Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Гудковой М.В., Беляк А.С.,
при секретаре Галушкиной О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
30 августа 2016 года
по докладу судьи Гудковой М.В.
дело по апелляционному представлению Конаковского межрайонного прокурора
на решение Конаковского городского суда Тверской области
от 23 июня 2016 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Конаковского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Конаковского района, МБДОУ "Детский сад N г. Конаково",
МБДОУ "Детский сад N п. Редкино", МБДОУ "Детский сад N
п. Редкино", МБДОУ "Детский сад N п. Редкино", МБДОУ "Детский сад N п. Новозавидовский", МБДОУ "Детский сад N п. Новозавидовский", МБДОУ "Детский сад N п. Изоплит", МБДОУ "Детский сад N
п. Городня", МБДОУ "Детский сад N п. Радченко", к МБДОУ "Детский сад N г. Конаково", МБДОУ "Детский сад N г. Конаково", к МБДОУ "Детский сад N г. Конаково" об обязывании привести в соответствие с действующим законодательством Уставы, утверждённые распоряжениями Администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N,
от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, путём отмены пункта 3.8 и зарегистрировать изменения в установленном законом порядке, оставить без удовлетворения".
Судебная коллегия
установила:
Конаковский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределённого круга лиц с иском к администрации Конаковского района, МБДОУ "Детский сад N г. Конаково" о возложении обязанности привести в соответствие с действующим законодательством Устав МБДОУ детский сада N г. Конаково, утверждённый распоряжением Администрации Конаковского района N от ДД.ММ.ГГГГ N, путём отмены пункта 3.8, и зарегистрировать изменения в установленном законом порядке.
В обоснование иска прокурор сослался на то, что в ходе проведенной проверки соблюдения федерального законодательства при осуществлении деятельности муниципальных дошкольных учреждений установлено, что при разработке и принятии Уставов МБДОУ допущены нарушения федерального законодательства, регламентирующего деятельность учреждений дошкольного образования. Пунктом 3.8 Устава, принятого общим собранием работников МБДОУ и утверждённого распоряжением Администрации Конаковского района N от ДД.ММ.ГГГГ определено, что в летний период Учредитель вправе приостановить деятельность учреждения на срок до 45 суток для проведения ремонтных работ и подготовки учреждения к новому учебному году.
Детям работающих родителей (законных представителей), которым не может быть предоставлен отпуск в летний период, Учредитель предоставляет места в дежурных образовательных учреждениях Конаковского района в летний период.
На основании пунктов 1.6, 1.7 Устава МБДОУ детский сад N
г. Конаково учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование "Конаковский район". Учреждение является юридическим лицом с момента его государственной регистрации в установленном законодательством порядке, от своего имени заключает договоры, приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, выступает истцом и ответчиком в суде. В силу п. 1.19 Устава внесения изменений в Устав утверждается учредителем по согласованию с заместителем главы администрации по социальной политике.
Постановлением администрации Конаковского района N от
ДД.ММ.ГГГГ "О муниципальных учреждениях" утверждён Порядок утверждения устава муниципального учреждения и внесения в него изменений, согласно которому инициатором внесения изменения в устав могут быть муниципальное учреждение или структурное подразделение администрации Конаковского района. Устав, а, также вносимые в него изменения, утверждаются постановлением администрации Конаковского района.
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" гарантируют права на получение непрерывного образования на любой из его ступеней, приостановление деятельности учреждения для проведения ремонтных работ и подготовки к новому учебному году не предусматривается. В нарушение федерального законодательства пунктом 3.8 Устава учреждения предусмотрено приостановление деятельности учреждения на 45 суток для проведения ремонтных работ и подготовки к новому учебному году, то есть фактически закреплено право учредителя и учреждения прерывать деятельность МБДОУ на летний период.
Ранее по выявленным нарушениям вносился протест прокурора с требованием об отмене вышеуказанного пункта устава, который не исполнен и не удовлетворён.
