Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Чуфистова И.В., Ивановой Ю.В.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2-6254/2016 по апелляционной жалобе Василевич С. О., действующей в интересах административного истца Васильева А. Н. на основании доверенности, на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2016 года, принятое по административному исковому заявлению Васильева А. Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области о признании незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя административного истца Васильева Е.Н. - адвоката Василевич С.О., представителя административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области - Кошель Р.Н., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильев А.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области) N 47/16-2716 от 15 января 2016 года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", образованный в результате выдела доли Васильева А.Н. из земельного участка общей площадью 22 600 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил суд возложить на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области обязанность осуществить государственный кадастровый учет выделенного земельного участка площадью 900 кв.м.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит отменить решения суда, как постановленное при неправильном применении судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области, полагая решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать.
Административный истец Васильев А.Н. о времени судебного разбирательства извещен, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки или ходатайство об отложении судебного разбирательства, не представил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор и приходя к выводу о правомерности решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области от 15 января 2016 года об отказе в осуществлении постановки на государственный кадастровый учет выделенного земельного участка, суд первой инстанции указал, что площадь образуемого земельного участка составляет 900 кв.м., что меньше минимального размера земельных участков сельскохозяйственного назначения, установленного Областным законом Ленинградской области от 02 декабря 2005 года N 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" в 1 гектар, следовательно, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" оснований для государственного кадастрового учета не возникло. Положения абз. 1 и 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не применены к административному истцу, поскольку доказательств, подтверждающих создание Васильевым А.Н. крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии со ст.1, 5 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и ведение им личного подсобного хозяйства, учитываемого в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов в соответствии с положениями Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", суду не представлено.
При этом, суд согласился с доводами административного истца о необоснованности указания в решении органа кадастрового учета на не соблюдение требований п. 22 и 26 Приказа Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 года N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", поскольку данные нормы не относятся к подготовке межевого плана при выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и, следовательно, в рассматриваемом случае не применяются. Вместе с тем суд указал, что данное обстоятельство не влияет на правильность самого решения об отказе в осуществлении постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, выделенного административному истцу.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными.
Согласно п.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
В силу ч.1 ст.4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно ч.1 ст.3 Областного закона Ленинградской области от 02 декабря 2005 года N 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" минимальный размер образуемого нового земельного участка не может быть менее 1 гектара.
Как следует из абз.4 ч.1 ст.4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
Как следует из протокола общего собрания участников общей долевой собственности земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", от 19 июня 2015 года, общим собранием утвержден проект межевания принадлежащего 20 собственникам земельного участка общей площадью 22 600 кв.м.; перечень собственников земельных участков, образуемых в результате выдела долей каждого собственника в натуре; размер долей в праве общедолевой собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания.
Из межевого плана следует, что площадь земельного участка, выделенного Васильеву А.Н., составляет 900 кв.м., то есть менее 1 гектара; целью образования земельного участка путем выдела является ведение крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 11 июня 2003 года N74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве") крестьянское (фермерское) хозяйство (далее фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ч.1). Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином (ч.2).
Согласно ст.5 указанного Закона фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.11 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, которые формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве") установлено, что личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (ч. 2 ст. 2 указанного закона).
Как установлено ст. 8 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Доказательства регистрации Васильевым А.Н. крестьянского (фермерского) хозяйства или учет ведения им личного подсобного хозяйства, суду первой инстанции и для государственной регистрации выделенного земельного участка не представлено.
В соответствии с ч.7 ст. 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Как обосновано указано судом первой инстанции, Васильевым А.Н. не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что он применяет (или намерен применять) технологию производства сельскохозяйственной продукции, допускающую использование земельного участка размером меньше минимального установленного в 1 гектар.
Таким образом, при постановке на кадастровый учет земельных участков, образуемых путем преобразования земельных участков, расположенных на территории Ленинградской области и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, в случае, если образуемые земельные участки не попадают под случаи, предусмотренные абз. 4 пункта 1 ст. 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", орган кадастрового учета осуществляет проверку размера образуемого земельного участка на соответствие предельным размерам, установленным п. 1 ст.3 Областного закона Ленинградской области от 02 декабря 2005 года N 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области", и принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка, площадь которого составляет менее 1,0 га (10000 кв. м), в соответствии с п.2 ч. 3 ст.27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставление доказательств ведения Васильевым А.Н. личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства не предусмотрено ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" основан на ошибочном толковании действующего законодательства.
Согласно п.2 ч.3 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:
размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Из буквального толкования приведенной нормы права следует, что при постановке на кадастровый учет земельных участков, образуемых путем выдела из земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, и если образуемые земельные участки не подпадают под случаи, указанные в абз.4 и 5 п.1 ст. 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", орган кадастрового учета обязан осуществить проверку размера образуемого земельного участка на соответствие предельным размерам, установленным п.1 ст.3 Областного закона Ленинградской области от 02 декабря 2005 года N 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области". И такой обязанности органа кадастрового учета корреспондирует обязанность заявителя обосновать правомерность выдела ему земельного участка меньше установленного законом минимального размера.
Утверждение административного истца о преюдициальном характере решения Московского районного суда Санкт-Петербурга от 27 октября 2015 года (дело N 2-5911/2015) связано с ошибочным толкованием положений ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При рассмотрении Московским районным судом Санкт-Петербурга административного дела N 2-5911/2015 Васильев А.Н. участником судебного разбирательства не являлся, каких-либо обстоятельств в отношении него суд не устанавливал.
Учитывая, что административное право Российской Федерации не основано на прецедентной практике, то довод о наличии решений суда, которыми удовлетворены требования иного собственника доли земельного участка площадью 22 600 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", не является основание для удовлетворения административного иска Васильева А.Н.
Следовательно, разрешая дело, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал верную оценку собранным доказательствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Апелляционная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не проверены судом первой инстанции, по существу сводятся к изложению фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, положенным в основу заявленных требований.
Руководствуясь п.1 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.