Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Улановой Е.С.,
судей - Лазаревой М.А., Калюжного Е.А.,
при секретаре - Майдановой М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ УВО ГУ МВД РФ по Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 28 июня 2016 года, которым постановлено:
"Иск Самолдина С.Б. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в принятии Самолдина С.Б. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Возложить на жилищно-бытовую комиссию ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области обязанность рассмотреть по существу заявление Самолдина С.Б. о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ МВД России по Самарской области в пользу Самолдина С.Б. расходы на услуги представителя в размере 5 000 (пять тысяч) руб.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Улановой Е.С., доводы в поддержание жалобы представителя ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области - Кочеткова В.В., возражения представителя Самолдина С.Б. - Холодовой С.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Самолдин С.Б. обратился в суд с иском к ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области" о признании незаконным решения комиссии, принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, мотивируя следующим. Проходит службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ. подал заявление в Центральную жилищно-бытовую комиссию о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения семье в составе трех человек (он, сын ФИО5 - ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО4 - ДД.ММ.ГГГГ г.р.), так как не имеет в собственности жилого помещения, а так же не занимает жилое помещение по договору социального найма. Решением центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. ему отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по причине невозможности определить место постоянного проживания сотрудника, расхождения в документах по месту проживания Самолдина С.Б. и отсутствия документов подтверждающих право собственности на дом по адресу: "адрес", а также на дом по адресу: "адрес". Полагает данное решение об отказе незаконным и нарушающим его права. Просил признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения как сотрудника органов внутренних дел; обязать Центральную жилищно-бытовую комиссию ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области принять его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения как сотрудника органов внутренних дел; взыскать с Центральной жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области в пользу Самолдина С.Б. расходы на оплату услуг адвоката в размере 15 000 руб..
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ УВО ГУ МВД РФ по Самарской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном применении норм материального права.
В судебном заседании представителя ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области - Кочетков В.В. поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям. Просил решение отменить, в удовлетворении иска - отказать.
Представитель Самолдина С.Б. - Холодова С.Р. возражала на доводы жалобы. Просила решение оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Самолдин С.Б. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и был уволен по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Выслуга лет на день увольнения составила 20 лет 12 дней.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в жилищно-бытовую комиссию ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения семье в составе трех человек (он, сын ФИО5 - ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО4 - ДД.ММ.ГГГГ г.р.), так как не имеет в собственности жилого помещения, а также не занимает жилое помещение по договору социального найма.
Жилищно-бытовой комиссией ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Самолдину С.Б. отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возвращен пакет документов в соответствии с п. 12 "Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства РФ N 1223 от 30.12.2011". В решении указано, что невозможно определить место постоянного проживания сотрудника, имеется расхождение в документах по месту проживания Самолдина С.Б. и отсутствуют документы подтверждающие право собственности на дом по адресу: "адрес", а так же на дом по адресу: "адрес".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Как усматривается из выписки Жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ., комиссия отказала Самолдину С.Б. в принятии на учет и возвратила предоставленные истцом документы, в соответствии с п. 12 Правил.
Согласно пункту 12 Правил при выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия возвращает их сотруднику с указанием причин возврата.
На основании пункта 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Перечень документов, предоставление которых является необходимым для получения социальной гарантии, определен в пункте 5 Правил.
Согласно выписке из похозяйственной книги N с ДД.ММ.ГГГГ. Самолдин С.Б. зарегистрирован в жилом доме по адресу: "адрес". Кроме истца в указанном доме зарегистрированы: ФИО2 (отец истца), ФИО3 (мать истца), ФИО4, "данные изъяты" г.р. и ФИО5 "данные изъяты" г.р. (сыновья истца). ФИО4 и ФИО5 по указанному адресу зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ ... Домовладение принадлежит ФИО2, общая площадь 50 кв.м., жилая - 30 кв.м..
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: "адрес" принадлежит ФИО2.
Право собственности на дом, который расположен на указанном участке, в соответствующих государственных органах не зарегистрировано. Как пояснил представитель истца в заседании судебной коллегии, документов, подтверждающих право собственности на дом по адресу: "адрес", кадастрового паспорта с указанием площади жилого дома не имеется.
