Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Гришиной С.А.,
при секретаре судебного заседания Соколовской А.А.,
прокурора Мироновой М.С.,
представителей:
административного истца Антоновой М.А.,
территориальной избирательной комиссии Московского района города Твери Бабкиной О.В.,
Избирательной комиссии Тверской области Григорьевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ларина М.В. о признании незаконными действия членов территориальной избирательной комиссии Московского района города Твери, возложении обязанности принять документы для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Тверской области,
установил:
11 августа 2016 года Ларин М.В. обратился в Тверской областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия территориальной избирательной комиссии Московского района города Твери, выразившиеся в нарушении процедуры принятия документов для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва по Южному одномандатному избирательному округу N6, обязать территориальную избирательную комиссию Московского района города Твери принять документы для регистрации в соответствии с избирательным законодательством Российской Федерации.
В обоснование указал, что постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 16 июня 2016 года N 1842-П-5 "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва" на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Тверской области.
15 июля 2016 года, будучи выдвинутым избирательным объединением "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Тверской области" кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва по Южному одномандатному избирательному округу N6, он уведомил территориальную избирательную комиссию Московского района города Твери о своем выдвижении, лично подав все необходимые документы.
28 июля 2016 года его доверенными лицами ФИО и ФИО1 в территориальную избирательную комиссию Московского района города Твери были представлены документы для регистрации Ларина М.В. в качестве депутата Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва по Южному одномандатному избирательному округу N6.
При этом комиссией доверенным лицам было выдано письменное подтверждение получения документов, которое не соответствует форме, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Тверской области от 12 мая 2016 N 176/2271-5, чем нарушены требования пункта 3 статьи 34 Избирательного кодекса Тверской области N 20-ЗО от 07 апреля 2003 года; подпункта 2.5 пункта 2 Порядка приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Тверской области N 4/56-6 от 17 июня 2016 года; Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 N 128/986-6.
Пункт 5 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержит исчерпывающий перечень документов, которые кандидат обязан предоставлять в избирательную комиссию лично.
В соответствии с вышеуказанными нормами, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей, то при приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем указывают в письменном подтверждении количество принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема. При совпадении количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей, далее должна проводиться случайная выборка подписных листов, в результате которой 839 подписей отбираются для проведения их обязательной проверки.
В нарушение указанных требований при приеме документов членами территориальной избирательной комиссии Московского района города Твери процедура случайной выборки подписных листов не была проведена и, как следствие, не была проведена проверка достоверности данных, содержащихся в подписных листах, как это предусмотрено статьей 35 Избирательного кодекса Тверской области. Комиссией проверялось не соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а количество подписей.
В судебном заседании представитель административного истца Антонова М.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель территориальной избирательной комиссии Московского района города Твери Бабкина О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, где указано, что административный истец, утверждая о праве кандидата на подачу документов через доверенных лиц, ошибочно ссылается на пункт 5 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, регламентирующий порядок предоставления кандидатом в избирательную комиссию документов при выдвижении, а не на регистрацию.
В соответствии с пунктом статьи 34 Избирательного кодекса Тверской области кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу, сам представляет в избирательную комиссию соответствующие избирательные документы.
При приеме для регистрации и проверке документов кандидата Ларина М.В. членами Рабочей группы установлено несоответствие заявленных подписей в папке N 5, о чем был составлен соответствующий акт и принято решение о пересчете всех подписей избирателей.
По результатам пересчета подписей количество фактически представленных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Ларина М.В. составило 1640 подписей.
Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва по Южному одномандатному избирательному округу N 6, составляет 1677 подписей (постановление избирательной комиссии Тверской области от 12 мая 2016 года N 176/2268-5).
Поскольку количество представленных доверенными лицами кандидата подписей избирателей меньше, чем требуется для его регистрации, в соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ, подпунктом "д" пункта 8 статьи 36 Избирательного кодекса Тверской области ему было отказано в регистрации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Избирательного кодекса Тверской области при приеме избирательных документов избирательной комиссией доверенным лицам кандидата выдано соответствующее подтверждение в письменной форме (перечень документов).
