Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Капустиной Т.М., Карповой В.Н.,
при секретаре Немкове С.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 20 сентября 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения города Черногорска" Ковалевой А.В. на решение Черногорского городского суда от 24 марта 2016 года, которым удовлетворен иск Труфакина Н.Е. к Администрации города Черногорска о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения представителя истца Морозовой Л.К., представителя третьего лица государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения города Черногорска" Ковалевой А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Морозова Л.К., действуя от имени Труфакина Н.Е., обратилась в суд с иском к Администрации города Черногорска о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, мотивируя требования тем, что Труфакин Н.Е. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами в период Второй мировой войны. Однако ответчик отказал ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, посчитав, что истец ухудшил свои жилищные условия, так как, имея в собственности жилой дом площадью 40,25 кв.м., зарегистрировал в нем 21 сентября 2015 года своего внука, вследствие чего обеспечение общей жилой площадью стало менее учетной нормы.
Просила признать незаконным отказ в признании Труфакина Н.Е. нуждающимся в жилом помещении, обязать ответчика включить истца в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать за истцом право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета в соответствии со ст. 15 и ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Республики Хакасия, Министерство финансов Республики Хакасия.
В судебном заседании представитель истца Морозова Л.К. настаивала на иске.
Представитель ответчика Жибинов К.В. иск не признал, пояснил, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, зарегистрировав в доме своего внука, поэтому не может претендовать на постановку на учет как гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий, это право возникнет у истца через 5 лет. В иске просил отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, представителей третьих лиц.
Суд постановилвышеприведенное решение, которым признал незаконным решение Администрации города Черногорска от 29 декабря 2015 года об отказе в признании Труфакина Н.Е. нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Обязал Администрацию города Черногорска включить Труфакина Н.Е. в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признал за Труфакиным Н.Е. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета в соответствии со ст. 15 и ст. 23.2. Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
С решением не согласна представитель государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения "адрес"" (лицо, ранее не участвующее в деле) Ковалева А.В.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить в части признания за Труфакиным Н.Е. права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета в соответствии со ст. 15 и ст. 23.2. Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Указывает, что в соответствии с п. 2.1 Устава учреждения, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 19 октября 2012 года N 693, оно осуществляет социальную поддержку и социальное обслуживание несовершеннолетних узников фашистских концлагерей на территории г. Черногорска. Считает, что суд должен был привлечь учреждение, однако не сделал это, чем лишил возможности принять участие в рассмотрении дела и пользоваться процессуальными правами. Анализируя ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" указывает, что действующим правовым регулированием не предусмотрено обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель истца Морозова Л.К. выражает согласие с решением суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как следует из решения, суд признал за Труфакиным Н.Е. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета в соответствии со ст. 15 и ст. 23.2. Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения города Черногорска" создано для исполнения функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия полномочий в сфере социальной защиты населения на территории муниципального образования город Черногорск, в том числе лиц, имеющих статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами в период Второй мировой войны.
Однако Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения города Черногорска" не было привлечено к участию в деле.
Поскольку решением суда затрагиваются права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле, решение суда первой инстанции в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене, а дело рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения города Черногорска".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, ответчик и представители третьих лиц Министерства финансов Республики Хакасия, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия не явились.
Рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, выслушав представителей истца Морозову Л.К. и третьего лица - государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения города Черногорска" Ковалеву А.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 3 указанной статьи (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела) установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе, по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (подпункт 2 пункта 3 статьи 23.2).
Таким образом, действующее правовое регулирование содержит нормы, предусматривающие включение указанных категорий граждан в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и, напротив, не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей такой меры социальной поддержки как обеспечение жильем.
В силу пункта 3.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 названной статьи предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Республики Хакасия от 26 апреля 2006 года N 14-ЗРХ "О порядке и форме предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, жилых помещений в Республике Хакасия" установлено, что право на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательством имеют следующие категории граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Хакасия (далее - граждане): нуждающиеся в улучшении жилищных условий и имеющие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз участники Великой Отечественной войны.
Как указано в п. 3 ст. 2 Закона N 14-ЗРХ ежегодно списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, уточняются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и до 1 марта текущего года представляются в уполномоченный Правительством Республики Хакасия орган исполнительной власти.
В силу ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Аналогичные положения закреплены в ст. 2 названного Закона.
Труфакин Н.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 2 группы (справка МСЭ N) (л.д. 9) имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, в связи с чем ему выдано соответствующее удостоверение (л.д. 10).
Согласно заключению Врачебной комиссии ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница N 1" N от 24 марта 2016 года Труфакин Н.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждается в постоянном постороннем уходе (л.д. 51).
В силу п. 1 решения Совета депутатов г. Черногорска от 25 февраля 2010 года N 10 учетная норма площади жилого помещения для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", установлена в размере 18 кв. метров общей площади занимаемого жилого помещения.
Как видно из материалов дела, Труфакин Н.Е. является собственником 1/2 доли в праве на дом, расположенный по адресу: "адрес".
