Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А., Чуфистова И.В.,
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1707/2016 по апелляционной жалобе административного истца Б.Н.В., являющейся законным представителем несовершеннолетней С.А.М., на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 мая 2016 года, принятое по административному исковому заявлению Б.Н.В. к Управлению федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконными действия должностных лиц по регистрации изменения места жительства несовершеннолетнего ребенка.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения административного истца Б.Н.В. и ее представителя адвоката И.И.В., представителя административного ответчика Управления Федеральной Миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - К.Е.И., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.Н.В., являющаяся мамой и законным представителем несовершеннолетней С.А.М., "дата" года рождения, обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными действия должностных лиц Управления федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее-УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) по снятию ребенка с регистрационного учета по прежнему месту жительства отца в "адрес", и регистрации в квартире по новому месту жительства отца несовершеннолетней С.А.М. - С.М.Ю.: "адрес".
По мнению административного истца, снятие ребенка с регистрации по прежнему месту жительства отца в Санкт-Петербурге незаконно, поскольку оспариваемое действие совершено по заявлению отца ребенка в отсутствии согласия матери ребенка Б.Н.В., чем нарушены правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации, действовавшие на дату совершения оспариваемых действий.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права административный истец просила суд возложить на УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязанность отменить регистрацию несовершеннолетней С.А.М. по адресу: "адрес" и восстановить регистрацию ребенка по адресу: "адрес".
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 мая 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Б.Н.В. просит отменить решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции административный истец и ее представитель, каждый в отдельности, настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо С.М.Ю., представители заинтересованных лиц Территориального пункта N128 УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Приозерском районе Ленинградской области и Территориального пункта N72 УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Пушкинском районе Санкт-Петербурга о времени судебного разбирательства извещены, в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайства об отложении судебного разбирательства не представили.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя С.А.М. с 05 декабря 2000 года зарегистрирована по месту жительства своего отца С.М.Ю. в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес", предоставленной С.М.Ю. в бессрочное пользование на основании ордера N ... от 19 февраля 1997 года. В качестве членов семьи нанимателя в ордер включены бывшая жена С.М.Ю. - С.Т.К., а также его дочери: от первого брака - С.Д., "дата" года рождения, и С.А., "дата" года рождения, от второго брака.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2001 года изменен договор найма жилого помещения "адрес", за С.М.Ю. и его несовершеннолетней дочерью С.А.М. признано право на комнату размером 12,10 кв.м. (л.д. " ... ").
Ордером N ... от 13 февраля 2002 года С.М.Ю с учетом дочери С.А., "дата" года рождения, предоставлена комната площадью 12.1 кв.м. в указанной квартире, которая учтена как коммунальная.
В указной квартире несовершеннолетняя С.А.М. проживала до 2005 года.
Решением мирового судьи судебного участка N150 Санкт-Петербурга от 19 апреля 2005 года брак С.М.Ю. и Б.Н.В. расторгнут. Одновременно суд определилместо жительства несовершеннолетней С.А.М. с матерью Б.Н.В. (л.д. " ... ").
После прекращения брака родителей и по настоящее время ребенок фактически проживает с матерью, которая зарегистрирована в "адрес". С 2007 года С.А.М. посещает образовательное учреждение - "ЮР.Л." по месту своего фактического жительства.
25 октября 2014 года несовершеннолетняя С.А.М. через СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" подала в отдел ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Пушкинском районе Санкт-Петербурга (территориальный пункт N72) заявление о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.
В письме начальника территориального пункта N 72 от 20 сентября 2014 года, адресованному начальнику СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" указано, что документы несовершеннолетней С.А.М. возвращены без исполнения по той причине, что с 02 октября 2013 года она снята с регистрационного учета то месту жительства в Пушкинском районе Санкт-Петербурга и зарегистрирована в "адрес". Основанием для регистрации ребенка по новому месту жительства явилось заявление отца ребенка от 02 октября 2013 года, поданное в отдел УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Приозерском районе Ленинградской области (территориальный пункт N128) (л.д. " ... "), при подаче которого С.М.Ю. представил свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о расторжении брака, а также письменные объяснения о том, что не может предоставить согласие матери ребенка Б.Н.В. так как находится с ней в разводе, связь с ней не поддерживает, место ее нахождения ему не известно (л.д. " ... ").
Согласно п.28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220, действовавшей на дату снятия ребенка с регистрационного учета в Санкт-Петербурге) регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).
В соответствии с п.27 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288 (в редакции, действовавшей на дату 02 октября 2013 года) заявления о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).
Также п.114 названного Административного регламента (в редакции, действовавшей на дату 02 октября 2013 года) установлено, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних с письменного согласия их законных представителей.
Основываясь на приведенных нормах права, административный истец считает, что родители ребенка, подавая в 2000 году в орган регистрационного учета заявление о регистрации С.А. по месту жительства в квартире "адрес", реализовали родительские права, установленные ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации на совместное определение места жительства ребенка. В связи с этим, последующая подача одним родителем заявления о снятии ребенка с учета по указанному адресу, в отсутствии документов о согласии второго родителя на совершение таких действий, свидетельствует об отсутствии соглашения родителей о месте жительства ребенка, что должно повлечь отказ должностных лиц органов миграционного контроля в снятии ребенка с регистрационного учета по месту жительства.
