Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Волошина В.М.,
членов президиума Бокова К.И., Виноградова В.Г., Лаща С.И., Мязина А.М., Овчинниковой Л.А., Самородова А.А.,
при секретаре Мишанове И.А.,
рассмотрел гражданское дело по иску Лисника О.С. к ГУ-УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
по кассационной жалобе начальника ГУ-УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области Храмовой С.Л. на решение Домодедовского городского суда Московской области от 08 декабря 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Пугиной Л.Н.,
объяснения Лисника О.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы,
установил:
Лисник О.С. обратился в суд с иском к ГУ-Главное управление Пенсионного фонда РФ N26 по г. Москве и Московской области, просил признать незаконным отказ в назначении ему досрочной трудовой пенсии, назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения - с 15.04.2015г.
В обоснование иска указал, что работая в период с 18.11.2002г. по 25.06.2013г. бортпроводником, входил в летный состав гражданской авиации, имел общее количество налета в количестве 6746 часов. Однако в нарушение пп.13 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему отказано.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 08 декабря 2015 года исковые требования Лисника О.С. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 февраля 2016 года решение суда оставлено без изменения, из резолютивной части решения суда исключено указание на пп.13 п.1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2002г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом судебная коллегия указала, что истец имеет право на досрочное назначение пенсии по пп.13 п.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В кассационной жалобе ГУ- Главное управление Пенсионного фонда РФ N 26 по г. Москве и Московской области просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
Судьей Московского областного суда 01 июня 2016 года указанное гражданское дело истребовано в Московский областной суд.
Определением судьи Московского областного суда Рудаковой О.А. от 21 июня 2016 года дело с кассационной жалобой передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого рода нарушения допущены судами при вынесении обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судом Лисник О.С. в период с 18.11.2002г. по 25.06.2013г. проходил первоначальную подготовку, стажировку в должности бортпроводника и работал бортпроводником в различных авиакомпаниях.
Согласно справке о налете часов, копии летной книжки суммарное количество летных часов истца составило 6746 часов 14 минут, срок выслуги - более 25 лет.
Истец 15 апреля 2015 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении, с момента обращения, досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
Решением комиссии от 25.05.2015 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему отказано, со ссылкой на то, что бортпроводники не относятся к летному составу, входят в кабинный экипаж и не имеют права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
Суд, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов. Бортпроводники в силу п.1 ст.56 Воздушного кодекса РФ, относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна, поэтому истец, как член экипажа воздушного судна, имеет право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации в соответствии с пп. "з" п.1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года N537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона" О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N459.
Исходя суммарного количества летных часов истца - 6746 часов 14 минут, судом произведен расчет его выслуги, который составил 28 лет 10 месяцев, что, по мнению суда, дает истцу право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения, то есть с 15.04.2015 года.
С указанными выше выводами согласилась судебная коллегия.
Между тем с выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации, трудовая пенсия по старости назначается досрочно, независимо от возраста.
Пунктом 2 статьи 30 названного Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, предусмотренная пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации 16 июля 2014 г. утвердило постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление).
Согласно подпункту "з" пункта 1 названного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459.
Как следует из правовой позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 19 марта 2009 N 260-О-О, Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 г. N 459 по поручению законодателя в соответствии со статьей 83 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт "з" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 часть 1 Конституции Российской Федерации) (Определения от 24.06.2008 г. N 340-О-О; от 16.11.2006 г. N 512-О; от 21.12.2006 г. N 579-О).
Положения пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса РФ, предусматривающего разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный, не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что истец имеет право на досрочное назначение пенсии по пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а равно вывод судебной коллегии о том, что бортпроводники, относящиеся к кабинному экипажу воздушного судна, входят в состав экипажа воздушного судна (летный состав), а потому имеют право на досрочное назначение пенсии по пп.13 п.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основаны на неправильном толковании норм материального права.
Работа в должности бортпроводника дает право на пенсионное обеспечение согласно Списку N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (Раздел: XXI Транспорт, подраздел: 3. Гражданская авиация, код позиции: 12003000-11217, бортпроводники); периоды работы Лисника О.С. в должности бортпроводника могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ при назначении трудовой пенсии по иному основанию, а именно: по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Названная норма для назначения досрочной пенсии мужчинам предусматривает, в частности, наличие у них как определенного страхового стажа и периода работы во вредных условиях труда, так и достижение возраста 50 лет. В данном случае Лисник О.С., 1981 года рождения, всем требуемым критериям для назначения досрочного пенсионного обеспечения не обладает.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и норм процессуального права являются существенными и непреодолимыми, повлияли на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем президиум приходит к выводу об отмене апелляционного определения и направления дела на новое апелляционное рассмотрение.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 февраля 2016 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий В.М. Волошин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.