Как видно из технического паспорта, жилой дом 1932 года постройки, состоит из жилых комнат площадью -10,4 кв.м. и 14,5 кв.м., кухни -11,4 кв.м., и холодных пристроек площадью 11,5 кв.м. и 7.2 кв.м., то есть общая площадь - 55 кв.м., площадь без холодных пристроек - 36,3 кв.м., жилая площадь -24,9 кв.м.
В указанном доме совместно с истцом зарегистрированы: сын ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 31 марта 1992 года; внук ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 21 сентября 2015 года.
Данных о наличии собственности у ФИО9 судебной коллегией не установлено.
ФИО10 имеет в совместной собственности квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 42,6 кв.м., что следует из договора на передачу государственных квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ N.
Как видно из материалов дела, ФИО10 22 июня 2015 года снялся с регистрационного учета по адресу: "адрес", и 21 сентября 2015 года зарегистрировался по месту жительства истца. 2
3 сентября 2015 года Труфакин Н.Е. обратился в Администрацию "адрес" с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Как следует из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии администрации г. Черногорска N от 29 декабря 2015 года, Труфакину Н.Е. отказано в признании нуждающимся в жилом помещении, поскольку он намеренно ухудшил свои жилищные условия (л.д.17).
Из показаний свидетеля ФИО11 усматривается, что внук и истец проживают одной семьей.
Не доверять показаниям свидетеля у судебной коллегии оснований не имеется, они логичны, не противоречат иным доказательствам.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
В силу ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Морозова Л.К. пояснила, что за вычетом площадей холодных пристроек, общая площадь жилого дома, принадлежащего истцу, составит 36,3 кв.м.( 55 -11,5- 7.2).
С учетом положений ч.5 ст.15 ЖК РФ, Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04 августа 1988 года N37 ( в ред. от 04 сентября 2000 года) судебная коллегия соглашается с доводами представителя истца о том, что общая площадь принадлежащего истцу жилого помещения составляет 36,3 кв.м. (55 кв.м. общая площадь квартиры истца в домовладении - 11,5 кв.м. холодная пристройка - 7,2 кв.м. холодная пристройка).
В соответствии с п. 2 ст. 254 Гражданского кодекса Российской Федерации при разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными.
В общей совместной собственности ФИО10 и ФИО12 находится квартира общей площадью 42,6 кв.м. Таким образом, доля ФИО10 - 21,3 кв.м.
Из изложенного следует, что причитающаяся доля в квартире, принадлежащая на праве собственности ФИО10, подлежала учету.
Поскольку суммарная общая площадь двух указанных жилых помещений составляет 57,6 кв.м. (36,3 + 21,3), то есть более учетной нормы в размере 18 кв. м, приходящейся на истца, его сына и его внука, что не позволяло Труфакина Н.Е. признать нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, оснований для постановки в очередь Труфакина Н.Е. на улучшение жилищных условий не имелось.
Озвученный в суде апелляционной инстанции довод представителя истца Морозовой Л.К. о неосведомленности ФИО10 о приобретении в собственность жилого помещения, отклоняется судебной коллегией, поскольку данное обстоятельство не могло явиться основанием для исключения этого жилого помещения при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий истца и членов его семьи.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Морозова Л.К. ссылаясь на дату постройки ( 1932 год), пояснила, что жилое помещение Труфакина Н.Е.является неблагоустроенным, непригодным для проживания.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Вместе с тем, стороной истца доказательств непригодности спорного жилого дома для проживания, как того требует вышеназванное Положение, не представлено.
Учитывая, что дом, в котором проживает истец, в установленном порядке непригодным для проживания не признан, а сам по себе год постройки не свидетельствует об этом, судебная коллегия полагает данный довод незаслуживающим внимания.
Довод представителя истца Морозовой Л.К. о необходимости ухода за истцом, повлекшей переезд ФИО10 по месту жительства Труфакина Н.Е., отклоняется судебной коллегией, поскольку сам по себе уход за родственником не порождает прав на жилье истца и не требует регистрации. Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что Труфакин Н.Е вправе зарегистрировать в доме, принадлежащем ему на праве собственности в качестве члена семьи своего внука. Однако данная регистрация не повлекла ухудшение жилищных условий истца, поскольку суммарная площадь двух вышеуказанных жилых помещений составляет 57,6, и на трех проживающих приходится по 19,2 кв.м., при учетной норме для ветеранов войны в г. Черногорске -18 кв.м., что свидетельствует об отсутствии нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия полагает необходимым отказать Труфакину Н.Е. в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черногорского городского суда от 24 марта 2016 года по настоящему делу отменить и принять новое.
Отказать в удовлетворении иска Труфакина Н.Е. к Администрации города Черногорска о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в жилом помещении, обязании включить в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании за право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета в соответствии со ст. 15 и ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Председательствующий В.Н. Морозова
Судьи Т.М. Капустина
В.Н. Карпова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.