Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Савоскиной И.И.,
судей Фоминой Н.И., Ивановой Т.И.,
при секретаре Козловой О.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июля 2016 года апелляционную жалобу Администрации г.о. Домодедово Московской области на решение Домодедовского городского суда Московской области от 08 апреля 2016 года
по делу по иску Лимасова А. В. к Администрация г.о. Домодедово Московской области о признании постановления Администрация г.о. Домодедово от 16.10.2014 N4647 незаконным, обязании Администрации г.о. Домодедово восстановить его в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью дальнейшего участия в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" в 2015 году, с момента принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно с 08.08.2013 года,
заслушав доклад судьи Фоминой Н.И.,
объяснения Лимасова А.В.,
УСТАНОВИЛА:
Лимасов А.В. обратился в суд с иском к Администрации г.о. Домодедово Московской области о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании администрации восстановить его в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью дальнейшего участия в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" в 2015 году с момента принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно с 08.08.2013 года.
В обоснование иска ссылался на то, что является вынужденным переселенцем, имеет право быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, но Постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 16 октября 2014 года N 4647 ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на п. 2 ст. 49 и п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, так же просит признать данное постановление незаконным.
В судебном заседании Лимасов А.В иск поддержал.
Представитель ответчика Администрации городского округа Домодедово возражал против удовлетворения требований, представил суду письменные возражения.
Представитель Министерства строительства и ЖКХ РФ полагала, что требования истца являются законными.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 08 апреля 2016 года исковые требования удовлетворены.
Администрация городского округа Домодедово не согласилась с решение суд, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда как постановленного в соответствии с материалами дела и требованиями закона.
Согласно ст.52 ЖК РФ состоять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право, указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях: малоимущие и иные определенные законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан.
В соответствии с п 37 Положения О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845 - Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
Вынужденные переселенцы, состоящие в едином списке и относящиеся к категории граждан, имеющих право на первоочередное или внеочередное предоставление жилых помещений, одновременно включаются в отдельные списки первоочередников или внеочередников
В настоящее время решение жилищной проблемы граждан, имеющих статус вынужденных переселенцев, осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках мероприятий подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (ред. от 25.08.2015) (далее - подпрограмма), путем предоставления таким гражданам социальной выплаты для приобретения жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Так, право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Таким образом, предоставление вынужденным переселенцам федеральной социальной выплаты для приобретения жилья поставлено в зависимость от признания их в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. При этом, выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Судом установлено, что Лимасов А. В., 18.11.1986 года рождения, является вынужденным переселенцем на территории Российской Федерации с 1996 года. До 2010 года состоял на учете в УФМС по Краснодарскому краю. 26.08.2010 года принят на учет в УФМС России по Московской области. С 22.11.2012 года зарегистрирован по месту жительства в Московской области.
Постановлением Администрации муниципального образования Лабинского района Краснодарского края от 30.09.2011 года был снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с выездом на новое место жительства в другое муниципальное образование.
Администрацией Муниципального образования Лабинского района Краснодарского края 28.01.2013 года была выдана справка о том, что истец состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в административном муниципальном (образовании Лабинского района с 02.1 0.2000 года по категории граждан - вынужденные переселенцы. Жильё, субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального, краевого, местного бюджетов через Администрацию муниципального образования Лабинского района не получал.
Постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 08.08.2013 года был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с целью включения в список кандидатов участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и признан участником программы, и 29.07.2014 года был включен в сводный список по Московской области граждан-участников вышеуказанной программы.
Постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 16.10.2014 года пункт 3.1 Протокола N 12 от 11 июля 2013 года отменен, истцу отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с несоответствием ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 12 декабря 2005 г. N 260/200503 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", согласно которой право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет; а также в связи с непредставлением документов, позволяющих вынести решение о признании Лимасова А.В. малоимущим.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что истец является вынужденным переселенцем, и на него распространяются положения Закона РФ " О вынужденных переселенцах", предусматривающий право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем. Закон не содержит полодений, устанавливающих специальные основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях., и требований исходя из их имущественного положения. Для данной категории граждан не требуется признания малоимущим.
В связи с чем, признал Постановление Администрация г.о.Домодедово от 16.10.2014 N4647 в части отказа Лимасову А.В. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с целью включения в список кандидатов участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" в 2015 году незаконным и обязал Администрацию г.о. Домодедово восстановить его в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью дальнейшего участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" в 2015 году с момента принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно с 08.08.2013 года,
Статус вынужденного переселенца определен законом РФ от 19 февраля 1993г. N 4530-1 " О вынужденных переселенцах", который также устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии и защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.
Основанием для продление предоставленного статуса служит подтверждение, что вынужденный переселенец не имеет в собственности жилого помещения.
То обстоятельство, что истец является вынужденным переселенцем ответчиком не оспаривается.
Так, Закон N 4530-1 предусматривает право гражданина, признанного в установленном порядке вынужденным переселенцем, состоящего на учете в качестве нуждающегося, на улучшение жилищных условий, в том числе на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в случае его отсутствия.
Перечень документов, необходимых гражданину, признанного вынужденным переселенцем, для принятия его на учет нуждающегося в жилых помещениях определен статьей 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством " Федеральной целевой программы " Жилище", утвержденных постановлением Правительства от 21 марта 2006 года N 153. Данный перечень является полным и не подлежит расширительному толкованию.
При этом, данная норма не предусматривает необходимости признания гражданина малоимущим, а требуемая администрацией городского округа Домодедово Московской области справка о доходах, не входит в перечень документов, установленных вышеуказанными правилами.
Таким образом, отказ Администрации г/о Домодедово в принятии Лимасова А.В. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является незаконным, нарушает право истца на участие как вынужденного переселенца федеральной программе " Жилище" в 2015 году.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, полагает, что они соответствуют положениям материального закона, постановлены с соблюдением требований норм процессуального права, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Домодедовского городского суда Московской области от 08 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о. "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.