Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего Шомахова Р.Х.
Судей Тхагалегова З.Т. и Мисхожева М.Б.
при секретаре Жантуеве К.Р.,
с участием представителя ФСИН России и УФСИН России по КБР Тхамитлоковой И.М., представителя Сонова С.Х. - Калмыкова А.А., Сонова С.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мисхожева М.Б. гражданское дело по исковому заявлению Сонова С.Х. к Федеральной службе исполнения наказаний России и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по КБР о признании незаконными действий ответчиков и возложении обязанности устранить нарушения закона,
по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 24 июня 2016 года,
установила:
Сонов С.Х. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее по тексту ФСИН России) и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по КБР (далее по тексту УФСИН России по КБР), в котором просил признать незаконными действия УФСИН России по КБР, выразившиеся в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, установленных Порядком формирования и работы комиссии учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года N, признании незаконным и отмене решения, оформленного протоколом комиссии ФСИН России от 22 октября 2015 года в части касающейся отказа Сонову С.Х. в постановке на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, возложении обязанности на ФСИН России в постановке на учет Сонова С.Х. с членами его семьи для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Иск мотивирован тем, что истец проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы с 1 апреля 1995 года.
Со своей семьей проживает в жилом помещении, относящемся к служебному жилью.
6 декабря 2013 года в УФСИН России по КБР им был представлен полный пакет документов с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением подкомиссии от 10 декабря 2013 года, оформленным протоколом N, поданные документы были приняты для направления в комиссию ФСИН России для рассмотрения указанного вопроса.
Решением комиссии ФСИН России от 22 октября 2015 года, оформленным протоколом N, ему с составом семьи из четырех человек отказано в постановке на учет в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 5 раздела 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N от 24 апреля 2013 года (далее по тексту Правила).
В оспариваемом решении указано, что заявитель и члены его семьи были зарегистрированы с 30 октября 1999 года по 18 февраля 2009 года в общежитии по адресу: "адрес", и по данному адресу не представлена копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги.
Кроме того, указано, что в справках БТИ и выписках из ЕГРП не указана девичья фамилия супруги Сонова С.Х.
По мнению истца, названное решение ФСИН России является незаконным, нарушающим его право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 24 июня 2016 года исковые требования Сонова С.Х. удовлетворены частично.
Постановлено о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 22 октября 2015 года об отказе в постановке Сонова С.Х. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и возложении на ФСИН России обязанности поставить Сонова С.Х. с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В удовлетворении остальной части заявленных Соновым С.Х. требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным постановлением, ФСИН России и УФСИН России по КБР подана апелляционная жалоба об отмене состоявшегося решения суда в части.
Жалоба мотивирована тем, что при подаче документов, Сонов С.Х. в нарушение подпунктов "б, з, и" пункта 5 Правил не представил в обязательном порядке документы, подтверждающие регистрацию сына до 2012 года по месту жительства по адресу: "адрес", и выписку из домовой книги по этому же адресу; копию справки финансового лицевого счета и выписку из домовой книги по месту прежнего проживания истца и совместно проживающих с ним членов его семьи по адресу: "адрес", справку с БТИ и выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с указанием девичьей фамилии его супруги.
Непредставление истцом перечисленных документов свидетельствует о том, что у комиссии отсутствовали правовые основания для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, тогда как представление таковых доказательств в силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является обязанностью истца.
Заслушав доклад судьи Мисхожева М.Б., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при разрешении исковых требований Сонова С.Х. допущено не было.
В силу ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Закон) правом на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) один раз за весь период государственной службы, наделен сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении.
При этом предоставление единовременной социальной выплаты осуществляется при условии, что сотрудник, претендующий на получение единовременной социальной выплаты не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, и проживает в общежитии (п.п.1 и 6 ч.3 ст.4 Закона).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец на момент обращения с рапортом о его постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья являлся сотрудником УФСИН России по КБР.
