Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Шилова А.Е., Вачковой И.Г.,
при секретаре Астафьевой Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Оренбурга на решение Советского районного суда г. Самары от 4 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Оренбурга (далее - ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга) обратилась в суд с административным иском к Гайсину Н.М. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что административный ответчик является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
13.04.2015 г. ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга направила Гайсину Н.М. налоговое уведомление N 521811 от 18.03.2015 г. об уплате налога в размере 446 013 руб. с указанием срока исполнения обязанности по уплате налога до 01.10.2015 г.
15.10.2015 г. в адрес Гайсина Н.М. направлено требование N 397923 об уплате налога в размере 302 221 руб., с учетом частичной уплаты налога, указанного в налоговом уведомлении N 521811, и об уплате пени в размере 755,78 руб. по состоянию на 09.10.2013 г.
В установленный срок - до 18.11.2015 г., требование об уплате налога и пени административным ответчиком не исполнено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга просила суд взыскать с Гайсина Н.М. недоимку по налогам за 2013- 2014 гг. и пени в общей сумме 302 976,78 руб.
Решением Советского районного суда г. Самары 04.07.2016 г. исковые требования ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга к Гайсину Н.М. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворены частично.
С Гайсина Н.М. в пользу ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга взыскана недоимка по налогу в размере 2 351,02 руб. и в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.
В апелляционной жалобе ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга просит решение суда в части взыскания суммы недоимки по земельному налогу отменить и удовлетворить требования в указанной части в полном объеме.
В части взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц административный истец решение суда не оспаривает.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга - Басырева К.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить, ссылаясь на неверное исчисление судом суммы земельного налога, подлежащего уплате.
Представитель административного ответчика Гайсина Н.М. - адвокат Дубинина Ю.В. в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать, решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Земельный налог в силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации является местным налогом.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 НК РФ.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения - п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в период с сентября 2011 года по 2014 год включительно в собственности Гайсина Н.М. находился земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N (л.д. 74).
Кроме того, административный ответчик являлся собственником административного здания, расположенного по указанному выше адресу.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно сведениям, поступившим в налоговый орган, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по указанному выше адресу, по состоянию на 1 января 2013 г. составляла 22 031 340 руб., по состоянию на 1 января 2014 г. - 9 208 839 руб.
Исходя из кадастровой стоимости земельного участка с учетом конкретных ставок налога, установленных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, налоговым органом за 2013-2014 гг. налогоплательщику Гайсину Н.М. был исчислен земельный налог.
Как усматривается из материалов дела, 13.04.2015 г. ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга направила Гайсину Н.М. налоговое уведомление N 521811 от 18.03.2015 г. об уплате, в том числе земельного налога за 2013-2014 гг. с указанием срока исполнения обязанности по уплате налога до 01.10.2015 г. (л.д. 5).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.07.2014 г. по делу А47-1722/2014, вступившим в законную силу 05.08.2014 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", признана равной его рыночной стоимости в размере 4 681 000 руб., по состоянию на 01.01.2012 г.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Установлено, что налоговым органом был произведен перерасчет (уменьшение) суммы земельного налога за 2014 год до 109 834 руб. с учетом частичной уплаты налога, указанного в налоговом уведомлении N 521811, и решения Арбитражного суда Оренбургской области от 04.07.2014 г. по делу А47-1722/2014, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 4 681 000 руб.
15.10.2015 г. в адрес Гайсина Н.М. направлено требование N 397923 об уплате налога в размере 302 221 руб. и пени в размере 755,78 руб. Срок исполнения требования установлен до 18.11.2015 г.
Также из материалов дела видно, что недоимка по налогам за 2013-2014 гг., а также пени, начисленные за неуплату налога в установленный срок, административным ответчиком до настоящего времени не уплачены в связи с чем ИФНС России Дзержинскому району г. Оренбурга обратилась в суд с административным иском о взыскании с Гайсина Н.М. недоимки и пени в принудительном порядке.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга требования о взыскании обязательных платежей и санкций, суд пришел к выводу, что земельный налог за 2013-2014 годы подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.07.2014 г., в размере 4 681 000 руб.
Между тем, с указанным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статьи 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Вместе с тем, вступившее в законную силу решение суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка и внесение новой измененной стоимости в государственный кадастр недвижимости не дает права на корректировку базы по соответствующему налогу за годы, предшествующие году подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, для целей налогообложения изменение кадастровой стоимости на основании решения суда будет иметь правовые последствия в том случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в течение налогового периода, равного календарному году, в котором оспариваемая кадастровая стоимость является актуальной.
Одним из основных начал законодательства о налогах является принцип их экономической обоснованности. В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Экономической основой налогов на имущество, к которым относится земельный налог, является факт обладания имуществом соответствующей стоимости, которое является объектом налогообложения.
Часть 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу статьи 393 названного Кодекса налоговым периодом признается календарный год.
Из указанных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Учитывая вышеприведенные нормы права, задолженность по земельному налогу за 2013 год (с учетом уплаты налога за указанный период в размере 138 133 руб.) составляет 192 337 руб.; за 2014 год задолженность по земельному налогу составляет 70 215 руб. (с учетом вступления решения Арбитражного суда Оренбургской области от 04.07.2014 г. по делу А47-1722/2014 в законную силу 05.08.2014 г.).
Размер пени за несвоевременную уплату земельного налога составляет 433,21 руб.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит изменению как постановленное при неправильном применении норм материального права.
В части взыскания налога на имущество физических лиц в размере 50 руб. и пени, начисленных на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, в размере 0,12 руб., решение суда является правильным.
В соответствии с ч. 1 ст. 111, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с Гайсина Н.М. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 830 руб.
Доводы апелляционной жалобы ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга о том, что установленная судом кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит применению с момента вступления в силу судебного акта, являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Самары от 4 июля 2016 года изменить.
Изложить резолютивную часть решения суда следующим образом:
Административный иск ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга к Гайсину Н.М. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.
Взыскать с Гайсина Н.М. в пользу ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга недоимку по земельному налогу за 2013-2014 гг. в размере 262 552 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 433,21 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 50 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 0,12 руб.
Взыскать с Гайсина Н.М. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5 830 руб.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.