Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Подгорной Е.П.
судей
Кордюковой Г.Л., Сухаревой С.И.
при секретаре
Петровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 августа 2016 года гражданское дело N ... по апелляционной жалобе Зорина А., Зориной Л., Собениной, Зориной Т. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску Зорина А., Зориной Л., Собениной, Зориной Т. к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об оспаривании распоряжения Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Подгорной Е.П., выслушав объяснения истцов, представителя истцов - адвоката Середкину, представителя ответчика - Жданову, действующей на основании доверенности N ... от "дата" сроком по "дата".
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее по тексту - администрация), в котором просили признать незаконным распоряжение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга N ... от 30 марта 2015 года о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма и восстановить на учете нуждающихся, с учетом несовершеннолетнего ребенка - Петрякова.
Свои требования мотивировали тем, что 25 сентября 1986 году истцы приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с льготой - "многодетная семья".
Письмом от 16 апреля 2015 года администрация района уведомила истцов о принятии 30 марта 2015 года решения о снятии их с учета нуждающихся. Основанием для снятия с учета послужил вывод администрации района о том, что после приобретения Собениной жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", жилищная обеспеченность истцов улучшилась и достигла 19,34. жилой площади на каждого члена семьи, что превышает норму предоставления в 9 кв.м., установленную Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденными Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07 сентября 1987 года N 712/6.
По мнению истцов, решение администрации незаконно, поскольку расчет жилищной обеспеченности истцов необоснованно произведен путем суммирования площади всего дома, учитывая, что данный дом был приобретен в период брака Собениной, а потому ? доля подлежит исключению из расчета, как супружеская доля мужа истца Собениной.
В качестве способа восстановления нарушенного права истцы просили суд возложить на администрацию района обязанность восстановить их на учете нуждающихся.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении иска Зорина А., Зориной Л., Собениной, Зориной Т. - отказано.
В апелляционной жалобе, с учетом ее дополнений, истцы просят отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права, и вынести новое решение об удовлетворении иска.
Судебная коллегия, выслушав объяснения истцов и их представителя, представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции сослался на положения ст.ст. 31, 69, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и сделал вывод о том, что жилищная обеспеченность истцов, с учетом, принадлежащего Собениной жилого дома, превышает норму предоставления, а потому у ответчика имелись основания в силу положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" для снятия граждан с учета.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными.
Как следует из материалов дела, с 25 сентября 1986 года семья истцов состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма. Основанием принятия на учет нуждающихся послужила жилищная обеспеченность каждого члена семьи истцов, жилой площадью мене 5.5 кв.м. (пункт 16.1. Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07 сентября 1987 года N712/6), с льготой - многодетная семья (л.д. N ... ).
В 2010 году в учетное дело был также включен несовершеннолетний Петряков, "дата" рождения.
26 февраля 2015 года Собенина и Зорин А. обратились в администрацию района с заявлением о включении в учетное дело их несовершеннолетних детей - Зорина Д., "дата" рождения и Собенина, "дата" рождения.
Распоряжением администрации Красносельского района Санкт-Петербурга N ... от 30 марта 2015 года истцы сняты с учета нуждающихся по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", как обеспеченные жилой площадью.
На дату принятия оспариваемого решения администрации истцы проживали и зарегистрированы в квартире N ... "адрес"; общая площадь квартиры 44,15 кв.м. Совместно с истцами в названном жилом помещении зарегистрированы: Зорин Д. (сын Зорина А.) и Собенин (сын Собениной), а также несовершеннолетний - Петряков (состоит на учете), а всего в квартире проживает 7 человек. Следовательно, жилищная обеспеченность истцов составляла - 6,3 кв.м. общей площади (44,15 кв.м./7 человек = 6,3 кв.м.).
18 сентября 2004 года зарегистрирован брак Собенина и Зорина А. (л.д. N ... ).
Собениной (ранее Зорина) на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 134,5 кв.м и жилой - 104,3 кв.м. Названный дом приобретен истцом Собениной в период брака - в "дата" (л.д. N ... ).
В оспариваемом решении от 30 марта 2015 года администрация района произвела суммирование вышеуказанного жилого дома, и сделала вывод, что после приобретения данного дома, жилищная обеспеченность истцов достигла 19,34 кв.м жилой площади, а при выделении супружеской доли Собениной - 11,89 кв.м, что превышает норму предоставления жилого помещения, установленную в размере 9 кв.м. Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденными Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07 сентября 1987 года N712/6. В связи с этим администрация района сняла истцов с учета нуждающихся.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 1 декабря 2009 года N1549-О-П по жалобе на нарушение прав частью 2 статьи 6 Вводного закона, это положение Закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 01 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
В соответствии с п. 16.1. ранее действовавших Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6, нуждающимися в улучшении жилищных условий признались граждане, занимающие жилую площадь 5,5 кв. метров и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь в домах государственного и общественного жилищного фонда, в домах жилищно-строительных кооперативов и принадлежащих гражданам на праве личной собственности.
Пунктом 29.1 ранее действовавших Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде установлено, что снятие граждан с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п. 12 Правил - минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 кв.м. на человека), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Вместе с тем в настоящее время пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлена значительно большая норма предоставления по сравнению с ранее действовавшим законодательством, а именно, при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; 33 кв. м. для одиноко проживающего гражданина.
Таким образом, истцы подлежат снятию с учета нуждающихся только после обеспечения их жилой площадью не менее 18 кв.м. на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч.1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В части 2 названной статьи закона указано, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Кроме того, в силу положений ст. 34 Семейного кодекса РФ, Собениной принадлежит " ... " доля жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 134,5 кв.м и жилой - 104,3 кв.м, поскольку данный дом был приобретен в период брака с Собениным.
Таким образом, наличие у супруга Собениной - " ... " доли названного выше дома не подлежит учету при расчете обеспеченности истцов.
Доказательства вселения супруга Собениной в квартиру, занимаемую истцами в качестве члена семьи нанимателя, суду не представлены. В данной квартире Собенин регистрации не имеет.
Согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В части 2 названной статьи ЖК РФ указано, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Доказательства вселения истцов в жилые помещения, принадлежащие на праве собственности супругу Собениной, суду не представлены.
Поскольку жилищным законодательством Российской Федерации возможность признания гражданина членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения связана с установлением факта вселения и совместного проживания, и таких доказательств суду не представлено, то суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о том, что жилищную обеспеченность истцов следует рассчитывать с учетом суммирования с жилыми помещениями, принадлежащими Собенину.
Таким образом для расчета обеспеченности истцов следует исходить из суммирования следующей жилой площади:
- общая площадь квартиры N ... "адрес" 44,15 кв.м.;
- " ... " доля жилого дома расположенного по адресу: "адрес", что составляет - 67,25 кв.м (134,5 кв.м/2).
Таким образом, на каждого из истцов приходится по 15,9 кв.м, исходя из следующего: 67,25 + 44,15 = 111,4 кв.м / 7 человек = 15,9 кв.м, что составляет менее учетной нормы, предусмотренной пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N ... "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
При таких обстоятельствах у администрации отсутствовали основания для снятия истцов с учета нуждающихся.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска и отмене распоряжение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга N ... от 30 марта 2015 года о снятии с учета нуждающихся Зорина А., Зорину Л., Собенину, Зорину Т. и Петрякова в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма и восстановлении их на учете нуждающихся.
Руководствуясь положениями ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным распоряжение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга N ... от 30 марта 2015 года о снятии с учета нуждающихся Зорина А., Зорину Л., Собенину, Зорину Т. и Петрякова в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма, восстановив их на учете нуждающихся, с прежней даты и номера очереди.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.