С аналогичными исками Конаковский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился к администрации Конаковского района и МБДОУ "Детский сад N п. Редкино", МБДОУ "Детский сад N п. Редкино", МБДОУ "Детский сад N п. Редкино", МБДОУ "Детский сад N п. Новозавидовский", МБДОУ "Детский сад N п. Новозавидовский", МБДОУ "Детский сад N п. Изоплит", МБДОУ "Детский сад N п. Городня", МБДОУ "Детский сад N п. Радченко", к МБДОУ "Детский сад N г. Конаково", МБДОУ "Детский сад N
г. Конаково", к МБДОУ "Детский сад N г. Конаково", которыми просил суд:
обязать администрацию Конаковского района и МБДОУ детский сад N пос. Редкино привести в соответствие с действующим законодательством Устав, утверждённый распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N, путём отмены пункта 3.8 и зарегистрировать изменения в установленном законом порядке;
обязать администрацию Конаковского района и МБДОУ детский сад
N пос. Редкино привести в соответствие с действующим законодательством Устав, утверждённый распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N, путём отмены пункта 3.8 и зарегистрировать изменения в установленном законом порядке;
обязать администрацию Конаковского района и МБДОУ детский сад
N пос. Редкино привести в соответствие с действующим законодательством Устав, утверждённый распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N, путём отмены пункта 3.8 и зарегистрировать изменения в установленном законом порядке;
обязать администрацию Конаковского района и МБДОУ детский сад
N пос. Новозавидовский привести в соответствие с действующим законодательством Устав, утверждённый распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N путём отмены пункта 3.8 и зарегистрировать изменения в установленном законом порядке;
обязать администрацию Конаковского района и МБДОУ детский сад
N пос. Новозавидовский привести в соответствие с действующим законодательством Устав, утверждённый распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N, путём отмены пункта 3.8 и зарегистрировать изменения в установленном законом порядке;
обязать администрацию Конаковского района и МБДОУ детский сад
N пос. Изоплит привести в соответствие с действующим законодательством Устав, утверждённый распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N путём отмены пункта 3.8 и зарегистрировать изменения в установленном законом порядке;
обязать администрацию Конаковского района и МБДОУ детский сад
N с. Городня привести в соответствие с действующим законодательством Устав, утверждённый распоряжением Администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N, путём отмены пункта 3.8 и зарегистрировать изменения в установленном законом порядке;
обязать администрацию Конаковского района и МБДОУ детский сад
N пос. Радченко привести в соответствие с действующим законодательством Устав, утверждённый распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N путём отмены пункта 3.8 и зарегистрировать изменения в установленном законом порядке;
обязать администрацию Конаковского района и МБДОУ детский сад N г. Конаково привести в соответствие с действующим законодательством Устав, утверждённый распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N путём отмены пункта 3.8 и зарегистрировать изменения в установленном законом порядке;
обязать администрацию Конаковского района и МБДОУ детский сад N г. Конаково привести в соответствие с действующим законодательством Устав, утверждённый распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N, путём отмены пункта 3.8 и зарегистрировать изменения в установленном законом порядке
обязать администрацию Конаковского района и МБДОУ детский сад N г. Конаково привести в соответствие с действующим законодательством Устав, утверждённый распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N, путём отмены пункта 3.8 и зарегистрировать изменения в установленном законом порядке.
Определением суда от 27 мая 2016 года гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство.
Представитель Конаковского межрайонного прокурора старший помощник прокурора Короткова Е.А. исковые требования поддержала, пояснив, что прокуратура не возражает против приостановления деятельности учреждения как такового на период ремонтных работ, но каждого конкретного учреждения в отдельности с учётом объёма конкретных работ, учитывая в первую очередь соблюдение прав детей, их родителей и законных представителей. При этом данный вопрос должен решаться непосредственно учреждением, а не путём навязывания самостоятельному юридическому лицу учредителем, внесения такого положения в Устав, который является основным документом учреждения, указывающим основные виды деятельности.
