Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Папуши А.С.
судей Харина Р.И., Гусаровой Л.В.
при секретаре Колесниковой К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области к администрации муниципального образования "Кутулик", муниципальному унитарному предприятию "Теплотехник" о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Кутулик" Аларского района Иркутской области в части не организации водоснабжения питьевой водой для населения п. Кутулик, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников", ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования", признании незаконным бездействия муниципального унитарного предприятия "Теплотехник" в части не обеспечения соответствия качества питьевой воды в п. Кутулик требованиям СанПин 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников", ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования", об обязании администрации муниципального образования "Кутулик" организовать водоснабжение населения п. Кутулик из водных объектов, имеющих санитарно- эпидемиологическое заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в срок до 01 июня 2017 года, об обязании МУП "Теплотехник" обеспечить соответствие качества питьевой воды в п. Кутулик питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников", ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" в срок до 01 июня 2017 года,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Кутулик"
на решение Аларского районного суда Иркутской области от 19 июля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, с учетом уточненного в порядке ст. 46 КАС РФ административного иска, обратился в Аларский районный суд с вышеуказанным иском к администрации муниципального образования "Кутулик", муниципальному унитарному предприятию "Теплотехник".
Решением Аларского районного суда Иркутской области от 19 июля 2016 года в исковые требовании удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрации муниципального образования "Кутулик" выражает несогласие с судебным решением, просит его отменить, поскольку суд дал неверную оценку представленным доказательствам и не выяснил обстоятельства имеющие значение для дела
В обоснование доводов жалобы приводит доводы, изложенные в отзыве на административный иск.
Дополнительно поясняет, что в действиях администрации нет бездействия, так как водоснабжение осуществляется из скважин построенных в достаточном количестве. Так же ими были заключены и частично исполнены контракты на прокладку трубопроводов.
Кроме того, по мнению ответчика судом незаконно привлечен в качестве ответчика МУП "Теплотехник", так как данное предприятие является лишь обслуживающей организацией.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области представило возражения на апелляционную жалобу в соответствии с которой просит решения суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
На основании ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся сторон.
Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 5 п. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Из ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ вытекает, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
В соответствии с пунктом 4 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законами Иркутской области о закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения организация в границах сельского поселения водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения поселения.
Названные полномочия сельского поселения закреплены в пункте 4 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования "Кутулик".
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Статьей 6 указанного Закона определены полномочия органов местного самоуправления сельских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующей территории, в которые, в числе иных, входит принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения специализированными организациями своих обязательств.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В свою очередь в силу статьи 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела во владении администрации муниципального образования "Кутулик" находятся объекты коммунальной инфраструктуры, в состав которых входят, в том числе водонапорные башни по адресу: "адрес изъят". Данные объекты используются для водоснабжения населения муниципального образования "Кутулик". Кроме того в МО "Кутулик" ведется строительство локального водопровода.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" документом, удостоверяющим соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, является санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдается федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Из протоколов лабораторных испытаний, исследований Номер изъят от 13.05.2016 года, Номер изъят от 09.03.2016 года, Номер изъят от 07.12.2015 года, Номер изъят от 22.06.2015 года, Номер изъят от 25.02.2015 года следует, что вода из скважины "адрес изъят" не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения, Санитарная охрана источников", по показателям: "нитраты" и "общая жесткость", показатель "нитраты" превышает гигиенический нормативы в 1,08-1,42 раза, показатель "общая жесткость" превышает гигиенический норматив в 1,8-4,2 раза.
Из протоколов лабораторных испытаний, исследований Номер изъят от 14.02.2014 года, Номер изъят от 25.02.2015 года, Номер изъят от 07.12.2015 года, Номер изъят от 22.06.2015 года следует, что вода из скважины "адрес изъят" не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения, Санитарная охрана источников", ГН 2.1.5.1315 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных источниках хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования", по показателям: "нитраты" и "общая жесткость", "железо", показатель "нитраты" превышает гигиенический нормативы в 1,42 раза, показатель "общая жесткость" превышает гигиенический норматив в 1,89- 3,0 раза; показатель "железо" превышает гигиенический норматив в 1,06 раза.
Из протоколов лабораторных испытаний, исследований Номер изъят от 25.02.2015 года, Номер изъят от 22.06.2015 года, Номер изъят от 07.12.2015 года следует, что вода из скважины "адрес изъят" не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения, Санитарная охрана источников", по показателю: "нитраты" и "общая жесткость", показатель "нитраты" превышает гигиенический норматив в 1,7-2,27 раза, показатель "общая жесткость" превышает гигиенический норматив в 1,77-3,0 раза.
Из протоколов лабораторных испытаний, исследований Номер изъят от 14.02.2014 года, Номер изъят от 25.02.2015 года, Номер изъят от 22.06.2015 года, Номер изъят от 07.12.2015 года следует, что вода из скважины "адрес изъят" не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения, Санитарная охрана источников", по показателю: "нитраты" и "общая жесткость", показатель "нитраты" превышает гигиенический норматив в 2,01-2,27 раза, показатель "общая жесткость" превышает гигиенический норматив в 2,0-3,0 раза.
Специализированной организацией, эксплуатирующей указанные объекты коммунальной инфраструктуры, является МУП "Теплотехник". Данное обстоятельство в судебном заседании сторонами не оспаривалось сторонами. Согласно Уставу МУП "Теплотехник" основной целью деятельности Предприятия является получение прибыли, для получения прибыли Предприятие вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе предоставление жилищно-коммунальных услуг (п. 4.2 Устава). Учредителем и собственником имущества Предприятия является Администрация МО "Кутулик" (п.1.6 Устава).
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно установлено и не опровергнуто ответчиками, что качество питьевой воды, поступающей населению п. Кутулик из нецентрализованных источников водоснабжения, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, ГН 2.1.5.1315 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных источниках хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования". Источники централизованного водоснабжения, расположенные на территории МО "Кутулик" не имеют положительного санитарно-эпидемиологического заключения.
В данном случае, закон под бездействием понимает неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В связи с чем, в отсутствие доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение обязанности по организации водоснабжения, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным проявленное органом местного самоуправления, специализированной организацией бездействие в вопросе организации водоснабжения питьевой водой надлежащего качества населения и правомерно возложил на ответчиков соответствующие обязанности.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной ответчиком в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с процессуальным законом, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Аларского районного суда Иркутской области от 19 июля 2016 года, по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области к администрации муниципального образования "Кутулик", муниципальному унитарному предприятию "Теплотехник" о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Кутулик" Аларского района Иркутской области в части не организации водоснабжения питьевой водой для населения п. Кутулик, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников", ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования", признании незаконным бездействия муниципального унитарного предприятия "Теплотехник" в части не обеспечения соответствия качества питьевой воды в п. Кутулик требованиям СанПин 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников", ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования", об обязании администрации муниципального образования "Кутулик" организовать водоснабжение населения п. Кутулик из водных объектов, имеющих санитарно- эпидемиологическое заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в срок до 01 июня 2017 года, об обязании МУП "Теплотехник" обеспечить соответствие качества питьевой воды в п. Кутулик питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников", ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" в срок до 01 июня 2017 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Папуша
Судьи: Р.И. Харин
Л.В. Гусарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.