Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.
судей Улыбиной С.А. и Кустова А.В.
при секретаре судебного заседания Зайцевой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Кустова А.В.
дело по апелляционной жалобе административного истца Матохина А.С. на решение Центрального районного суда г. Твери от 07 июля 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявленных исковых требований Матохина А.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: жилой дом, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N, оформленное сообщением об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N от ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности зарегистрировать право Матохина А.С. на объект недвижимости: жилой дом, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N - отказать".
Судебная коллегия
установила:
Матохин А.С. обратился в Центральный районный суд г. Твери с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, в котором просил признать незаконным отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности зарегистрировать право собственности на объект недвижимости: жилой дом, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный но адресу: "адрес", кадастровый N.
Административный истец полагает необоснованным вывод ответчика о том, что представленный договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, на котором расположен жилой дом, не был заключен. Данный договор заключен сроком до ДД.ММ.ГГГГ и вступил в силу с момента его регистрации в Ржевском городском Комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Договор не расторгался и считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. На момент его заключения и регистрации в городе Ржеве отсутствовал государственный орган регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец поддержал требования.
Представитель административного ответчика Бородулина Е.А. полагала действия органа государственной регистрации прав законными, просила отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель заинтересованных лиц Зубкова Т.В. полагала требования административного истца не подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Матохин А.С. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Твери от 07 июля 2016 года, приводя доводы аналогичные, изложенным в административном исковом заявлении.
В заседании суда апелляционной инстанции Матохин А.С. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика Бородулина Е.А. возражала против доводов апелляционной жалобы
Заинтересованные лица просили рассмотреть жалобу в отсутствие своих представителей.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Заслушав пояснения административного истца и представителя ответчика, изучив материалы дела и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме независимо от доводов жалобы, судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим изменению.
В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа
местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных
отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Матохин А.С. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимости: жилой дом, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N. Истцом на государственную регистрацию были представлены разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное Администрацией "адрес", от ДД.ММ.ГГГГ N, договор аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенный на основании постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
При рассмотрении заявления истца о государственной регистрации права органом государственной регистрации истребованы дополнительные документы. Согласно сообщению Комитета по управлению имуществом "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N решения о продлении срока договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ N земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, заключенного между администрацией "адрес" и Матохиным А.С. в целях строительства индивидуального жилого дома, не принимались, дополнительных соглашений к договору нет.
Согласно направленному в адрес Матохина А.С. уведомлению о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ 25 апреля 2016 года государственная регистрации права собственности на жилой дом приостановлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку представленный в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок договор о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому арендодатель сдает, арендатор принимает в пользование земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, согласно информации ЕГРП не прошел установленную законом государственную регистрацию, поэтому в соответствии с п. 3 ст. 433 ГК РФ является незаключенным.
Заявителю предложено представить правоустанавливающий документ на землю, предусмотренный ст. 17 Закона о регистрации.
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N Матохину А.С. отказано в государственной регистрации права собственности на жилой дом по адресу: "адрес" на основании абз. 2 п.2 ст. 19, абз. 4,10 п. 1 ст. 20 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В сообщении указано, что в ходе проведения правовой экспертизы возникли сомнения в достаточности оснований для проведения регистрационных действий, поскольку представленный договор аренды земельного участка не прошел установленную законом государственную регистрацию.
Данное решение управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области об отказе в совершении регистрационных действий от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 1 КАС РФ, п. 5 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" может быть обжаловано в суд в порядке административного судопроизводства.
При этом предметом оценки суда в силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ являются действия и решение органа государственной регистрации права как государственного органа применительно к установлению обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия данного органа на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Вопрос о праве административного истца на земельный участок не мог быть рассмотрен в рамках административного процесса, поскольку такой спор между истцом и органом местного самоуправления подлежит рассмотрению в гражданском процессе.
Оценив действия органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество, суд пришел к выводу об отсутствии нарушений закона со стороны административного ответчика, с которым соглашается судебная коллегия в связи со следующим.
В силу положений ч. 1, 3 ст. 9 ФЗ от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. К компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Согласно статьей 2Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Согласно ч. 1, 3 ст. 9 Закона государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки, проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав (ч. 1 ст. 17 ФЗ от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (ч. 1 ст. 18 ФЗ от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Согласно ч. 1, 4 ст. 25 ФЗ от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство.