Администрацией Конаковского района не используются методы и формы предоставления услуг дошкольного образования, развитие которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации N, Постановлением Правительства Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ и другими нормативно-правовыми нормами. Одной из таких форм могли быть организация условий функционирования дошкольных дач, семейных детских садов на летнее время. Всё это предусмотрено действующим законодательством. Прокуратура не настаивает на работе всех садов круглый год и в летний период, полагает, что такой процесс должен иметь другую процедуру и не может быть на прямую предусмотрен уставом учреждения без соответствующего обоснования приостановления. По факту этот пункт устава формальный, не конкретизирован, приостановление деятельности осуществляется приказом (распоряжением) учредителя. Устав является основным документом юридического лица и на основании статьи 25 Закона об образовании должен содержать информацию, а не волеизъявление учредителя, в связи с чем указанный пункт Устава подлежит исключению.
Ответчики МБДОУ "Детский сад N г. Конаково", МБДОУ "Детский сад N п. Редкино", МБДОУ "Детский сад N п. Редкино", МБДОУ "Детский сад N п. Редкино", МБДОУ "Детский сад N
п. Новозавидовский", МБДОУ "Детский сад N п. Новозавидовский", МБДОУ "Детский сад N п. Изоплит", МБДОУ "Детский сад N
п. Городня", МБДОУ "Детский сад N п. Радченко", МБДОУ "Детский сад N г. Конаково", МБДОУ "Детский сад N г. Конаково", МБДОУ "Детский сад N г. Конаково" своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Имеются заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей, указано на несогласие с иском.
Ранее в судебных заседаниях представители ответчиков исковые требовании не признали, указывая на наличие образовательных программ, которые подразумевают перерывы в обучении, необходимость ремонтных работ, которые проводятся своими силами и за счёт привлечения сторонних организаций для проведения капитальных работ, привлекаемых на основании проведенных аукционов на размещение муниципальных заказов, согласованных графиков ремонтов, которые планируются на указанный период, а также невозможность в соответствии с требованиями санитарных норм одновременно проводить ремонтные работы и принимать детей. Наличие дежурных садиков, группы в которые формируются заблаговременно, отсутствие жалоб со стороны родителей.
Представитель ответчика администрации Конаковского района по доверенности Кожехова М.С. в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на статью 9 Федерального законеа "Об образовании", положения которой возлагают на муниципальное образование обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В связи с чем, принятие решений о проведении текущего и капитального ремонтов определяется учредителем.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить и постановить новое решение.
В представлении указывается, что федеральным законодательством не установлены основания добровольного приостановления деятельности бюджетных образовательных учреждений, в том числе и для проведения ремонтных работ. На территории Конаковского района в летний период по решению Учредителя приостанавливают деятельность 23 из 27 МБДОУ, в 13 муниципальных образованиях района полностью прекращают работу дошкольные образовательные учреждения. Сроки проведения ремонтных работ не определены. Приостановление деятельности дошкольных учреждений нарушает права малолетних детей на получение доступного образования, учитывая, что часть поселений Конаковского района находится на значительном расстоянии от г. Конаково, пос. Редкино и пос. Новозавидовский. Между ними отсутствует регулярное транспортное сообщение, позволяющее родителям беспрепятственно доставлять детей в МБДОУ. Кроме того, в договоре между родителями и МБДОУ положение о приостановлении деятельности учреждения в летний период, не предусмотрено. Учредителем не создаются, не развиваются и не используются иные формы дошкольного образования, предусмотренные Национальной Стратегией действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года N 761. Учредителем не обеспечивается потребность семей Конаковского района в услугах дошкольного образования, услугах по уходу, присмотру и воспитанию детей дошкольного возраста, что является нарушением Указа Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", а также положений статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрены исчерпывающие основания для перевода обучающихся, в том числе по программам дошкольного образования, в иное образовательное учреждение. Добровольное приостановление деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения, в том числе по решению и инициативе Учредителя для проведения ремонтных работ, законом не предусмотрено и включение данного пункта в Уставы учреждений является незаконным и нарушающим права и законные интересы самой незащищенной категории граждан - малолетних воспитанников детских садов.
