Судья Московского областного суда "данные изъяты" Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника "данные изъяты" А.С. на основании доверенности, действующего в защиту СПК " "данные изъяты"", на решение Пушкинского городского суда "данные изъяты" от 24 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении СПК " "данные изъяты"",
заслушав пояснения защитника "данные изъяты" А.С.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям от "данные изъяты"
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ " "данные изъяты""), адрес: 141212, "данные изъяты" поляны, "данные изъяты", вл. 1а, стр. 1,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением Пушкинского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" указанное постановление оставлено без изменений.
Не согласившись с вынесенными по делу решениями, защитник их обжаловал, просил отменить, указывая на неверное установление судом фактических обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд второй инстанции оснований для отмены или изменения принятых по делу об административном правонарушении решений не усматривает.
Часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования и охраны земель, имеющих определенное целевое назначение.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Согласно ч. 1 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Частью 1 ст. 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от "данные изъяты" N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от "данные изъяты" N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.
Как следует из ст. 1 указанного Федерального закона под плодородием земель сельскохозяйственного назначения понимается способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных растений.
Аналогичные нормы права закреплены и законом "данные изъяты" N 212/2006-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в "данные изъяты"" от "данные изъяты" N 212/2006-ОЗ согласно которому уполномоченный орган по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения формирует базу данных о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения в "данные изъяты" на основе результатов их почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследования; осуществляет контроль за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения; в соответствии с законодательством Российской Федерации вносит предложения о принудительном прекращении права на земельный участок в случае, если его использование осуществляется с нарушением норм земельного законодательства, в том числе повлекшим за собой существенное снижение плодородия сельскохозяйственных земель, деградацию, уничтожение плодородного слоя; разрабатывает и утверждает типовую форму Паспорта плодородия земельного участка и порядок его ведения; осуществляет контроль за выполнением мероприятий по восстановлению и повышению почвенного плодородия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (ст. 4)
Собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков имеют право: получать информацию от уполномоченного органа о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния и проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, и обязаны: проводить внутрихозяйственное землеустройство, в том числе сохранять, рационально использовать и повышать плодородие земель сельскохозяйственного назначения; осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; незамедлительно информировать уполномоченный орган о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их собственности, владении, пользовании и аренде; получить паспорт плодородия земельного участка; выполнять мероприятия по восстановлению и повышению почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения; а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством "данные изъяты", а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований "данные изъяты" (ст. 6, 7 Закона).
Постановлением "данные изъяты" от "данные изъяты" N 413/22 утвержден Порядок проведения контроля за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории "данные изъяты" разработан с целью наблюдения за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения и выработки рекомендаций по восстановлению и повышению их плодородия. Согласно установленному порядку контроль за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения ведется раздельно по видам сельскохозяйственных угодий (пашня, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями) путем почвенного, агрохимического и эколого-токсикологического обследования, которое осуществляется один раз в 5 лет. Показатели почвенного, агрохимического и эколого-токсикологического исследования почв земельных участков и рекомендации по восстановлению и повышению их плодородия включаются Министерством в Паспорт плодородия земельного участка, который выдается собственникам, землевладельцам, землепользователям и (или) арендаторам.
Из материалов дела следует, что Постановлением N ЗЕМ-20/2016 заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям "данные изъяты" В.И. от "данные изъяты" СПК " "данные изъяты"" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в том, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером "данные изъяты", разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: "данные изъяты", порядка 2560 кв.м. на юго-восток от ориентира "данные изъяты", выявлено нарушение земельного законодательства, выразившегося в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия, ухудшающих качественное состояние земель, а именно: перекрытие земельного участка отходами производства и потребления (строительным и бытовым мусором) на площади 826 кв.м., зарастание древесно-кустарниковой растительностью на площади 125 000 кв.м.
Таким образом, собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером "данные изъяты", которым является СПК " "данные изъяты"", не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по сохранению плодородия почв, по защите сельскохозяйственных земель от загрязнения и вовлечению земельного участка в сельскохозяйственный оборот.
По данному факту в отношении СПК "Золотая нива" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения СПК " "данные изъяты"" правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, как обоснованно указал городской суд, подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, а именно: актом проверки; протоколом осмотра и фототаблицей к нему; показаниями инспекторов; протоколом об административном правонарушении; выпиской из ЕГРП; а также другими доказательствами, оцененными городским судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Исходя из совокупности вышеприведенных доказательств орган административной юрисдикции и городской суд, обоснованно пришли к выводу о том, что общество не выполнило установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Как установлено судом, на спорном земельном участке не выполнялись обязательные мероприятия (агротехнические, фитосанитарные, мелиоративные, агрохимические) по защите земель сельскохозяйственного назначения от деградации и по сохранению плодородия почв, допущено их захламление.
Таким образом, вывод суда о том, что бездействие СПК " "данные изъяты"" образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, является правомерным.
Наказание обществу назначено по общим правилам его назначения, с учетом характера и степени общественной опасности административного правонарушения, находится в рамках санкции статьи.
Сроки давности привлечении к административной ответственности соблюдены.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Доводы защиты, приведенные Московскому областному суду в жалобе, о нарушении порядка административного расследования и сроков его проведения подлежат отклонению, поскольку данные сроки не являются пресекательными.
Вопрос о том, из 4 или из 15 точек была произведена съемка, существенного влияния на факт выявления правонарушения не оказывает.
Доводы об отсутствии события правонарушения являются несостоятельными, поскольку объективно не подтверждены и опровергаются имеющимися доказательствами, а также фактом того, что на момент проверки какие-либо документы или иные доказательства, подтверждающие проведение мероприятий, направленных на сохранение почв и их плодородия посредством системного проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозийных и иных, предусмотренных законом мероприятий у юридического лица отсутствовали.
Процессуальных нарушений при привлечении СПК " "данные изъяты"" к административной ответственности, судом не установлено. Дело рассмотрено в соответствии с требованиями КоАП РФ процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленных по делу актов, не установлено, оснований для их пересмотра по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Пушкинского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении СПК " "данные изъяты"" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Е.А. "данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.