Представитель Избирательной комиссии Тверской области Григорьева И.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, где указано, что в соответствии с пунктом 2 приложения N 2 к постановлению избирательной комиссии Тверской области от 10 июня 2016 года N 3/36-6 "О процедуре проведения случайной выборки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения областных списков кандидатов, кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва", если общее количество подписей избирателей, представленных кандидатом меньше количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, то случайная выборка не проводится. По данному факту Рабочая группа представляет на заседание территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии протокол для принятия решения в соответствии со статьей 36 Избирательного кодекса Тверской области. Поскольку доверенными лицами кандидата в депутаты Ларина М.В. было представлено меньше подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, случайная выборка подписей в соответствии пунктом 4 статьи 35 Избирательного кодекса Тверской области не проводилась.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 16 июня 2016 года N 1842-П-5 "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва" выборы в Законодательное Собрание Тверской области назначены на 18 сентября 2016 года. Указанное постановление опубликовано 17 июня 2016 года в газете "Тверские ведомости" N 25.
Данные выборы подлежат проведению в порядке, установленном Федеральным законом N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Избирательным кодексом Тверской области N 20-ЗО от 07 апреля 2003 года.
Законодательным Собранием Тверской области было принято постановление от 17 декабря 2015 года N 1684-П-5 "О схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области", опубликованного 25 декабря 2015 года в газете "Тверские ведомости" N 52. Данным постановлением сформированы одномандатные избирательные округа, в том числе и Южный избирательный округ N 6.
В соответствии со статьями 23, 25 Федерального закона N 67-ФЗ и статьями 19, 21 Избирательного кодекса Тверской области постановлением Избирательной комиссии Тверской области N 174/2180-5 от 18 апреля 2016 года полномочия окружной избирательной комиссии Южного избирательного округа N 6 по выборам депутатов Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Московского района города Твери.
В списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва по Южному избирательному округу N 6 в количестве 1 человек, избирательным объединением "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Тверской области" был выдвинут Ларин М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
14 июля 2016 года Избирательная комиссия Тверской области, рассмотрев представленные документы, приняла постановление N 12/142-6 "О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва, выдвинутых избирательным объединением "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Тверской области" по одномандатным избирательным округам", которым был заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва в количестве 2 человек, в том числе по Южному одномандатному избирательному округу N 6.
В соответствии с данным постановлением Избирательная комиссия Тверской области направила копию заверенного списка избирательного объединения "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Тверской области" в территориальную избирательную комиссию Московского района города Твери.
15 июля 2016 года кандидат в депутаты Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва по Южному одномандатному избирательному округу N 6 Ларин М.В. уведомил территориальную избирательную комиссию Московского района города Твери о своем выдвижении избирательным объединением "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Тверской области" и представил в избирательную комиссию все необходимые для выдвижения документы.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Избирательного кодекса Тверской области кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, после представления в соответствующую избирательную комиссию документов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Кодексом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.
28 июля 2016 года доверенными лицами Ларина М.В. - ФИО и ФИО1 в территориальную избирательную комиссию Московского района города Твери были представлены документы кандидата в депутаты Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва по Южному одномандатному избирательному округу N 6 Ларина Максима Владиславовича для его регистрации в качестве кандидата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Избирательного кодекса Тверской области для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем через 40 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов по московскому времени (в данном случае до 28 июля 2016 года) представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы: уведомление об отсутствии у кандидата счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, отсутствии и (или) неиспользовании иностранными финансовыми инструментами; подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей; протокол об итогах сбора подписей избирателей (на бумажном носителе и в машиночитаемом виде).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что возможность подачи в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидата, необходимых для регистрации кандидата документов доверенными лицами вместо самого кандидата не предусмотрена.