Администрацией Конаковского района Тверской области, МБДОУ "Детский сад N г. Конаково", МБДОУ "Детский сад N п. Редкино", МБДОУ "Детский сад N п. Новозавидовский", МБДОУ "Детский сад N п. Новозавидовский", МБДОУ "Детский сад N п. Изоплит", МБДОУ "Детский сад N п. Городня", МБДОУ "Детский сад N п. Радченко", МБДОУ "Детский сад N г. Конаково", МБДОУ "Детский сад N
г. Конаково", МБДОУ "Детский сад N г. Конаково" представили возражения на апелляционное представление, просят решение суда оставить без изменения.
Ответчики МБДОУ "Детский сад N г. Конаково", МБДОУ "Детский сад N п. Редкино", МБДОУ "Детский сад N п. Редкино", МБДОУ "Детский сад N п. Редкино", МБДОУ "Детский сад N
п. Новозавидовский", МБДОУ "Детский сад N п. Новозавидовский", МБДОУ "Детский сад N п. Изоплит", МБДОУ "Детский сад N
п. Городня", МБДОУ "Детский сад N п. Радченко", к МБДОУ "Детский сад N г. Конаково", МБДОУ "Детский сад N г. Конаково", к МБДОУ "Детский сад N г. Конаково", извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. В возражениях представленных на апелляционное представление содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя соответствующего образовательного учреждения.
Судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Изучив дело, заслушав объяснения прокурора Машуто Д.А., поддержавшего требования апелляционного представления по указанным в нем основаниям, объяснения представителя Администрации Конаковского района Тверской области Боровиковой Ю.Н., полагавшей апелляционное представление не подлежащим удовлетворению, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:
тип образовательной организации;
учредитель или учредители образовательной организации;
3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня
образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Согласно статье 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования; установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации; прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников; разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; прием обучающихся в образовательную организацию и иные.
Из материалов дела усматривается, что детские сады N, 1, 2, 9
г. Конаково, N, 10, 3 п. Редкино, N, 2 п. Новозавидовский,
N п. Изоплит, N п. Городня, N п. Радченко являются муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями, что подтверждается представленными копиями свидетельств о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выписками из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с представленными Уставами учредителем и собственником имущества названных детских садов является Муниципальное образование "Конаковский район". Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Конаковского района Тверской области.
В соответствии с пунктом 7 Порядка утверждения устава муниципального учреждения и внесения в него изменений, утвержденного постановлением администрации Конаковского района Тверской области от 19 мая 2011 года N 469 "О муниципальных учреждениях", инициатором внесения изменений в устав муниципального учреждения могут быть муниципальное учреждение или структурное подразделение администрации Конаковского района Тверской области, осуществляющее координацию деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) (далее - структурное подразделение). Устав муниципального учреждения, а также вносимые в него изменения утверждаются постановлением администрации Конаковского района Тверской области в соответствии с постановлением администрации Конаковского района Тверской области о создании муниципального учреждения с предварительным согласованием с курирующим заместителем Главы администрации Конаковского района Тверской области (пункт 2).
