Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Александровой М.А.,
судей Губаревич И.И., Малиновской А.Л.,
при секретаре О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.С. к администрации города Иркутска о предоставлении жилья во внеочередном порядке
по апелляционной жалобе администрации города Иркутска на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 июня 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
К.С. обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование заявленных требований, указал, что он является инвалидом (данные изъяты). Заболевание, которым он страдает, подпадает под действие Постановления Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 года "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Данные обстоятельства подтверждаются справкой МСЭ Номер изъят от Дата изъята и медицинской справкой. На учет для улучшения жилищных условий он был поставлен Дата изъята , о чем свидетельствует справка Комитета по управлению Свердловским округом Номер изъят от Дата изъята . В настоящее время его семья (он, его супруга и сын) проживает в квартире по адресу: "адрес изъят" общая площадь которой составляет Номер изъят кв.м., жилая - Номер изъят кв.м. Вместе с тем, он имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Данное право до настоящего времени им не реализовано.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 27 июня 2016 года суд обязал администрацию г. Иркутска предоставить К.С. во внеочередном порядке жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к г. Иркутску, площадью не менее Номер изъят кв.м.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе представитель ответчика просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов к отмене решения указано на то, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Постановка таких инвалидов на учет и предоставление им жилого помещения возможны только в случае признания их органом местного самоуправления малоимущими в установленном законом порядке.
Исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевания, указанные в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 N 378, относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. При таких обстоятельствах возложение на администрацию г. Иркутска указанной обязанности, не обеспеченной средствами соответствующего бюджета, повлечет причинение убытков бюджету г. Иркутска.
В настоящее время на территории Иркутской области не принят областной закон о наделении органов местного самоуправления Иркутской области полномочиями по предоставлению указанных мер социальной поддержки, в связи с чем, администрация г. Иркутска не несет обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма в порядке п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, и является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, выслушав истца К.С., его представителя М.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утвержденном уполномоченным Правительством РФ органом.
Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в котором указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К.С., Дата изъята года рождения, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, что подтверждается выпиской из протокола ВК от Дата изъята ОГБУЗ "Иркутский областной психоневрологический диспансер", сообщением от Дата изъята ОГБУЗ "Иркутский областной психоневрологический диспансер".
К.С. является инвалидом (данные изъяты) по общему заболеванию, о чем на основании акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы Номер изъят от Дата изъята выдана справка МСЭ- Номер изъят Номер изъят.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилищными условиями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 настоящего Федерального закона.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 127-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма" граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения органом, осуществляющим ведение учета.
Согласно справке отдела адресно-справочной работы УФМС России по Иркутской области Номер изъят от Дата изъята К.С., Дата изъята года рождения, зарегистрирован по месту жительства с Дата изъята по адресу: "адрес изъят"
Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности М.А. и К.Р. (по Номер изъят доли), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии Номер изъят от Дата изъята .
Согласно техническому паспорту от Дата изъята общая площадь жилого помещения квартиры Номер изъят в доме Номер изъят в "адрес изъят" составляет Номер изъят кв.м., жилая Номер изъят кв.м., подсобная Номер изъят кв.м.
На указанной площади проживают три человека: М.А., К.Р., и истец К.С., страдающий хроническим заболеванием.
Согласно информационной справке от Дата изъята Номер изъят, К.С. состоит на учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Комитете по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска с Дата изъята , распоряжение Номер изъят.
Согласно информационной справке от Дата изъята Номер изъят, К.С. с составом семьи три человека состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрации г. Иркутска с Дата изъята .
Принимая во внимание, что истец страдает тяжелой формой хронического заболевания, при наличии которого невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, обеспечен общей жилой площадью менее учетной нормы, в связи с чем, вынужден проживать в одной комнате площадью Номер изъят кв.м. с женой и взрослым сыном, состоит на учете в списке на получение жилья, суд правильно пришел к выводу о том, что К.С. имеет право на внеочередное предоставление жилья.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевания, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не относится к полномочиям органов местного самоуправления, основано на неверном толковании положений действующего законодательства.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социального обеспечения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов, поэтому субъекты Российской Федерации принимают собственные законы, направленные на социальное обеспечение инвалидов. Так, в Иркутской области принят Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 127-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма", которым решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, и предоставления жилых помещений по договору социального найма действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина.
При этом решение вопроса о предоставлении жилой площади не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что доказательств, свидетельствующих о проживании в квартире нескольких семей, материалы дела не содержат, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку являлись предметом судебного разбирательства, о чем в судебном решении имеются подробные суждения суда, оснований не согласиться с которыми у судебной коллегии не имеется.
В целом апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем, решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 июня 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья - председательствующий: М.А. Александрова
Судьи: И.И. Губаревич
А.Л. Малиновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.