В связи с указанным обстоятельством территориальной избирательной комиссией Московского района города Твери доверенным лицам кандидата в депутаты было выдано письменное подтверждение получения указанных документов в виде "Перечня документов", поскольку "Подтверждение получения документов для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва" по утвержденной постановлением избирательной комиссии Тверской области от 12 мая 2016 г. N 176/2272-5 форме, на выдаче которой настаивает административный истец, предусматривает подпись самого кандидата, а не доверенных лиц.
При этом выданный доверенным лицам кандидата Ларина М.В. "Перечень документов" соответствует утвержденной форме по своему содержанию.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Избирательного кодекса Тверской области при приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем указывают в письменном подтверждении количество принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема.
В силу пункта 4 статьи 35 указанного кодекса на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области проверке подлежит не менее 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей в поддержку выдвижения областного списка кандидатов и не менее 50 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей в поддержку выдвижения каждого кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения областного списка кандидатов и каждого кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется избирательной комиссией Тверской области. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
При приеме для регистрации и проверке документов кандидата Ларина М.В. членами Рабочей группы при полистном пересчете установлено явное несоответствие заявленных подписей в папке N 5 (количество заявленных подписей составляло 285, фактически представлено 195), о чем был составлен соответствующий акт и принято решение о пересчете всех подписей избирателей.
Согласно протоколу об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, представленному доверенными лицами кандидата Ларина М.В., количество заявленных подписей в поддержку выдвижения кандидата составляло 1730 подписей.
По результатам пересчета подписей избирателей был составлен уточненный протокол об итогах сбора подписей избирателей, согласно которому количество фактически представленных подписей избирателей составило 1640 подписей.
В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Тверской области от 12 мая 2016 N 176/2268-5 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва, кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва по одномандатным избирательным округам" количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата - 1677, предельное количество подписей избирателей, которое может быть представлено кандидатом -1844.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 2 к постановлению Избирательной комиссии Тверской области от 10 июня 2016 г. N 3/36-6 "О процедуре проведения случайной выборки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения областных списков кандидатов, кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва" если общее количество подписей избирателей, представленных кандидатом, меньше количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, то случайная выборка не проводится.
По данному факту Рабочая группа представляет на заседание территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии протокол для принятия решения в соответствии со статьей 36 Избирательного кодекса Тверской области.
При таких обстоятельствах ссылка административного истца на нарушение избирательной комиссией процедуры принятия документов (отсутствие выборки подписей избирателей в поддержку кандидата) не соответствует действительности и не свидетельствует о нарушении прав Ларина М.В.
06 августа 2016 года территориальной избирательной комиссией Московского района города Твери принято постановление N "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва по Южному одномандатному избирательному округу N 6 Ларину М.В." по основаниям недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, и представление документов для регистрации неуполномоченными лицами.
Из системного толкования пункта 1, подпунктов "г.1" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, подпункта "д" пункта 8 статьи 36 Избирательного кодекса Тверской области от 07 апреля 2003 года N 20-ЗО следует, что регистрация кандидата осуществляется при наличии необходимого количества достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
Ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет избирательное объединение, кандидаты, которые обязаны строго соблюдать правовые предписания, регламентирующие процедуру уведомления избирательной комиссии о выдвижении, и четко исполнять возложенные на них обязанности по представлению документов, необходимых для регистрации списка кандидатов, кандидата.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что избирательное законодательство по своей природе формально и не допускает произвольного толкования, поскольку иное привело бы к не основанному на законе созданию одному из участников избирательного процесса преференций перед другими, то есть к нарушению конституционного принципа равенства перед законом.
Поскольку ни один из доводов административного искового заявления кандидата в депутаты Законодательного собрания Тверской области Ларина М.В. не может быть признан состоятельным, свидетельствующим о нарушении его пассивного избирательного права, в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 244, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать Ларину М.В. в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконными действия членов территориальной избирательной комиссии Московского района города Твери, возложении обязанности принять документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Тверской области.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Председательствующий С.А. Гришина
Мотивированное решение составлено 16 августа 2016 года.
Председательствующий С.А. Гришина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.