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием работников МБДОУ детский сад N г. Конаково принят в новой редакции Устав учреждения, утвержден распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N;
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием работников МБДОУ детский сад N пос. Редкино принят в новой редакции Устав учреждения, утвержден распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N;
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием работников МБДОУ детский сад
N пос. Редкино принят в новой редакции Устав учреждения, утвержден распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N;
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием работников МБДОУ детский сад N пос. Новозавидовский принят в новой редакции Устав учреждения, утвержден распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N;
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием работников МБДОУ детский сад N пос. Новозавидовский принят в новой редакции Устав учреждения, утвержден распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N;
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием работников МБДОУ детский сад N пос. Изоплит принят в новой редакции Устав учреждения, утвержден распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N;
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием работников МБДОУ детский сад N с. Городня принят в новой редакции Устав учреждения, утвержден распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N;
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием работников МБДОУ детский сад N п.Радченко принят в новой редакции Устав учреждения, утвержден распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N;
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием работников МБДОУ детский сад N г. Конаково принят в новой редакции Устав учреждения, утвержден распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N;
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием работников МБДОУ детский сад N г. Конаково принят в новой редакции Устав учреждения, утвержден распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N;
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием работников МБДОУ детский сад N г. Конаково принят в новой редакции Устав учреждения, утвержден распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N;
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием работников МБДОУ детский сад
N пос. Редкино принят в новой редакции Устав учреждения, утвержден распоряжением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ N.
Судом первой инстанции установлено, что в указанных выше Уставах содержится пункт 3.8 устанавливающий, что в летний период учредитель вправе приостановить деятельность учреждений на срок до 45 дней для проведения ремонтных работ и подготовки учреждений к новому учебному году. Детям работающих родителей (законных представителей), которым не может быть предоставлен отпуск в летний период, учредитель предоставляет места в дежурных образовательных учреждениях Конаковского района Тверской области на летний период.
Конаковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соответствия федеральному законодательству Уставов муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений.
По результатам проверки вносились протесты прокурора с требованием об отмене вышеуказанного пункта Уставов, которые не удовлетворены.
Заявляя исковые требования, прокурор указал на нарушение пунктом 3.8 Уставов МБДОУ действующего федерального законодательства, поскольку указанным пунктом Уставов фактически закреплено право учредителя и учреждения прерывать деятельность МБДОУ на летний период, что влечет за собой нарушение конституционных прав несовершеннолетних на получение непрерывного образования.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для возложения обязанности на ответчиков привести в соответствие с действующим законодательством Уставы, утвержденные распоряжениями администрации Конаковского района N, N, N, N N, N, N, N, N, N
от ДД.ММ.ГГГГ, N, N от ДД.ММ.ГГГГ, путем отмены пунктов 3.8 Уставов и регистрации изменений в установленном законом порядке, не имеется.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия признает правильными.
Пунктом 3.8 названных Уставов предусмотрено, что в летний период учредитель вправе приостановить деятельность учреждений на срок до 45 дней для проведения ремонтных работ и подготовки учреждений к новому учебному году.
Вопреки утверждениям прокурора, прямого запрета приостановления деятельности детских дошкольных учреждений на время проведения ремонтных работ и подготовки учреждений к новому учебному году, законом не предусмотрено.
Более того, возможность приостановления деятельности детских дошкольных учреждений для проведения ремонтных работ и подготовки учреждений к новому учебному году обусловлена обязанностью учредителя обеспечивать их надлежащее содержание, а учитывая, что учредителем образовательных учреждений является муниципальное образование, полномочиями органов местного самоуправления района по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, на администрацию Конаковского района Тверской области, исполняющую функции учредителя, возложены обязанности по содержанию зданий и сооружений муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений.
Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39).
Аналогичное положение содержится в статье 37 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения.
При изложенных обстоятельствах, органом местного самоуправления должно быть обеспечено право на безопасные условия обучения и воспитания детей, для достижения которых созданы данные образовательные учреждения, право на безопасные условия труда работников, пребывающих в данных образовательных учреждениях.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей может привести к нарушению упомянутых прав неопределенного круга лиц.
Судом первой инстанции установлено, что ремонтные работы в детских дошкольных учреждения производятся в летнее время, как собственными силами, так и с привлечением сторонних организаций, которые заключают договоры на ремонтные работы в соответствии с муниципальным контрактом, заключенным по итогам проведения аукционов, которые планируются заблаговременно.