Судом установлено, что постановлением главы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Матохину А.С. предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м по адресу: "адрес" с кадастровым номером N для строительства индивидуального жилого дома.
Пунктом 2 постановления Матохин А.С. обязан оформить договор аренды земли в комитете по земельным ресурсам и землеустройству, зарегистрировать договор аренды на земельный участок в установленном законом порядке.
Согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Федеральным законом от 26 января 1996 года N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации введена в действие с 1 марта 1996 года.
Договор аренды о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от ДД.ММ.ГГГГ N подлежал государственной регистрации.
Согласно имеющейся на указанном договоре надписи, договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер в книге регистрации документов, удостоверяющих право на земельные участки N.
Согласно статье 26 ФЗ от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
В соответствии с нормами ст. 32, 33 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ данный Федеральный закон введен в действие с 31 января 1998 года. С момента вступления его в силу и до создания системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество такая государственная регистрация проводилась органами, на которые она была возложена.
Субъекты Российской Федерации поэтапно вводят систему государственной регистрации прав, в целях чего проводят необходимые структурные и функциональные преобразования и используют для государственной регистрации прав органы (организации), осуществляющие регистрацию тех или иных прав и учет объектов недвижимого имущества.
Создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется субъектами Российской Федерации поэтапно с учетом их условий и завершается к ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации Тверской области от 09 июля 1998 года N 454 "О создании системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Тверской области" постановлено поручить осуществление государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними территориальным органам комитета по земельным ресурсам и землеустройству Тверской области. Уполномоченным органом по обеспечению соблюдения правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по разделам, касающимся земельных участков, определен комитет по земельным ресурсам и землеустройству Тверской области.
Согласно временному положению о порядке создания и ведения единой системы информации о недвижимом имуществе на территории Тверской области (приложение N к постановлению администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N) Единая система информации о недвижимом имуществе создается и ведется районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, районными и городскими бюро технической инвентаризации (БТИ), жилищными органами, а в г. Твери - городской регистрационной палатой. По мере развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним создается и ведется компьютерная база данных.
Программой создания учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Тверской области (приложение N) установлен переход на регистрацию в соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним территориальными органами Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Тверской области, БТИ, жилищными органами, областным комитетом по управлению имуществом - 1 июля 1993 года. Передача материалов по ведению Единого государственного реестра в учреждение юстиции по регистрации прав Тверской области - октябрь -ноябрь 1998 года.
Постановлением губернатора Тверской области от 03 декабря 1998 года N 820 постановлено создать учреждение юстиции Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утверждено Положение об учреждении юстиции Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно Положению об учреждении юстиции Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Учреждение юстиции имеет следующие филиалы: Ржевский - в г. Ржев.
Приказом руководителя Учреждения юстиции Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15 ноября 1999 года N 1-К приказано передать сообщение о начале регистрационной деятельности с 20 декабря 1999 года учреждением юстиции по Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для последующего опубликования в газетах "Тверские ведомости", "Вече Твери", "Тверская жизнь". Учреждениям юстиции и его филиалам приказано приступить к регистрационным действиям с 20 декабря 1999 года.
Постановлением администрации Тверской области от 17 декабря 1999 года N 1041 признано утратившим силу постановление губернатора Тверской области "О создании системы государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним на территории Тверской области" от 09 июля 1998 г. N 454.
С 20 декабря 1999 года регистрационная деятельность в Тверской области осуществлялась органом государственной власти - учреждением юстиции по Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству не обладал полномочиями по регистрации сделок с недвижимым имуществом и внесению сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждает отсутствие в ЕГРП сведений о государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ N.
При таких обстоятельствах у административного ответчика имелись основания для принятия "адрес" в связи с представлением на государственную регистрацию прав на созданный объект недвижимого имущества не соответствующего требованиям действующего законодательства правоустанавливающего документа на земельный участок и не устранением причины, препятствующей государственной регистрации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что договор является заключенным, исполнении обязательств по нему, пролонгации договора в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием исполнения по договору, отклоняются судебной коллегией, поскольку не входят в предмет оценки деятельности государственного органа, принявшего оспариваемое решение.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену решения, судом по делу не допущено. Оспариваемое решение является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 07 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Матохина А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.