Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.
судей - Лазаревой М.А. и Вачковой И.Г.
при секретаре - Булановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Гизатулиной Р.В. на решение Самарского районного суда г.Самары от 13 июля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Гизатулиной Р.В. к начальнику отделения УФМС России по Самарской области в Самарском районе г. Самары Ждановой Е.Н. о признании действий незаконными оставить без удовлетворения."
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
установила:
Гизатулина Р.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к начальнику отделения УФМС России по Самарской области в Самарском районе г.Самары Ждановой Е.Н. о признании действий незаконными.
Требования мотивировала тем, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес" В апреле 2016г. ей стало известно о регистрации в принадлежащем ей жилом помещении Капустина Ю.А. В целях получения информации о причинах регистрации в квартире данного лица, а также для снятия его с регистрационного учета, она обратилась в ОУФМС России по Самарской области в Самарском районе г. Самары.
Ответом ОУФМС России по Самарской области в Самарском районе г.Самары от 12.04.2016г. N24/851 сообщено о том, что Капустин Ю.А. был снят с регистрационного учета по адресу: "адрес" в связи со смертью. Решением Самарского районного суда г.Самары от 24.12.2014г. из записи акта о смерти исключены сведения о Капустине Ю.А., в связи с чем штамп о регистрации Капустина Ю.А. в квартире по адресу: "адрес" в карточке регистрации восстановлен. Считает, что по существу ее обращение рассмотрено не было, ответ дан с нарушением сроков.
Просила суд признать незаконными действия Отделом УФМС России, выразившиеся в отказе рассмотрения по существу ее обращения и нарушения сроков рассмотрения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Гизатулина Р.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Бородин А.А.возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав истца. Требования истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5).
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Из материалов дела следует, что 08.04.2016 Гизатулина Р.В. обратилась в ОУФМС России по Самарской области в Самарском районе г.Самары с заявлением, в котором просила аннулировать регистрацию Капустина Ю.А. в принадлежащей ей на праве собственности "адрес". А так же просила предоставить сведения о времени и основаниях регистрации в ее квартире гражданина Капустина Ю.А.
12.04.2016 начальником УОФМС России по Самарской области в Самарском районе г.Самары Ждановой Е.Н. заявителю дан ответ за исх. N24/851. В ответе указано, что Капустин Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения был снят с регистрационного учета из спорного жилого помещения 28.10.2009г. в связи со смертью на основании п. 128 Административного регламента предоставления ФМС России государственной услуги по регистрационному учету граждан России по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Решением Самарского районного суда г.Самары от 24.12.2014, из записи акта о смерти исключены сведения о Капустине Ю.А. В связи с этим штамп о регистрации Капустина Ю.А. в карточке регистрации по адресу: г.Самара, ул.Некрасовская, д.94, кв.1, восстановлен.
Так же материалами дела установлено, что Капустин Ю.А. жив и в течение длительного времени пребывает на излечении в ФКУ "Волгоградская ПБСТИН" Минздрава России, в настоящее время - на основании постановления Промышленного районного суда г. Самары от 07.07.2011г., которым ему назначены принудительные меры медицинского характера.
Соответственно выводы суда о рассмотрении обращения Гизатулиной Р.В. в течение установленного законом срока, с направлением ей ответа на её заявление по существу обращения, как того требуют положения действующего законодательства, соответствуют обстоятельствам дела.
Судом дана оценка содержанию заявления Гизатулиной Р.В. и ответа на него. Оснований для переоценки этих выводов коллегия не находит.
Выводы суда основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.
Нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы о нарушении прав заявителя при рассмотрении её заявления.
Заявление Гизатулиной Р.В. рассмотрено должностным лицом в соответствии ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", что опровергает утверждение Гизатулиной Р.В. об обратном.
Оценка полноты рассмотрения обращения и степени аргументированности ответа на него не может быть предметом проверки суда в рамках рассмотрения заявления в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о чем правильно указано в обжалуемом решении суда. При этом, из заявления Гизатулиной Р.В., её пояснений в суде первой инстанции, а так же апелляционной жалобы не следует, что действиями должностных лиц были нарушены её права.
Само по себе несогласие Гизатулиной Р.В. с содержанием оспариваемого ответа начальника УОФМС России по Самарской области в Самарском районе г.Самары Ждановой Е.Н., не может свидетельствовать о незаконности действий государственного органа.
В такой ситуации, судом верно установлено, что каких-либо нарушений закона, повлекших нарушения прав и свобод заявителя, при рассмотрении заявлений Гизатулиной Р.В., начальником УОФМС России по Самарской области в Самарском районе г.Самары Ждановой Е.Н. допущено не было
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 316 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Самарского районного суда г.Самары от 13 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.