Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Шилова А.Е., Черкуновой Л.В.,
при секретаре Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 15 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
установила:
Чечет В.И. обратился в суд с административным иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указал, что 07.12.2015 г. обратился в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка площадью 295,00 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
09.03.2016 г. в адрес административного истца направлено сообщение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельного участка ранее поставленного на государственный кадастровый учет с кадастровым номером N.
По мнению административного истца, решение Департамента управления имуществом городского округа Самара об отказе в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка является незаконным, поскольку оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, предусмотренных законом, не имеется.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Чечет В.И. просил суд признать отказ Департамента управления имуществом городского округа Самара от 09.03.2016 г. N 15-07-26/11032 в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность незаконным, обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара возобновить рассмотрение обращения о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 15 июля 2016 года административный иск Чечета В.И. удовлетворен, отказ Департамента управления имуществом городского округа Самара от 09.03.2016 г. N 15-07-26/11032 в предварительном согласовании предоставления земельного участка признан незаконным; на Департамент управления имуществом городского округа Самара возложена обязанность возобновить рассмотрение обращения о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права, поскольку при разрешении заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка выявлено пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами земельного участка, ранее поставленного на государственный кадастровый учет, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Чечета В.И. - Емельянов Д.В. в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать, решение суда оставить без изменения.
Представитель административного ответчика - Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался своевременно и надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объеме.
Из материалов дела следует, что Чечет В.И. является собственником трехэтажного нежилого здания площадью 528,6 кв.м. по адресу: "адрес"
Как видно из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, здание, принадлежащее административному истцу, расположено на двух сформированных земельных участках с кадастровыми номерами N и N.
При этом земельный участок с кадастровым номером N площадью 106 кв.м, принадлежит Чечет В.И. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 12).
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и процедура предварительного согласования предоставления земельного участка предусмотрены статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
07.12.2015 г. Чечет В.А. обратился в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка площадью 295,00 кв.м, занятого нежилым зданием по адресу: "адрес".
09.03.2016 г. на данное обращение административному истцу направлен отказ N 15-07-26/11032 в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату, поскольку согласно представленной схеме испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельного участка ранее поставленного на государственный кадастровый учет с кадастровым номером N (л.д. 9).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд исходя из положений вышеприведенных норм права, обоснованно указал, что пересечение испрашиваемого Чечетом В.И земельного участка с земельным участком, ранее поставленным на государственный кадастровый учет, не может служить основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку административный истец в силу положений ст. 39.20 ЗК РФ обладает исключительным правом приобретения в собственность или аренду земельного участка, расположенного под нежилым зданием, принадлежащим ему на праве собственности.
Сведений о предоставлении испрашиваемого земельного участка иным лицам либо об изъятии его из оборота или ограничении в обороте, резервировании для государственных или муниципальных нужд, материалы дела не содержат.
Кроме того, Департамент управления имуществом городского округа Самара был вправе рассмотреть вопрос о возможности образования испрашиваемого земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N.
Вывод суда обеспечивает реализацию предусмотренную подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Также установлено, что принятое Департаментом управления имуществом городского округа Самара решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в нарушение требований пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ не содержит оснований, указанных в пункте 8 данной статьи.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд пришел к правильному выводу, что решение Департамента управления имуществом городского округа Самара от 09.03.2016 г. N 15-07-26/11032 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка противоречит требованиям закона, нарушает права заявителя, и обоснованно признал данное решение незаконным.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия - ч. 9 ст. 227 КАС РФ.
Удовлетворяя требования Чечета В.И. о признании решения незаконным, суд правомерно возложил на Департамент управления имуществом городского округа Самара обязанность возобновить работу по рассмотрению обращения о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, расположенного по указанному адресу.
Доводы апелляционной жалобы Департамента управления имуществом городского округа Самара об отсутствии правовых оснований для предварительного согласования представления в собственность испрашиваемого административным истцом земельного участка в связи с пересечением границ данного участка с границами другого земельного участка, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, данные доводы суд проверял полно и всесторонне, дал им соответствующую правовую оценку, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 15 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.