судья Астраханского областного суда Хасанова М.М., при секретаре А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления Росприроднадзора по Астраханской области на решение Черноярского районного суда Астраханской области от 16 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном "---" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования "Село Соленое Займище"
установил:
постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 4 июля 2016 года администрация муниципального образования "Село Соленое Займище" признано виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного "---" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде "---"
Администрацией муниципального образования "Село Соленое Займище" подана жалоба в Черноярский районный суд Астраханской области на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 4 июля 2016 года.
Решением Черноярского районного суда Астраханской области от 16 августа 2016 года жалоба администрации муниципального образования "Село Соленое Займище" удовлетворена, постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 4 июля 2016 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе Управление Росприроднадзора по Астраханской области ставит вопрос об отмене решения судьи, указывая на то, что судьей не дана оценка действиям администрации муниципального образования "Село Соленое Займище" в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель администрации муниципального образования "Село Соленое Займище" надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в Астраханский областной суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав представителя Управление Росприроднадзора по Астраханской области - Кузьмину Н.В., поддержавшую доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены решения суда не нахожу.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. (часть 2 статьи 8).
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 13).
При этом, исходя из пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" твердыми коммунальными отходами признаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Из материалов дела следует, что основанием привлечения администрации муниципального образования "Село Соленое Займище" к административной ответственности по "---" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил факт нахождения на территории муниципального образования отходов производства и потребления.
Из анализа вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела отсутствуют доказательства осуществления администрацией муниципального образования "Село Соленое Займище" хозяйственной деятельности в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации муниципального образования "Село Соленое Займище".
При этом полномочия администрации по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией "---" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, районный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях администрации муниципального образования "Село Соленое Займище" состава административного правонарушения, предусмотренного "---" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что ответственность администрации муниципального образования "Село Соленое Займище" за размещение несанкционированной свалки отходов возникает в следствие того, что отходы производства и потребления находятся на землях муниципального образования, не могут служить основанием для отмены решения районного суда, поскольку только факт принадлежности земельного участка муниципальному образованию не свидетельствует о наличии полномочий у данного органа местного самоуправления на ликвидацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления. В силу действующего законодательства ликвидация отходов производства и потребления не относится к компетенции органов местного самоуправления сельского поселения.
С учетом изложенного, а также вышеуказанных положений действующего законодательства, не подлежит в данном случае самостоятельному применению "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения".
Иные доводы жалобы не могут быть положены в основу отмены судебного решения, так как фактически сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судьи районного суда и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену состоявшегося решения по делу, судом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение Черноярского районного суда Астраханской области от 16 августа 2016 года оставить без изменения, жалобу Управления Росприроднадзора по Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.