Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Ломтевой Л.С.
Судей Парменычевой М.В., Федотовой Н.П.
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 02 сентября 2016 года
административное дело по апелляционной жалобе Крайновой Ю.В. на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 27 мая 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Крайновой Ю.В. отказать.
С момента вступления в силу настоящего решения суда считать отмененными меры предварительной защиты, принятые определением Ярославского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, в виде запрета Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области совершать любые действия по земельному участку с характерными точками границ "данные изъяты" из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, площадью "данные изъяты" по адресу: "адрес".
Заслушав доклад судьи Ломтевой Л.С., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Крайнова Ю.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР. С учетом уточнения исковых требований, окончательно просила:
- признать незаконным решение комиссии по имущественным и земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского СП ЯМР ЯО N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Крайновой Ю.В. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка;
- признать недействительным Постановление Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области N от ДД.ММ.ГГГГ.
- обязать Администрацию Карабахского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области провести процедуру предварительного согласования предоставления Крайновой Ю.В. земельного участка с характерными точками границ: "данные изъяты" без проведения торгов из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" с приложением схемы расположения земельного участка по утвержденной форме на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ N;
- признать Постановление главы Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области Шибаева Е.В. N от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории недействительным, а приложение к нему незаконным;
- обязать Администрацию Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области заключить с Крайновой Ю.В. договор аренды земельного участка с характерными точками границ: "данные изъяты" согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по утвержденной форме без проведения торгов из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес";
признать незаконным Постановление главы Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области и N от ДД.ММ.ГГГГ.
возместить госпошлину в размере "данные изъяты".;
- возместить расходы истца на подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в размере "данные изъяты".
В обоснование исковых требований указала, что с отказом в предварительном согласовании предоставления ей земельного участка не согласна, так как основания для отказа, предусмотренные пп. 2 п. 8 ст. 39.18, п. 12 ст. 39.16 ЗК РФ отсутствовали. Во-первых, ответчиком принято решение предварительно согласовать предоставление земельного участка по заявлению истца с приложенной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подлежащей утверждению (первая выписка из Протокола N20 от 13.10.2015 г.) Во-вторых, истек, предусмотренный ст. 169 ГК РФ и ст. 34 ФЗ N171-ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ", трехгодичный срок, в течение которого на спорный не образованный земельный участок могли быть поданы заявления третьих лиц о его предоставлении. Ответчик принял заявление от ДД.ММ.ГГГГ N истца о предварительном согласовании предоставления ей земельного участка: данное действие ответчика, доказывает, что актуальность заявления ФИО за истечением трехгодичного срока его действия нивелировалась. В материалах дела отсутствуют доказательства подготовки и приложения к заявлению ФИО утвержденной оспариваемым Постановлением схемы. Характерные точки границ земельного участка, указанные в утвержденной оспариваемым Постановлением схеме ФИО и схеме приложенной Истцом к заявлению совпадают в точках "данные изъяты" (привязка к соседнему участку), что доказывает факт подготовки схемы по заявлению ФИО после формирования соседнего земельного участка с кадастровым номером N и после заключения ответчиком ДД.ММ.ГГГГ договора на выполнение проектно-изыскательных работ, то есть за пределами трехгодичного срока. Данные обстоятельства доказывают факт злоупотребление правом ответчиком, его заведомо недобросовестное поведение с целью причинения вреда истцу (ст. 10 ГК РФ). В-третьих, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная истцом, поступила к ответчику ранее, чем схема, подготовленная ФИО. Абз. 2,3 пп.3 п.4 ст. 39.11 ЗК РФ говорит, что в случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю. В-четвертых, истец относится как многодетная мать к той категории граждан, которым в силу пп.14 п.2 ст. 39.6, п.1 ст. 39.15 ЗК РФ предоставлено первоочередное право на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов, следовательно, особенности предоставления земельных участков, установленные ст. 39.18 ЗК РФ не применяются к спорной ситуации. Невыполнение ответчиком публичной обязанности по соблюдению процедуры, предусмотренной ст. 39.18 ЗК РФ, в том числе обязанности в установленные сроки обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка не может препятствовать истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В-шестых, Постановление N является недействительным: ответчик, принимая решение об исправлении технической ошибки, Постановлением N меняет норму права, что нельзя признать исправлением технической ошибки. В-седьмых, по заявлениям, поданным в 2012 г. решения о предварительном согласовании места размещения объекта до ДД.ММ.ГГГГ не приняты. Все сроки для обжалования бездействий прошли (ст. 256 ГПК РФ). Следовательно, интерес у граждан отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ изменились правила предоставления земельных участков и ранее действовавшие п.5 ст. 30, ст.ст. 30.1, 31 и 32 признаны утратившими силу, т.е. заявления, поданные до этой даты (и до даты принятия ФЗ 171-ФЗ) и не подпадающие под действие переходных положений ст.34 ФЗ 171-ФЗ, не порождают прав на предоставление спорного земельного участка. Следовательно, права граждан-третьих лиц не затрагиваются.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения в связи с его необоснованностью, нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав Крайнову Ю.В., представителя Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР по доверенности Кулакову А.С., Куликову Л.А., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцу по своей сути является правильным. Ранее Комиссией по земельным и имущественным отношениям Ярославского муниципального района по сути вынесено решение о проведении аукциона земельного участка, который совпадает по местоположению с испрашиваемым истицей участком. Постановление Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ изменившего основания отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка вынесено в пределах компетенции указанного органа и прав истца не нарушает.
