Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Чубукова С.К.
судей Кавуновой В.В., Дмитриевой О.С.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 30.05.2016г. по делу по иску Потапова Ю. П. к ЖСК - 3 о защите прав потребителя.
Заслушав доклад судьи Чубукова С.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Потапов Ю.П. обратился в суд с иском к ЖСК-3 о защите прав потребителя, в котором просил признать незаконными действия ЖСК-3 по применению норматива потребления на вывоз твердых бытовых отходов объёме 0,12 кубических метра на одного человека в месяц за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование требований указал, что истец является собственником "адрес", расположенном по проспекту Рубцовский в "адрес" края.
Ответчик является управляющей компанией обслуживающей многоквартирный жилой дом, в которм проживает истец.
В указанный период истец вносил плату за вывоз твердых бытовых отходов, исходя из норматива 0,12 кубических метра на одного человека в месяц.
Однако, данный норматив согласно решения Рубцовского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ *** был отменен.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГ применение указанного норматива управляющей компанией было незаконно.
С ДД.ММ.ГГ действовал нормативный акт устанавливающий норматив вывоза бытовых отходов - ГОСТ Р 51617-2000, утверждённый Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГ ***-ст.
Согласно указанного ГОСТ нормы вывоза бытовых отходов на одного человека в год для малых городов составляют 190 кг или 900 литров. Если применить математические действия по переводу 900 л в кубические метры, то получается 0, 075 кубических метра, которые следовало применять при начислении платы за вывоз мусора. Следовательно, тариф на вывоз твердых бытовых отходов был завышен, что привело к необоснованному завышению тарифа на содержание жилья.
Указанными действиями ответчика истцу причинен моральный вред.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 30.05.2016г. действия управляющей компании ЖСК-3 по завышению тарифа на вывоз твердых бытовых отходов признаны незаконными, с ответчика в пользу Потапова Ю.П. взыскана компенсация морального вреда в размере "данные изъяты".
В апелляционной жалобе управляющий ЖСК -3 просит об отмене решения и отказе в удовлетворении иска, так как тариф по ГОСТ Р 51617-2000 установлен для малых городов.
"адрес" Алтайского края не относится к категории малых городов, поэтому на него не распространяется названный ГОСТ и установленный им тариф на вывоз твёрдых бытовых отходов.
Кроме того, тариф 0,12 куб. м/ мес. установлен решением конференции членов ЖСК от 30.03.2013г.
В возражении на жалобу представитель истца просит решение оставить без изменения, ссылаясь на Решение Рубцовского городского Совета народных депутатов от 18.08.2011г. ***, которым признано утратившим силу Постановление Рубцовского городского Совета народных депутатов от23.01.2003г, установившее норматив потребления на вывоз твердых бытовых отходов 0,12 куб.м. на одного человека.
Выслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о том. что решение подлежит оставлению без изменения.
В соответствие со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
По смыслу ст. 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно ч. 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (п.п. 1,3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствие с п.п. а п. 31 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, истец Потапов Ю.П. является собственником на праве общей совместной собственности "адрес" многоквартирном жилом "адрес" в "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Данный жилой дом входит в состав ЖСК-3, который является обслуживающей организацией указанного многоквартирного жилого дома, что подтверждается списком жилых многоквартирных домов, входящих в состав ЖСК-3.
Факт начисления платы в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ собственникам жилого дома по "адрес" в "адрес", в том числе и истцу Потапову Ю.П. за "вывоз твердых бытовых отходов" с применением норматива потребления 0,12 кубических метра на одного человека в месяц сторонами не оспаривался.
В силу положений ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации вывоз твердого мусора не относится к коммунальным услугам, не относятся данные работы и к ремонту (текущему, капитальному) общего имущества.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** в соответствии со статьями 39, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, наделяющими Правительство Российской Федерации полномочиями на установление таких Правил, а также регламентирующими основные вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме и определения размера платы за жилое помещение.
В соответствии с пп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Таким образом, вывоз бытовых отходов является одним из видов работ по содержанию общего имущества и входит в состав платы за жилое помещение.
На основании п. 1 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, "твердые и жидкие бытовые отходы" - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт помещений и др.).
Общим собранием собственников жилого дома по "адрес" в "адрес", оформленным протоколом от 20- ДД.ММ.ГГ принято решение вывести из статьи "содержание" вывоз ТБО на квадратные метры, начислить вывоз и утилизацию ТБО с человека с ДД.ММ.ГГ. Утвердить по кооперативу норматив накопления ТБО с человека 0,12 кубических метра в месяц.
Между тем, с указанным порядком расчета согласиться нельзя.
В силу п.10 Правил цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.
Цена услуг по вывозу бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании этих услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п. 11 Правил).
В соответствие с п. 1.2. Решения от ДД.ММ.ГГ *** Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края "О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края" признано утратившим силу Постановление Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении тарифа на вывоз бытового мусора для МП "Коммунальное хозяйство".
В период спорных правоотношений сторон до ДД.ММ.ГГ действовал ГОСТ Р 51617-2000 "Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", которым рекомендованы нормы вывоза бытовых отходов для малых городов 190 кг или 900 литров на человека в год, следовательно, норма вывоза бытовых отходов на одного человека в месяц составляет 0,075 куб.м.
Согласно п. 2.6 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых отходов производства и потребления в границах муниципального образования "адрес" Алтайского края, утвержденного Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ ***, норма накопления твердых бытовых отходов - количество твердых бытовых отходов, образующихся в единицу времени (сутки, месяц, год).
В соответствии с п. 3.2.5 Порядка размер оплаты услуг (работ) определяется исходя из действующих тарифов или по соглашению сторон при заключении договоров. Оплата услуг (работ) производится за счет средств собственников помещений многоквартирных жилых домов, которые будут пользоваться (пользуются) контейнерными и бункерными площадками, мусороприемными камерами.
Из вышеизложенного следует, что услуги по сбору, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов и обслуживанию контейнерных стоянок должны оплачиваться исходя из объема накоплений. Зависимость оплаты услуг от площади помещений в доме в отношении населения не установлена. Объем накоплений, применяемых при расчете, определяется по норме, установленной ГОСТом.
При установленных обстоятельствах начисление ответчиком платы в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ собственникам жилого дома по "адрес" в "адрес", в том числе и истцу Потапову Ю.П. за "вывоз твердых бытовых отходов" с применением норматива потребления 0,12 кубических метра на одного человека в месяц противоречит действующему законодательству.
Таким образом, суд, исследовав представленные документальные доказательства, пришёл к обоснованному выводу, что оплата за "вывоз твердых бытовых отходов" с применением норматива потребления 0,12 кубических метра на одного человека в месяц не соответствует закону, так как нарушает имущественные требования ответчика на оплату за фактически предоставленную услугу и нарушает права истца как потребителя услуги. Соответственно действия ответчика по применению указанного норматива при производстве расчетов незаконны.
Довод стороны ответчика о том, что норматив исчисления платы за "вывоз твердых бытовых отходов" определен собственниками помещений жилого дома протоколом общего собрания от 20- ДД.ММ.ГГ, а также решением конференции ЖСК-3 является несостоятельным, поскольку не основан на законе.
При этом, суд учитывает, что собственники многоквартирного дома не могут самостоятельно изменять установленные тарифы на вывоз твердых бытовых отходов, которые устанавливаются ГОСТом.
Поскольку факт нарушения ответчиком прав потребителя Потапова Ю.П. установлен судом, у него возникают правовые основания для компенсации морального вреда согласно ст. 15 Закона РФ *** "О защите прав потребителей".
Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно пункту 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии с п. 46, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 30.05.2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.