В соответствии с пунктом 17.11 СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 26 (ред. от 27 августа 2015 года) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы ... "), все виды ремонтных работ не допускается проводить при функционировании дошкольных образовательных организаций в присутствии детей.
Приказом управления образования администрации Конаковского района N от ДД.ММ.ГГГГ работникам учреждений на период с
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлены очередные отпуска, детским дошкольным учреждениям предписано организовать работы по проведению косметического ремонта, благоустройству территории и охране помещений, организовать мероприятия по подготовке к новому учебному году и приведению групповых помещений и пищеблока в соответствии с СаНПиН 2.4.1.3049-13, отделу дошкольного и дополнительного образования организовать набор в дежурные группы.
На период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сформированы дежурные группы в детском саду N п. Новозавидовский, детском саду
N г.Конаково, детском саду N п.Редкино, списки детей, посещающих дежурные группы сформированы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что действующим законодательством об образовании вопрос срока приостановления деятельности образовательного учреждения, а также возможность перевода детей в другое образовательное учреждение, не регламентирован.
Как установлено судом, формирование дежурных детских садов на летний период, составление списков дежурных групп проводилось ответчиками на основании личных заявлений родителей.
Из представленных списков следует, что в дежурные группы зачислены не только дети, посещающие детские сады в г. Конаково, но и воспитанники детских садов п.Редкино, п.Изоплит, П.Новозавидовский. Наличие жалоб со стороны родителей не установлено.
Таким образом, указанный пункт Уставов не влечет за собой нарушение конституционных прав несовершеннолетних, поскольку детям работающих родителей (законных представителей), которым не может быть предоставлен отпуск в летний период, учредитель предоставляет места в дежурных образовательных учреждениях Конаковского района Тверской области на летний период, тем самым обеспечивая, в том числе и непрерывность образования.
К тому же, судом установлено, что на летний период в МБДОУ детские сады п. Редкино, п. Изоплит, п. Новозавидовский предусмотрен оздоровительный период, образовательная программа в данный период не реализуется.
Доводы апелляционного представления о том, что часть поселений Конаковского района Тверской области находится на значительном расстоянии от г. Конаково, между ними отсутствует регулярное транспортное сообщение, позволяющее родителям беспрепятственно доставлять детей в МБДОУ, не влекут отмены состоявшегося решения суда, поскольку не указывают на несоответствие оспариваемого пункта Уставов действующему законодательству, не влияют на реализацию права учредителя детских дошкольный учреждений приостанавливать деятельность для проведения ремонтных работ и подготовки учреждений к новому учебному году.
Учитывая, что включение в пункт 3.8 Уставов положения, предоставляющего право учредителю приостанавливать деятельность учреждения на срок до 45 суток для проведения ремонтных работ и подготовки учреждения к новому учебному году, не противоречит общим положениям гражданского законодательства и изложенным в статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации принципам соотношения гражданского законодательства с иными актами, содержащими нормы гражданского права, оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционного представления о том, что в договоре между родителями и МБДОУ положение о приостановлении деятельности учреждения в летний период, не предусмотрено, не могут быть приняты во внимание, поскольку договором предусмотрена возможность временного перевода детей в другие группы.
Так, постановлением администрации Конаковского района Тверской области N от ДД.ММ.ГГГГ утверждена примерная форма договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования. Пунктом 2.1.4 договора предусмотрена возможность осуществлять по производственной необходимости временный перевод детей в другие группы без прекращения образовательной деятельности с сохранением условий присмотра и ухода.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционном представлении, не ставят под сомнение законность решения суда и сводятся к переоценке указанных выводов, тогда как выводы суда основаны на анализе действующего законодательства, мотивированы, соответствует требованиям закона и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела, которым дана надлежащая правовая оценка, по правилам, предусмотренным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Конаковского городского суда Тверской области от 23 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление Конаковского межрайонного прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий: С.Н. Пойменова
Судьи: М.В. Гудкова
А.С. Беляк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.