Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Медведева А.А., Колесниковой Л.В.,
при секретаре Богдан Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Проскуряковой В. Г. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 30 мая 2016 года по делу
по иску Проскуряковой В. Г., Проскурякова Г. К., Проскурякова А. К. к администрации г.Бийска об установлении факта владения и пользования имуществом, признании права на включение в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилья, пострадавшего в результате паводка на территории г. Бийска Алтайского края в мае-июне 2014 года.
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Проскурякова В.Г., Проскуряков А.К., Проскуряков Г.К. обратились в суд с иском к администрации г. Бийска об установлении факта владения и пользования жилым домом "адрес" на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГ, как своим собственным, на момент возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в мае-июне 2014 года на территории г. Бийска Алтайского края; признании права на включение в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта указанного жилого дома; возложении обязанности включить в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка и требуют капитального ремонта, обратив решение суда в данной части к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований указано на то, что истцы являются собственниками жилого "адрес" в "адрес", однако домом пользуются с ДД.ММ.ГГ года с момента его возведения. Строительством дома занималась Проскурякова В.Г. Вместе с тем право собственности на дом было оформлено на Проскурякову Ф.В., так как разрешение на строительство выдано на ее имя. ДД.ММ.ГГ было принято решение зарегистрировать переход права собственности от Проскуряковой В.Ф. на имя истцов, однако обратиться в Росреестр они не смогли в связи с внезапно возникшим паводком. Полагают, что на момент чрезвычайной ситуации истцы являлись собственниками жилого дома на основании договора дарения. Отсутствие регистрации права собственности на объект вызвано уважительными причинами. Кроме того, в связи с паводком указанное жилое помещение пострадало и требует капитального ремонта. Истцы обратились в администрацию с заявлением о выплате компенсации на проведение капитального ремонта указанного жилого помещения, однако им было отказано в связи с пропуском срока для обращения. Полагают отказ незаконным, так как первоначально с указанным заявлением обращалась Проскурякова Ф.В., но ей было отказано, поскольку на дату обращения с соответствующим заявлением она собственником жилого дома не являлась. Указанный отказ был обжалован. Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, Проскуряковой Ф.В. было отказано в удовлетворении требований о признании права на получение социальной выплаты. Считают, что поскольку жилой "адрес" в "адрес", пострадал из-за паводка, требует проведения капитального ремонта, истцы вправе получить социальную выплату.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 30 мая 2016 года истцам отказано в удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Проскурякова В.Г. просит решение суда отменить, принять новое решение, указывая на незаконность решения суда, поскольку истцы являются единственными фактическими собственниками жилого дома с момента его строительства, так как они сроили дом и проживали в нем с ДД.ММ.ГГ года. Кроме того на момент паводка они являлись собственниками жилого дома на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГ.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу третье лицо Главтрудсоцзащита просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Проскурякова В.Г. доводы жалобы поддержала, просила решение суда отменить; иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закона) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29.05.2014 N 254 "О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с 29.05.2014 на территории Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с паводком.
Жилой "адрес" в "адрес" находился в зоне подтопления в период весенне-летнего наводнения 2014 года.
Актом обследования поврежденного индивидуального жилого дома в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края установлена необходимость в проведении капитального ремонта указанного дома.
ДД.ММ.ГГ истцы обратились в администрацию "адрес" с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" в "адрес", поврежденного в результате паводка. Однако в предоставлении выплаты было отказано в связи с тем, что заявления поданы с нарушением установленного срока, истекшего ДД.ММ.ГГ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 N 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, которые устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
Согласно подпункту "а" п. 5 Правил, трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводка и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
В целях реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N 234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее - Порядок), определяющий правила выплаты денежных средств собственникам жилых помещений на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года.
Указанный Порядок вступил в законную силу 18.06.2015г.
В соответствии с п. 4 названного Порядка (в редакции постановления Администрации Алтайского края от 12.11.2015 N 457) право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
соответствующие критериям, установленным подпунктом "а" пункта 5 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 N 447;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Аналогичные по существу требования были изложены в ранее действовавшей редакции данного пункта на момент возникновения спорных правоотношений.
Таким образом, приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.
Согласно п.4 Порядка, при отсутствии гражданина в вышеназванном списке и наличии оснований, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, гражданин вправе подать в администрацию городского округа или муниципального района Алтайского края (далее - "орган местного самоуправления") в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Порядка заявление по форме, установленной уполномоченным органом, о включении его в список граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта. К заявлению прилагается акт обследования поврежденного жилого помещения в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.
Орган местного самоуправления принимает от граждан указанные заявления, документы и в течение 10 дней с даты их получения принимает решение о включении или об отказе во включении собственника(ов) в список по форме, установленной уполномоченным органом.
Решение об отказе во включении собственника (ов) в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края, принимается при отсутствии оснований, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, а также в связи с пропуском срока, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта.
С заявлением о включении в списки истцы обратились в администрацию г.Бийска ДД.ММ.ГГ., то есть спустя 7 месяцев с даты вступления в законную силу Порядка, то есть с пропуском установленного срока.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции установив, что истцы обратились с заявлением о включении в список с нарушением установленного срока, а также на момент паводка они собственниками жилого дома не являлись, пришел к обоснованному выводу об отсутствии необходимой совокупности обязательных условий, дающих право на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения. Кроме того суд не нашел правовых оснований для установления факта владения и пользования жилым домом, как своим собственным на момент возникновения чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона, оснований для признания их неправильными, не имеется.
Вопреки доводам жалобы, выводы суда первой инстанции о законности действий органа местного самоуправления по отказу в предоставлении социальных выплат для проведения капитального ремонта правомерны и обоснованы. Основания для признания решения незаконным, так же как и для признания за истцами права на получения социальной выплаты отсутствуют.
То обстоятельство, что фактически дом был передан истцам на основании договора дарения от 28.05.2014г., не свидетельствует о принадлежности им объекта недвижимости до момента государственной регистрации права собственности в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, так как в силу п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу прямого указания в ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п.2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно абз.2 п.1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на день объявления режима чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края, право собственности на спорный дом было зарегистрировано за Проскуряковой Ф.В.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, право собственности истцов на спорный объект недвижимости зарегистрировано в соответствующем государственном реестре прав только ДД.ММ.ГГ. и на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГ., а не от ДД.ММ.ГГ., как настаивали истцы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дом фактически возведен Проскуряковой В.Г. и истцы проживают в нем с ДД.ММ.ГГ года, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку указанная ссылка не является основанием для возникновения у истцов права собственности на дом.
При таких обстоятельствах, у истцов отсутствует совокупность оснований в соответствии с п. 4 Порядка на получение социальной выплаты для капитального ремонта, в связи с чем отказ администрации является законным и обоснованным и оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Ссылка истцов на то, что и Проскуряковой Ф.В. так же было отказано в оспариваемой выплате, так же не указывает на незаконность обжалуемого решения суда, поскольку в данном случае имела место быть ситуация, когда на момент чрезвычайной ситуации у жилого дома был один собственник ( Проскурякова Ф.В.), однако на момент обращения за социальной выплатой, произошла смена собственника. При этом судебная коллегия отмечает, что истцы приобрели жилое помещение по безвозмездной сделке, и приняли дар в том состоянии, в котором имущество находилось в момент передачи истцам. Такие обстоятельства не предполагают возникновение у нового собственника права на оспариваемую социальную выплату.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств, оснований для которой не имеется. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Проскуряковой В. Г. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 30 мая 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.