлены необходимые пояснения по движению денежных средств, сведения по имуществу, ошибочно не указанных в сведениях о доходах, коррупционная составляющая при этом отсутствовала, однако к нему была применена крайняя мера - увольнение со службы, несмотря на возможность применения иных мер взыскания. Просит признать незаконным приказ об увольнении, восстановить его на службе, в уточненных требованиях также просил взыскать денежное содержание за время вынужденного прогула в размере "данные изъяты" рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УФССП России по Ярославской области, апелляционном представлении заместителя прокурора Кировского района г.Ярославля ставится вопрос об отмене решения, вынесении нового решения. Доводы жалобы и представления сводятся к нарушению судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы и представления, исследовав материалы дела, заслушав прокурора Князькову М.А., представителя УФССП России по Ярославской области Гричкань Е.А., поддержавших доводы, изложенные в апелляционном представлении и апелляционной жалобе, Тиханова И.В. и его представителя Сентищеву Е.В., возражавших против удовлетворения представления и жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, Тихановым И.А. факт предоставления неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи, не отрицался и был установлен комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих УФССП России по Ярославской области и урегулированию конфликта интересов.
Принимая решение по заявленным требованиям, суд пришел к выводу, что с учетом предоставления Тихановым И.А. неполных и недостоверных сведений о доходах за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года, а за ДД.ММ.ГГГГ год ДД.ММ.ГГГГ года установленный ч.3 ст.59.3 Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" шестимесячный срок наложения дисциплинарного взыскания за указанные нарушения к моменту издания приказа о расторжении с Тихановым И.А. служебного контракта ДД.ММ.ГГГГ года является истекшим. Кроме того, суд отметил, что нареканий по работе Тиханов И.А. не имел, к дисциплинарной ответственности не привлекался, неосновательного обогащения, каких-либо доходов в денежной или натуральной форме не получил.
С указанными выводами судебная коллегия не соглашается в виду следующего.
Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.
В целях противодействия коррупции Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установилдля лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, следующие запреты и обязанности:
запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (пункт 3 части 1 статьи 7.1);
обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 1 и 4 части 1 статьи 8);
обязанность представлять сведения о своих расходах (часть 1 статьи 8.1);
обязанность уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений (часть 1 статьи 9);
обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно (часть 1 и 2 статьи 11);
обязанность в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11).
Неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного и муниципального служащего с государственной или муниципальной службы (часть 9 статьи 8, часть 3 статьи 8.1, часть 3 статьи 9, часть 5.1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Физические лица, совершившие коррупционные правонарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Приведенному правовому регулированию соответствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, в которых закреплены аналогичные обязанности и запреты.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15, частью 1 статьи 20 и частью 1 статьи 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Анализ норм действующего законодательства, содержащих понятие дисциплинарного проступка государственных и муниципальных служащих, позволяет сделать вывод о том, что применение дисциплинарных взысканий связывается с нарушением служебной дисциплины. Нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к государственным, муниципальным служащим различные виды дисциплинарных взысканий, и в частности, увольнение по соответствующему основанию "в связи с утратой доверия".
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.
Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых, полномочий.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 59.2 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
В силу положений ст. 59.3 указанного Федерального закона, взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Исчисление срока применения взыскания со дня совершения государственным служащим коррупционного правонарушения, законом не установлено. Выводы суда первой инстанции об исчислении срока привлечения к дисциплинарной ответственности с момента подачи справок, содержащих недостоверные сведения, основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с подпунктом "а" п.1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утв. Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065, представитель нанимателя вправе проводить проверки достоверности сведений представленных государственными служащими за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду.
В связи с этим, судебная коллегия соглашается с доводом апелляционного представления о том, что неполнота и недостоверность сведений, представленных гражданским служащим может быть выявлена только в ходе сопоставления справок за отчетный период и два предшествующих года.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки справок Тиханова И.А. и его супруги за ДД.ММ.ГГГГ (отчетный) и ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ гг. был выявлен факт совершения истцом коррупционного правонарушения. Анализ сведений проводился в ДД.ММ.ГГГГ согласно графику, утвержденному представителем нанимателя.
В ходе проверки были установлены факты предоставления Тихановым И.А. неполных (недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и супруги - Тихановой Ю.Н.
По данным фактам Тихановым И.А. были даны объяснения на заседании комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ согласно которым неполнота представленных сведений была обусловлена, по сути, небрежным отношением к оформлению справок.
Основанием к увольнению Тиханова И.А. послужили принятые по результатам проверки рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих УФССП России по Ярославской области (протокол N от ДД.ММ.ГГГГ).
Судебная коллегия приходит к выводу, что процедура увольнения Тиханова И.А. была соблюдена, на момент увольнения установленный законом срок привлечения к дисциплинарной ответственности пропущен не был.
Состав совершенного истцом правонарушения формальный, выяснение обстоятельств получения в результате действий госслужащего неосновательного обогащения не требуется.
Поскольку факт предоставления Тихановым И.А. неполных (недостоверных) сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера нашел свое подтверждение, ответчик вправе был привлечь истца к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия. Наличие либо отсутствие наложенных дисциплинарных взысканий правового значения при увольнении по вышеуказанному основанию не имеет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Тиханова И.А. отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.