С указанными выводами, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия не соглашается, поскольку они противоречат обстоятельствам дела и закону - ст.ст. 39.6, 39.15, 39.16, 39.18 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что Крайнова Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка расположенного в "данные изъяты" площадью "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по имущественным и земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР было принято решение о направлении запроса в КУМИ ЯМР по предоставлению информации из дежурной рабочей карты о наличии других заявок по данному земельному участку.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по имущественным и земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР было принято решение отказать заявителю в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка в р.п. Красные ткачи Ярославского района Ярославской области на основании пп.2 п.8 ст.39.18, п.12 ст.39.16 ЗК РФ.
Постановлением Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ Крайновой Ю.В. отказано в предварительном согласовании земельного участка из земель населенных пунктов для ИЖС площадью "данные изъяты". расположенного "адрес" на основании пп.2 п.8 ст.39.18, п.12 ст.39.16 ЗК РФ.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрены п.8 ст.39.15 ЗК РФ, которая в свою очередь является отсылочной.
В силу п.17 ст.39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Основания, по которым Крайновой Ю.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду являются незаконными, т.к. норма права - пп.2 п.8 ст.39.18 ЗК РФ, на которую имеется ссылка в решении Комиссии по имущественным и земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР и Постановлении Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР N, в Земельном Кодексе РФ отсутствует.
Пункт 12 ст.39.16 ЗК РФ предусматривает возможность отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый Крайновой Ю.В. земельный участок на момент ее обращения с заявлением в Администрацию Карабихского сельского поселения не был образован в соответствии с пп.4 п.4 ст.39.11 ЗК РФ, на кадастровый учет не поставлен, заявлений, предусмотренных подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ в отношении данного земельного участка в администрацию подано не было.
Кроме того, ни протокол заседания Комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.125-134), ни обжалуемое Постановление N (л.д.9) не содержат обоснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, что прямо противоречит п.17 ст.39.15 ЗК РФ.
То обстоятельство, что Постановлением Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО N от 01.04.2016 г., были внесены изменения в Постановление N от ДД.ММ.ГГГГ в части оснований отказа Крайновой Ю.В. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка: с пп.2 п.8 ст.39.18 ЗК РФ на пп.2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, не свидетельствуют о законности этих постановлений и об устранении нарушений прав заявителя.
Во-первых, Комиссией по имущественным и земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, рассматривавшей заявление Крайновой Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ., решения по такому основанию отказа как пп.2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ не принималось.
Во-вторых, пп.2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ содержит 20 оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка. По какому именно основанию было отказано Крайновой Ю.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обжалуемое постановление не содержит.
Доводы представителя административного ответчика о том, что на испрашиваемый истицей земельный участок, еще в 2012 году в Администрацию ЯМР были поданы заявления от 3-х претендентов о его предоставлении, и на заседаниях Комиссии по земельным и имущественным отношениям Ярославского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения о возможности предоставления земельного участка для ИЖС через проведение аукциона (л.д.32-38), судебная коллегия считает несостоятельными. Указанные обстоятельства правового значения не имеют.
Как указывалось выше, Комиссией по земельным и имущественным отношениям ЯМР в июне 2012 года были приняты решения о возможности предоставления земельного участка путем проведения аукциона Данное решение не является, как ошибочно указал суд первой инстанции, решением о проведении аукциона, поскольку такое решение могло быть принято уполномоченным органом только в отношении сформированного земельного участка, прошедшего кадастровый учет (ст.38.1 ЗК РФ в редакции до 01.03.2015 г.). В связи с этим, вывод суда о том, что сроки проведения аукциона ранее действующим законодательством не были определены, значения не имеет.
В силу п.1.6 Положения о порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории Ярославского муниципального района, утвержденного Постановлением администрации Ярославского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ к полномочиям Комиссии по земельным и имущественным отношениям Ярославского муниципального района относится в том числе, принятие решений о предоставлении земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, а также без предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), в том числе и путем продажи с торгов (конкурсов, аукционов) земельных участков либо права на заключение договоров аренды таких участков. Решение Комиссии действительно в течение шести месяцев с момента его принятия.
Решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в установленный 6-ти месячный срок реализованы не были, в связи с чем, утратили силу.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что способ восстановления нарушенного права истца заключается не в обязании ответчика провести процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка без проведения торгов с приложением схемы расположения земельного участка и обязании заключить договор аренды земельного участка, а в обязании повторно рассмотреть заявление Крайновой Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В связи с этим, требования Крайновой Ю.В. о взыскании в ее пользу расходов в размере "данные изъяты" на подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, удовлетворению не подлежат. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в силу п.4 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Постановление Администрации Карабихского сельского поселения N от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит признанию недействительным, поскольку процедура формирования данного участка для проведения аукциона начата в нарушение ст.39.18 ЗК РФ, до принятия законного и обоснованного решения по заявлению Крайновой Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ярославского районного суда Ярославской области от 27 мая 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение комиссии по имущественным и земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского СП ЯМР ЯО N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Крайновой Ю.В. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.
Признать недействительными Постановления Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области N от ДД.ММ.ГГГГи N от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать недействительным Постановление главы Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области N от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Обязать Администрацию Карабахского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ рассмотреть заявление Крайновой Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ. N о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Взыскать с Администрации Карабихского сельского поселения в пользу Крайновой Ю.В. возврат госпошлины в размере "данные изъяты".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.