Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Папуши А.С.,
судей Харина Р.И., Гусаровой Л.В.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чупровой А.Н. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа N "номер изъят" от "дата изъята" , о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка
по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Октябрьского районного суда города Иркутска от 21 июня 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование административного искового заявления Чупрова А.В. указала, что "дата изъята" она подала заявление в Министерство имущественных отношений Иркутской области об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, путем раздела земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" и выделения участка, расположенного по адресу: "адрес изъят", площадью "данные изъяты" кв.м., под эксплуатацию существующего гаража.
Административный ответчик своим письмом от "дата изъята" N "номер изъят" в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказал по причине несоответствии схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории Октябрьского округа г. Иркутска, утвержденному постановлением администрации города Иркутска от "дата изъята" N "номер изъят". Согласно данного проекта спорный земельный участок расположен в границах парков, скверов, бульваров.
Отказ является незаконным, поскольку ранее участок площадью "данные изъяты" гектаров уже был предоставлен на законных основаниях гаражному кооперативу в бессрочное и бесплатное пользование, земля предоставлена для строительства гаражного кооператива, согласно Государственному Акту "номер изъят" от "дата изъята" .
Гаражный кооператив решением общего собрания "О предоставлении земельного участка под гаражным боксом N "номер изъят" для дальнейшего оформления в собственность" согласовал образование данного земельного участка путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером "номер изъят".
В настоящее время на спорном земельном участке каких-либо объектов общего пользования не имеется.
Чупрова А.В. приобрела на праве собственности гаражный бокс N "номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный по адресу: "адрес изъят", кадастровый номер "номер изъят", по договору купли-продажи, от "дата изъята" . У предыдущего собственника право собственности на гаражный бокс, "дата изъята" года постройки, было оформлено в "дата изъята" году.
Учитывая это, можно сделать вывод, что администрацией при утверждении вышеуказанных Правил землепользования и застройки части территории г. Иркутска было известно об использовании спорной территории гаражным кооперативом N "номер изъят". Между тем, при подготовке Правил, касающихся границ территориальных зон, не были учтены сложившаяся планировка территории и существующее землепользование. Спорный земельный участок фактически используется для размещения индивидуального гаражного бокса, о чем Министерству Имущественных отношений Иркутской области было известно с момента подачи заявления истцом.
В связи с чем просила суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области N "номер изъят" от "дата изъята" в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, путем раздела земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" и выделения участка, расположенного по адресу: "адрес изъят", площадью "данные изъяты" кв.м., под эксплуатацию существующего гаража; возложить на Министерство имущественных отношений Иркутской области обязанность устранить допущенное нарушение прав Чупровой А.В. путем повторного рассмотрения заявления Чупровой А.В. от "дата изъята" об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, путем раздела земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" и выделения участка, расположенного по адресу: "адрес изъят", площадью "данные изъяты" кв.м., под эксплуатацию существующего гаража.
Решением Октябрьского районного суда города Иркутска от 21 июня 2016 года заявленные требования Чупровой А.В. удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Министерство имущественных отношений Иркутской области в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, в котором отказать Чупровой А.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обосновании жалобы указывает, что согласно подпункту 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В соответствии с утвержденным постановлением администрации города Иркутска от "дата изъята" N "номер изъят" "Об утверждении проекта планировки Октябрьского округа города Иркутска" испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории парков, скверов, бульваров.
Для каждого земельного участка и объекта капитального строительства разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам и иным ограничениям на использование объектов недвижимости.
В связи с чем принятое Министерством имущественных отношений Иркутской области решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: "адрес изъят", площадью "данные изъяты" кв.м., под эксплуатацию существующего гаража, соответствует положениям законодательства.
Также полагает, что к возникшим правоотношениям между Правительством Иркутской области и Чупровой А.В. должны применяться положения Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, действующие на момент обращения Чупровой А.В.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., пояснения представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области - Ступина К.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица администрации г. Иркутска - Долгих Я.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Чупровой А.В. - Беловой М.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица-собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги и органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Исходя из положений Административного регламента города Иркутска, утвержденного Постановлением администрации города Иркутска от "дата изъята" N "номер изъят" по предоставлению муниципальной услуги "Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории", предоставление указанной услуги осуществляет комитет по управлению имуществом Иркутской области (в настоящее время Министерство имущественных отношений Иркутской области) в срок не позднее 30 дней с момента регистрации заявления о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории. Основаниями для отказа в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории являются:
1) земельный участок не относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, или находится в муниципальной собственности;
2) земельный участок относится к землям, изъятым из оборота;
3) земельный участок зарезервирован для государственных и муниципальных нужд.
