Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гусаровой Л.В.,
судей Каракич Л.Л., Туглаковой Л.Г.,
при секретаре З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Александрова М.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительству Иркутской области о признании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными - изменении кадастровой стоимости земельного участка,
по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Иркутского областного суда от 23 марта 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявления Александров М.Н. указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" категория земель: земли населенных пунктов, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный по адресу: "адрес изъят"
В связи с необоснованным изменением группы видов разрешенного использования и, соответственно, кадастровой стоимости указанного земельного участка, с учетом неоднократных уточнений, просил суд изменить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер изъят"; обязать административных ответчиков - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Правительство Иркутской области, а также заинтересованных лиц - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области, администрацию г. Иркутска установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в соответствии со 2-ой группой видов разрешенного использования и обязать ответчиков и заинтересованных лиц внести изменения в его кадастровую стоимость с "дата изъята".
Решением Иркутского областного суда от 23.03.2016 заявленные требования удовлетворены частично. Суд постановилобязать ФГБУ "ФКП Росреестра" установить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка в соответствии со 2-ой группой видов разрешенного использования с "дата изъята" и внести соответствующие изменения в его кадастровую стоимость. В удовлетворении исковых требований к Правительству Иркутской области отказано.
Не согласившись с указанным решением, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по Иркутской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда полностью, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Со ссылкой на положения Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Закона "Об оценочной деятельности" полагает, что спорные отношения между ФГБУ "ФКП Росреестра" и заявителем отсутствовали, поскольку сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
По мнению заявителя жалобы, решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 20.03.2012 было надлежащим образом исполнено филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области "дата изъята". При проведении государственной кадастровой оценки были использованы достоверные сведения о земельном участке, а именно о виде разрешенного использования - "для эксплуатации существующей бани", в соответствии с которым оценщики самостоятельно относят земельный участок в группе видов разрешенного использования.
Указывает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена по состоянию на "дата изъята", следовательно, оспариваемая истцом кадастровая стоимость не являлась действующей на момент обращения в суд. Кроме того, внесение изменений кадастровой стоимости с "дата изъята" в государственный кадастр недвижимости не представляется возможным, поскольку корректировка кадастровой стоимости со статусом "архивная" не предусмотрена действующим законодательством и программным продуктом АИС ГНК.
Обращает внимание судебной коллегии на отсутствие в тексте резолютивной части оспариваемого решения суда указания на постановление Правительства, согласно которого необходимо установить удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в соответствии со 2-ой группой видов разрешенного использования.
В возражениях на апелляционную жалобу Александров М.Н. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., пояснения представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" - Яковлевой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, административного истца Александрова М.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (п.1 ст. 65 Земельного кодекса РФ).
Согласно п.5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Частью 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса (ст.390 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно абз.5 п.1 ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена техническая ошибка.
В силу п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка и т.д.
Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости на основании п.15 ст. 20 КАС РФ подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности (ч.2 ст.24 КАС РФ).
Судом установлено, что Александрову М.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м., кадастровый номер "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, имеющий разрешенное использование: для эксплуатации существующей бани, а также объект недвижимости - расположенная на нем баня, общей площадью "данные изъяты" кв.м., условный номер "номер изъят", по адресу: "адрес изъят"
На момент приобретения административным истцом указанного участка он относился ко 2-й группе видов разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки" с применением удельного показателя "данные изъяты" рублей за 1 кв.м. и его кадастровая стоимость составляла "данные изъяты" руб.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка, определенная в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 года N517-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" составила "данные изъяты" руб., согласно данному Постановлению земельный участок отнесен к 5 группе видов разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", удельный показатель составил "данные изъяты" руб.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определенная в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 г. N517-пп в ред. Постановления Правительства N422-пп от 26.08.2015 года по состоянию на 07.08.2015 года, определенная исходя из удельного показателя "данные изъяты" руб., установленного для 2-й группы видов разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки" составила "данные изъяты" руб.
По мнению административного истца, ошибочное отнесение при проведении государственной кадастровой оценки в "дата изъята" году земельного участка к 5-й оценочной группе видов разрешенного использования и определение кадастровой стоимости исходя из удельного показателя, установленного для данной группы видов разрешенного использования, привело к исчислению в "дата изъята", "дата изъята" годах земельного налога в большем размере, что нарушает его права и законные интересы.
Поскольку сведения об удельном показателе и кадастровой стоимости земельного участка, внесенные в Государственный кадастр недвижимости, исходя из его принадлежности к 5-й группе видов функционального использования, являются недостоверными, суд первой инстанции счел их технической ошибкой, подлежащей исправлению в соответствии со статьей 28 Закона о кадастре.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в соответствии со ст. 24.30 Закона "Об оценочной деятельности" сведений о кадастровой стоимости, а также, что орган кадастрового учета надлежащим образом исполнил решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска, рассчитав кадастровую стоимость земельного участка в соответствии со второй группой видов разрешенного использования, что при проведении оценки были использованы достоверные сведения о земельном участке, не могут быть признаны обоснованными, так как опровергаются исследованными в суде доказательствами.
Доводы жалобы о том, что изменение кадастровой стоимости в ГКН с "дата изъята" не может быть совершено, в связи с тем, что корректировка ранее внесенных в ГКН записей (со статусом "архивная") действующим законодательством не предусмотрена, не соответствуют закону.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости" под оспариванием кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки, возможным результатом которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно п. 14 указанного постановления требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством. (абз. 5 ст. 24.30 Закона об оценочной деятельности).
В материалах дела имеются доказательства в части того, что архивная кадастровая стоимость земельного участка затрагивает права административного истца.
Доводы жалобы о том, что в резолютивной части решения Иркутского областного суда отсутствует указание на Постановление Правительства в соответствии с которым, необходимо установить удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка не могут быть приняты во внимание в качестве оснований для отмены или изменения оспоренного решения, так как административный ответчик может обратиться в суд первой инстанции с заявлением о разъяснении решения суда в соответствии со ст. 185 КАС РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая спор, суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств постановилрешение, отвечающее нормам материального права, применяемого к спорным правоотношениям, при полном соблюдении требований процессуального законодательства.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от 23 марта 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Председательствующий Л.В. Гусарова
Судьи Л.Л. Каракич
Л.Г. Туглакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.