В материалах дела имеется справка от ДД.ММ.ГГГГ., выданная ТСЖ "данные изъяты" Самолдину С.Б. (л.д.25), из текста которой следует, что истец действительно проживает с ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: "адрес". Вместе с ним по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрированы: ФИО1, ФИО4 и ФИО5.
Согласно свидетельству о расторжении брака (л.д. 23) Самолдин С.Б. состоял в зарегистрированном браке с ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ ... От брака имеют сына ФИО5, "данные изъяты"года рождения, который после расторжении брака оставлен проживать с матерью.
Согласно свидетельству о рождении (л.д. 14) Самолдин С.Б. и ФИО1 являются также родителями ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 на праве собственности имеет квартиру по адресу: "адрес", общей площадью 89,9 кв.м. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., квартиру по адресу: "адрес", площадью 52, 4 кв.м. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ..
Как пояснил представитель истца в заседании судебной коллегии, Самолдин С.Б. проживал по двум адресам: в рабочие дни по адресу: "адрес", в дни отдыха по адресу: "адрес". Дети в учебное время проживают с матерью по её месту жительства, а летом - с отцом по адресу: "адрес". Данный факт подтверждают и справки, представленные ФИО1 в ЖБК (л.д. 34, 35).
Суд первой инстанции, удовлетворяя частично исковые требований Самолдина С.Б., посчитал, что вывод о недостоверности информации, представленной истцом, был сделан ответчиком преждевременно на основании представленных документов, без направления соответствующих запросов по проверке сведений. На основании чего пришел к выводу, что отказ жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. в принятии Самолдина С.Б. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является незаконным.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что право сотрудника органов внутренних дел на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении, определяемая исходя из обстоятельств, названных в пунктах 1 - 7 части второй статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, в частности отсутствие у сотрудника или членов его семьи жилого помещения в собственности или во владении и пользовании на условиях договора социального найма, отсутствие у сотрудника права пользования названными помещениями как у члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, а также обеспеченность его и членов его семьи такими помещениями ниже предусмотренного законом уровня. При этом, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должно осуществляться исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи.
Эти обстоятельства должны быть документально подтверждены сведениями соответствующих органов.
При этом обязанность предоставления необходимых документов законом возложена на лицо, претендующее на такую выплату, как в отношении себя лично, так и в отношении членов своей семьи.
Судебная коллегия приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах у ответчика имелись основания в силу пункта 16 Правил отказать в принятии истца на учет для получения единовременной выплаты, поскольку представленные документы и сведения, имеющиеся у комиссии, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия Самолдина С.Б. на такой учет. Для рассмотрения вопроса о постановке на учет для предоставления единой социальной выплаты заявителю необходимо было представить документы, подтверждающие статус занимаемого им и членами его семьи жилого помещения на день обращения в комиссию, а также иные документы, в целях исключения обстоятельств, связанных с намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий.
Судебная коллегия не усматривает в действиях ответчика по отказу в принятии на учет и возврату документов Самолдину С.Б. нарушений прав истца, поскольку предоставление Самолдиным С.Б. документов не в полном объеме не позволило жилищно-бытовой комиссии проверить наличие необходимых условий для принятия сотрудника на такой учет, и не находит оснований для признания отказа жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. и утвержденного распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ., в принятии Самолдина С.Б. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным.
Самолдин С.Б. в период службы в органах внутренних дел не был лишен права обратиться с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также права на его рассмотрение по существу после предоставления всех необходимых документов.
Выводы суда первой инстанции о том, что необходимую информацию ЖБК могла истребовать самостоятельно, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, поскольку функции комиссии определены в п. 14 Правил и не содержат обязанности по сбору документов, обязанность по представлению которых возложена в силу закона на заявителя, поскольку порядок постановки на учет носит заявительный характер.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции не учел данные обстоятельства.
Принимая во внимание всё вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что решение Октябрьского районного суда г. Самары от 28 июня 2016 года подлежит отмене, а заявленные Самолдиным С.Б. исковые требования оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 28 июня 2016 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Самолдину С.Б. к ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области" о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - отказать.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.