Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.,
при секретаре И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е. дело по апелляционной жалобе представителя Наркаевой З.Б. - Алексеева М.В.
на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 02 июня 2016 года
по административному исковому заявлению Наркаевой З.Б. к администрации муниципального образования "Солянский сельсовет" Наримановского района Астраханской области об оспаривании решения главы сельсовета, возложении на административного ответчика обязанности рассмотреть заявление в соответствии с требованиями закона,
установила:
Наркаева З.Б. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Солянский сельсовет" Наримановского района Астраханской области об оспаривании решения главы сельсовета, выраженном в письме N-- от --- и возложении на административного ответчика обязанности рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, указав, что --- Наркаева З.Б. обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу. "---", в собственность бесплатно в порядке статей 39.5. 39.14 - 39.17 Земельною кодекса Российской Федерации. Решением административного ответчика, выраженным в письме N-- от --- в удовлетворении заявления Наркаевой З.Б. отказано, полагает что данный отказ противоречит требованиям Закона Астраханской области N7/2008-03, а также пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в которых предусмотрены случаи отказа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием.
В связи с изложенным просит суд признать незаконным отказ администрации муниципального образования "Солянский сельсовет" Наримановского района Астраханской области, в предварительном согласовании предоставления земельный участок, расположенный по адресу: "---" и возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть заявление Наркаевой З.Б.
Административный истец Наркаева З.Б. и представитель Алексеев М.В., представитель административного ответчика администрации муниципального образования "Солянский сельсовет" Наримановского района Астраханской области, извещенные о месте и времени слушания дела, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, возражений против рассмотрения дела в упрощенном порядке не заявляли.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования "Солянский сельсовет" Наримановского района Астраханской области, по доверенности Ибрагимова Л.Д. направила возражения против удовлетворения административного иска.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 02 июня 2016 года Наркаевой З.Б. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе представитель Наркаевой З.Б. ставит вопрос об отмене решения районного суда, просит принять новое решение, административное исковое заявление удовлетворить.
На заседание судебной коллегии административный истец и представитель не явились, об уважительности причин своего отсутствия суд не известили. С учетом надлежащего извещения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, объяснения представителя административного ответчика Ибрагимовой Л.Д., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в жалобе доводам.
Материалами дела установлено, что Наркаева З.Б., --- года рождения, зарегистрирована и проживает по адресу: "---", является лицом, "---" (свидетельство серия В N--, выдано Управлением социальной защиты населения Наримановского района ---).
--- Наркаева З.Б. обратилась в администрацию муниципального образования "Солянский сельсовет" Наримановского района Астраханской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "---", в собственность бесплатно в порядке статей 39.5, 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. К заявлению Наркаева З.Б. приложила схему расположения земельного участка, которую просила согласовать.
Письмом главы муниципального образования "Солянский сельсовет" Наримановского района Астраханской области N-- от --- в удовлетворении заявления Наркаевой З.Б. о предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано, на основании пункта 7 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в случае предоставления земельною участка в собственность бесплатно на основании подпункта 7 статьи 39.5 Кодекса предварительное согласование схемы расположения земельного участка не осуществляется.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Такое обращение возможно и в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа местного самоуправления, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Суд обязан проверить: нарушены ли права и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок его принятия, основания для принятия, соответствие решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения. Эти требования процессуального законодательства по данному делу районным судом выполнены в полном объеме. Проверяя законность оспариваемого Наркаевой З.Б. решения органа местного самоуправления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, районный суд правомерно пришел к выводу о том, что заявление Наркаевой З.Б. о предварительном согласовании предоставления конкретного земельного участка бесплатно как лицу, репрессированному по политическим мотивам, впоследствии реабилитированному, не подлежало удовлетворению. Наркаевой З.Б. выбран неверный способ реализации права.
Действительно, на момент возникновения спорных правонарушений в силу редакции пункта 5 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 04 марта 2008 года N 7/2008-03 "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области", действовавшей на 24 декабря 2015 года (момент обращения с заявлением), Наркаева З.Б. как лицо, "---", имела право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства.
Между тем, статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов. Согласно пункту 1 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок является непременным условием для его формирования, постановки на кадастровый учет и последующего приобретения в собственность. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В процессе предварительного согласования предоставления в собственность земельного участка орган местного самоуправления, в том числе, утверждает схему расположения земельного участка. Данная стадия позволяет определить границы испрашиваемого земельного участка на местности, а также определить наличие у заявителя права на предоставление его в собственность. Эта процедура предоставления в собственность земельных участков предполагает решение органом местного самоуправления вопроса о предоставлении гражданину конкретного земельного участка исходя из наличия у него права на его предоставление.
Пунктом 7 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что указанный порядок (с предварительным согласованием) не применяется в случае предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 Кодекса. Пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Кодекса, предоставления им земельных участков, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Закон Астраханской области от 04 марта 2008 года N 7/2008-03 "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области", предусматривавший, что лица, репрессированные по политическим мотивам, впоследствии реабилитированные, имели право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливал порядок предоставления земельных участков данной категории граждан. В силу статьи статей 3.3, 3.4 названного Закона Астраханской области N 7/2008-03 уполномоченным органом формировался список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участок. В этот список, в первоочередном порядке исходя из даты представления гражданином заявления о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган местного самоуправления включались граждане, имеющие в соответствии с федеральным законодательством право на первоочередное приобретение земельных участков в собственность бесплатно, а затем иные граждане исходя из даты представления гражданином заявления о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган местного самоуправления. Земельные участки предоставлялись в порядке очередности. Решение вопроса о предоставлении земельного участка находилось в исключительной компетенции органа местного самоуправления и не связано с волеизъявлением гражданина, состоящего на учете (он мог только отказаться от предложенного варианта). В этой связи, порядок реализации гражданином права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, если это право предусмотрено Законом Астраханской области от 04 марта 2008 года N 7/2008-03, не предусматривает возможность обращения гражданина с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, предполагающем заявление прав на конкретный земельный участок.
Поскольку Наркаева З.Б. в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в рамках реализации Закона Астраханской области N 7/2008-03 с последующей постановкой ее на учет и предоставлением участка в порядке очередности, не обращалась, оснований для удовлетворения ее заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность конкретного земельного участка у органа местного самоуправления не имелось, в связи с чем основания для отмены оспариваемого отказа отсутствуют.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 02 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Наркаевой З.Б. - Алексеева М.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.