Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Папуши А.С.,
судей Туглаковой Л.Г., Гусаровой Л.В.,
при секретаре Ш..,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Универсал Эко" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Братский район" на решение Иркутского областного суда от 18 мая 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Универсал Эко" (далее - ООО "Универсал Эко") является арендатором земельного участка с кадастровым номером "номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельностью, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения полигона бытовых отходов, расположенного в "адрес изъят".
Постановлением Правительства Иркутской области от 14 января 2014 года N 11-пп были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельностью, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков на основании средних значений удельных показателей их кадастровой стоимости по состоянию на "дата изъята" . Размер кадастровой стоимости указанного выше земельного участка составляет "данные изъяты" рубля.
Согласно заключению эксперта ООО "Национальное Агентство оценки и Консалтинга" Черных Т.В. от "дата изъята" N "номер изъят" (л.д. 2-23 т. 2) рыночная стоимость спорного земельного участка составляет "данные изъяты" рублей по состоянию на "дата изъята" .
Решением Иркутского областного суда от 18 мая 2016 года заявленное требование удовлетворено (л.д. 42-49 т. 2).
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования "Братский район" Хацкевич Т.Э. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное (л.д. 58-59 т. 2).
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., проверив в полном объеме материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую, установлена его кадастровая стоимость.
В силу части 4 статьи 24.18 указанного Закона в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Удовлетворяя требование административного истца, суд обоснованно исходил из того, что ООО "Универсал Эко" в порядке статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) доказан размер рыночной стоимости земельного участка по состоянию на "дата изъята" , отличный от кадастровой стоимости участка, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 14 января 2014 года N 11-пп.
Оснований не соглашаться с выводами суда у судебной коллегии не имеется.
В силу части 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В результате проведения независимой экспертизы, суду представлено заключение эксперта N "номер изъят" от "дата изъята" , в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на "дата изъята" составила "данные изъяты" рублей.
Каких-либо доказательств, опровергающих достоверность указанной экспертизы, административными ответчиками, заинтересованным лицом в порядке, установленном статьи 56 КАС РФ, в суде первой инстанции, не представлено.
Довод жалобы о том, что администрация муниципального образования "Братский район" не была ознакомлена с заключением эксперта ООО "Национальное Агентство оценки и Консалтинга" Черных Т.В. от "дата изъята" года N "номер изъят", поскольку судом первой инстанции было отказано в удовлетворении ходатайства администрации муниципального образования "Братский район" о направлении в их адрес копии заключения эксперта, в связи с чем нарушены их права и законные интересы является несостоятельным и не может являться основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку, как усматривается из материалов дела, в адрес администрации муниципального образования "Братский район" была своевременно направлена копия определения о возобновлении производства по административному делу от 5 мая 2016 года, а также разъяснено право на ознакомление с заключением эксперта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, вправе знакомиться с материалами административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии.
Согласно пункту 6 части 4 статьи 77 КАС РФ лица, участвующие в деле, вправе знакомиться с заключением эксперта.
Исходя из положений статей 65 и 66 ЗК РФ, статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 3 июля 2014 года N 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель. Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости в порядке индивидуальной оценки.
Следовательно, достоверность кадастровой стоимости земельного участка, установленной на основании отчета о результатах государственной кадастровой оценки, не подлежит проверке при рассмотрении дела по заявлению об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости. Предметом настоящего дела является рыночная стоимость земельного участка, определенная в индивидуальном порядке по состоянию на "дата изъята" , независимо от результатов его массовой оценки.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и норм процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от 18 мая 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Братский район" - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Папуша
Судьи Л.Г. Туглакова
Л.В. Гусарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.