С такими доводами административного истца суд первой инстанции обоснованно не согласился.
Согласно ч.2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК Российской Федерации) местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии с ч.3 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Из материалов дела следует, что соглашение родителей о месте жительстве несовершеннолетней С.А. по месту жительства отца в квартире "адрес" прекращено решением мирового судьи судебного участка N 150 Санкт-Петербурга от 19 апреля 2005 года, которым, после расторжения брака родителей, место жительство ребенка определено с матерью.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту жительства определена, как способ учета граждан в пределах Российской Федерации, носящий уведомительный характер, и отражающий сведения о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В соответствии со ст. 6 названного Закона, гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
В нарушение приведенных требований Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и установленного мировым судьей места жительства ребенка при раздельном проживании родителей, Б.Н.В.., проживая совместно с несовершеннолетней С.А. в квартире "адрес", не обратилась в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о регистрации ребенка по адресу фактического проживания. Между тем сохранение регистрации ребенка в квартире "адрес" не было правомерно, поскольку такая регистрация не отражала действительных сведений о месте жительства ребенка и о её нахождению в данном месте жительства. В связи с этим, осуществив действия по снятию несовершеннолетней С.А. с регистрационного учета в прежнем месте жительства отца, УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области нарушений действующего законодательства и прав ребенка не допустили.
Утверждение административного истца о необходимости получения согласия обоих родителей для регистрации изменения места жительства ребенка не основано на требованиях закона.
Согласно абз. 2 ст.7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (ч.1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенных норм права суд первой инстанции правильно указал, что С.М.Ю. не лишен родительских прав в отношении С.А. а потому в силу ч.1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации, являясь законным представителем несовершеннолетнего ребенка, имел право обратиться в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о снятии ребенка с регистрационного учета в виду перемены места жительства отца. При этом устанавливая равенство прав и обязанностей родителей в отношении своих детей (глава 12 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), законодатель исходил из презумпции добросовестности и разумности родителей при осуществлении ими родительских прав, что, безусловно, не исключает вероятность отклонения родителей (одного из них) от предполагаемой модели поведения. В связи с этим законом предусмотрен специальный механизм защиты прав и интересов ребенка, субъектом которого УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не является. Частью 3 ст.65 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что при отсутствии соглашения родителей о месте жительства ребенка спор разрешается судом. Право на возбуждение гражданского дела в суде по данному вопросу имеет один из родителей. Решение суда об определении места жительства ребенка с отцом, Б.Н.В. не представила. Напротив, решением мирового судьи от 19 апреля 2005 года место жительство ребенка определено с матерью, и приведенные доказательства по настоящему делу свидетельствуют об исполнении родителями решения суда.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении заявления С.М.Ю. о снятии ребенка с регистрации учета в квартире "адрес", у административного ответчика не имелось.
Более того, учитывая ограниченные полномочия УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по регистрации/снятии с регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетних детей, в том числе, отсутствие у органов миграционного контроля права на розыск второго родителя для получения его согласия на снятие/регистрацию ребенка по месту жительства, а также принимая во внимание установленную Семейным кодексом Российской Федерации обязанность каждого родителя на осуществление родительских прав в соответствии с правами и интересами детей, Приказом ФМС России от 19 января 2015 года N 6114 внесены изменения в п.114 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288, согласно которым с 08 марта 2015 года (начало действия Приказа ФМС России от 19 января 2015 года) и по настоящее время регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей, свидетельства о рождении этих несовершеннолетних с письменного согласия их законных представителей (одного из них).
На основании приведенных обстоятельств дела и правовых норм, Судебная коллегия считает правильным решение суда первой инстанции, и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Доводы административного истца о нарушении жилищных прав ребенка фактом снятия ее с регистрационного учета по прежнему месту жительства отца, противоречат исследованным доказательства по делу.
Действительно, в связи с длительным непроживанием ребенка по месту регистрации, С.М.Ю. предъявил иск к матери ребенка Б.Н.В. о признании несовершеннолетней С.А.М. утратившей право пользования жилым помещением - комнатой 12.10 кв.м. в квартире "адрес". Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 сентября 2008 года по гражданскому делу N2-1431/2008 в удовлетворении иска С.М.Ю. отказано. Суд установил, что С.А.М. вселена в указанное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя, следовательно, приобрела равные с ним права и обязанности по договору социального найма. Непроживание ребенка в квартире с 2005 года суд признал временным, что в соответствии со ст. 71 Жилищного кодекса Российской Федерации не влечет за собой изменение прав и обязанностей нанимателя и члена его семьи (л.д. " ... ").
Родительские права, предусмотренные главой 12 Семейного кодекса Российской Федерации, в том числе право на определение места жительство несовершеннолетнего ребенка по соглашению родителей или суда, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (ч.2 ст. 61 Семейного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, после достижения полной дееспособности С.А. вправе самостоятельно определить место своего жительства, в том числе, реализовать сохраненное за ней право пользования соответствующей жилой площадью в квартире "адрес", а в случае нарушения жилищных прав, требовать их восстановления в судебном порядке.
Таким образом, снятием ребенка с регистрационного учета по адресу указанного жилого помещения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не нарушило жилищные права С.А.; более того, оспариваемые действия органов миграционного контроля не противоречат названному судебному акту.
Руководствуясь п.1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение районного суда Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.