6 декабря 2013 года Сонов С.Х. обратился в Территориальную подкомиссию УФСИН России по КБР с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
По состоянию на 6 декабря 2013 года выслуга лет Сонова С.Х. в календарном исчислении превышала 19 лет.
В соответствии с решением территориальной подкомиссии от 10 декабря 2013 года документы Сонова С.Х. были направлены в Комиссию ФСИН России для принятия решения о его постановке на соответствующий учет.
Решением Комиссии ФСИН России от 22 октября 2015 года Сонову С.Х. было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на то обстоятельство, что им не представлены документы, предусмотренные пунктом 5 Правил.
Сторонами не оспаривается то обстоятельство, что он с членами своей семьи проживает по адресу: "адрес" жилом помещении, являющемся служебным.
Удовлетворяя в части заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец на момент его обращения с рапортом в территориальную подкомиссию являлся сотрудником УФСИН России по КБР.
В нарушение требований пункта 7 Правил, устанавливающего трехмесячный срок для принятия решения о постановке Сонова С.Х. на учет для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на такой учет, комиссией ФСИН России решение об отказе в постановке на учет было принято по истечении более полутора лет с момента поступления материалов по рапорту Сонова С.Х..
По состоянию на 1 марта 2016 года Сонов С.Х. является пенсионером, однако в силу ч.7 ст.4 Закона за ним сохраняется право на единовременную социальную выплату.
Указанный вывод суда первой инстанции Судебная коллегия признает правомерным, соответствующим требованиям норм материального права, подтвержденным приложенными истцом доказательствами.
Как указано выше, основанием для отказа в постановке Сонова С.Х. на учет послужило то обстоятельство, что им не были представлены в обязательном порядке документы, подтверждающие регистрацию сына до 2012 года по месту жительства по адресу: "адрес", и выписку из домовой книги по этому же адресу; копию справки финансового лицевого счета и выписку из домовой книги по месту прежнего проживания истца и совместно проживающих с ним членов его семьи по адресу: "адрес", справку с БТИ и выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с указанием девичьей фамилии его супруги.
Согласно положениям подпунктов "б, з, и" пункта 5 названных Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются, в том числе, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
По смыслу названной нормы предоставление указанных документов необходимо для проверки заявителя на соответствие положениям ч. 3 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также для проверки возможности намеренного ухудшения заявителем жилищных условий в пятилетний период, предшествовавший подаче заявления.
Между тем, материалами дела подтверждается, что Сонов С.Х., а также члены его семьи не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма и членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также они не являются правообладателями жилого помещения и членами семьи собственника жилого помещения.
Судебная коллегия отмечает также, что согласно п.7.1.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 октября 2014 года N, на Комиссию в числе иных обязанностей возложены функции, связанные с принятием дополнительных документов для получения единовременной выплаты и их проверка на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления.
При предоставлении Соновым С.Х. заявления в Территориальную подкомиссию каких-либо требований о необходимости предоставления дополнительных документов ему предъявлено не было. Более того, как указывалось выше, вопреки установленному порядку заявление Сонова С.Х. рассматривалось Комиссией ФСИН России более полутора лет; отказ в удовлетворении его заявления по мотиву отсутствия документа с учетом длительности рассмотрения заявления и отсутствия в течение указанного срока каких-либо требований о предоставлении документов, очевидно свидетельствует о нарушении прав Сонова С.Х.
При таких обстоятельствах сам по себе факт отсутствия сведений о регистрации сына до 2012 года, выписки из домовой книги и копии финансовых лицевых счетов за период с 30 октября 1999 года по 18 февраля 2009 года основанием для отказа в удовлетворении заявления истца не является.
Поскольку представителем ответчика не отрицалось, что иных оснований для отказа в удовлетворении заявления Сонова С.Х. не имеется, то оспариваемое решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 24 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кабардино-Балкарской еРеспублике - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Х.Шомахов
Судьи З.Т.Тхагалегов
М.Б.Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.