По делу установлено, что Чупрова А.В. является собственником гаражного бокса N "номер изъят", расположенного по адресу: "адрес изъят", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N "номер изъят" "дата изъята" .
Чупрова А.В. является членом гаражного кооператива N "номер изъят". Из материалов дела правоустанавливающих документов на гаражный бокс установлено, что Чупрова А.В. приобрела право собственности на гаражный бокс N "номер изъят" на основании договора купли-продажи от "дата изъята" .
Как следует из карточки учета строений и сооружений, расположенных по "адрес изъят", выданной МУП БТИ г.Иркутска, гаражный бокс N "номер изъят", площадью "данные изъяты" кв.м., поставлен на кадастровый учет.
Решением председателя ГК N "номер изъят" от "дата изъята" , удовлетворено заявление Чупровой А.В. о предоставлении ей земельного участка под гаражным боксом в собственность с образованием данного земельного путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером "номер изъят".
Из материалов дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером "номер изъят", судом установлено, что постановлением мэра г.Иркутска N "номер изъят" "Об утверждении материалов инвентаризации земельного участка, расположенного в "адрес изъят"" от "дата изъята" , гаражному кооперативу N "номер изъят" предоставлен земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный в "адрес изъят", в бессрочное (постоянное) пользование под эксплуатацию существующих индивидуальных гаражей.
"дата изъята" Чупрова А.В. обратилась в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес изъят", площадью "данные изъяты" кв.м., с разрешенным использованием земельного участка под эксплуатацию существующего индивидуального гаража.
Письмом Министерства имущественных отношений Иркутской области от "дата изъята" Чупровой А.В. было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенного по адресу: "адрес изъят", под эксплуатацию существующего индивидуального гаража в целях разделения земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером "номер изъят".
В качестве основания отказа указано, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка не соответствует проекту планирования территории.
В соответствии с проектом планировки Октябрьского округа города Иркутска, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от "дата изъята" N "номер изъят", земельный участок расположен в границах территории размещения парков, скверов, бульваров.
Как усматривается из имеющихся в деле доказательств, упомянутый земельный участок, действительно, расположен в границах территории размещения парков, скверов, бульваров в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными Решением Думы города Иркутска "дата изъята" N "номер изъят".
Вместе с тем, само по себе, отнесение указанными Правилами участка к территориям общего пользования основанием для отказа в предоставлении соответствующей муниципальной услуги служить не может.
Исходя из положений п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе скверы и бульвары).
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Однако, как установлено в судебном заседании, на упомянутом выше участке расположен принадлежащий на праве собственности Чупровой А.В. гаражный бокс. Исходя из этого, данный земельный участок не мог быть отнесен к землям общего пользования (он не свободен от объектов недвижимости, в связи с чем им не может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц).
На момент утверждения Правил землепользования и застройки от "дата изъята" упомянутый гараж уже был возведен, что никем не оспаривалось.
Таким образом, указанные выше Правила в части отнесения спорного земельного участка к землям общего пользования приняты без учета фактического (существующего) землепользования, что противоречит требованиям п. 4 ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем отнесение данного участка к территории общего пользования не может служить правовым препятствием для согласования схемы, поскольку в противном случае, заявитель лишается гарантированной ему законом возможности (п. 1 ст. 36 ЗК РФ) оформления своих вещных прав на земельный участок под гаражом.
При разрешении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в настоящее время в пользовании гаражного кооператива N "номер изъят", в котором расположен гаражный бокс, принадлежащий Чупровой А..В., был определен органом местного самоуправления еще "дата изъята" (дата внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером "номер изъят" в государственный кадастр недвижимости),
то есть до утверждения Правил, тогда как последние не содержат положений о распространении их действия на ранее возникшие правоотношения.
При таком положении, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Принятие данного судебного постановления не предрешает решение вопроса о возможности самого предоставления Чупровой А.В. в собственность данного земельного участка заявленной конфигурации и площади, поскольку предоставление в собственность данного земельного участка возможно только после раздела земельного участка с кадастровым номером "номер изъят", а также после проведения процедуры межевания вновь образуемого при таком разделе участка под принадлежащим заявителю гаражом, что предполагает соблюдение процедуры согласования местоположения границ спорного земельного участка с заинтересованными лицами.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Иркутска от 21 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Папуша
Судьи Р.И. Харин
Л.В. Гусарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.