Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А., Павловой О.А.
с участием прокурора
Мазиной О.Н.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-5912/2016 по апелляционной жалобе Русинович С. А., действующего в интересах административного истца Андреева В. Р. на основании доверенности, на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 24 августа 2016 года, принятое по административному исковому заявлению Андреева В. Р. к Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Автово о признании незаконными решения Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Автово о регистрации Гинзбург М. Д., Кондрашова П. В., Серовой Е. А., Соколова С. Л., выдвинутых избирательным объединением - Региональным отделением в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТ", кандидатами в депутаты Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово пятого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N ...
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя административного истца Андреева В.Р. - Русинович С.А., представителя административного ответчика Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Автово - Рулева И.В., заинтересованных лиц Гинзбург М.Д., Кондрашова П.В., Серову Е.А., заключение прокурора Мазиной О.Н., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андреев В.Р., зарегистрированный кандидатом в депутаты Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово пятого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N ... , обратился в суд с административными исками о признании незаконными и отмене решений Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Автово (далее-ИКМО Автово) о регистрации Гинзбург М.Д., Кондрашова П.В., Серовой Е.А., Соколова С.Л., выдвинутых избирательным объединением - Региональным отделением в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТ", кандидатами в депутаты Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово пятого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N ...
В обоснование требований Андреев В.Р. указал, что при регистрации Гинзбург М.Д., Кондрашова П.В., Серовой Е.А., Соколова С.Л. кандидатами в депутаты нарушены требования Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку кандидатами не представлены в ИКМО Автово все необходимые документы для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты МС МО МО Автово пятого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N ... , а именно не представлены:
- решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу;
- удостоверенная нотариусом копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений; решение о создании данного избирательного объединения;
- первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.
Определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 23 августа 2016 года административные дела (N2а-5912/2016, N 2а-5913/2016, N 2а-5914/2016, N2а-5915/2016) по искам Адреева В.Р. о признании незаконными решений ИКМО Автово о регистрации кандидатами в депутаты Гинзбург М.Д., Кондрашова П.В., Серовой Е.А., Соколова С.Л. объединены в одно административное дело, которому присвоен номер 2а-5912/2016.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 24 августа 2016 года в удовлетворения административных исков отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика решение вопроса о законности решения суда первой инстанции оставил на усмотрение Судебной коллегии.
Заинтересованные лица Гинзбург М.Д., Кондрашов П.В., Серова Е.А., каждый в отдельности, полагая решение суда законным и обоснованным, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Административный истец Андреев В.Р. и заинтересованное лицо Соколов С.Л. в суд апелляционной инстанции не явились. О времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства не представили.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что решением МС МО МО Автово от 29 июня 2016 года N 13 выборы депутатов Муниципального совета пятого созыва назначены на 18 сентября 2016 года.
Решением ИКМО Автово N 108 от 01 августа 2016 года Андреев В.Р., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты МС МО МО Автово пятого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N ...
Оспариваемыми решениями ИКМО Автово:
- от 29 июля 2016 года N88 Гинзбург М.Д., выдвинутая избирательным объединением - Региональным отделением в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТ", зарегистрирована кандидатом в депутаты Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово пятого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N ... ;
- от 29 июля 2016 года N 89 Кондрашов П.В., выдвинутый избирательным объединением - Региональным отделением в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово пятого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N ... ;
- от 29 июля 2016 года N 90 Серова Е.А., выдвинутая избирательным объединением - Региональным отделением в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТ", зарегистрирована кандидатом в депутаты Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово пятого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N ... ;
- от 29 июля 2016 года N 91 Соколов С.Л., выдвинутый избирательным объединением - Региональным отделением в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово пятого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N ...
Как следует из подтверждений о получении документов о выдвижении кандидата от 12 июля 2016 года, во исполнение обязанностей кандидата представить в избирательную комиссию решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") Гинзбург М.Д., Кондрашов П.В., Серова Е.А., Соколов С.Л., каждый в отдельности, представили выписки из протокола заседания политического совета регионального отделения в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА" от 11 июля 2016 года, из которых следует, что по результатам тайного голосования членов политического совета Гинзбург М.Д., Кондрашов П.В., Серова Е.А., Соколов С.Л. выдвинуты кандидатами в депутаты МС МО МО Автово по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N ...
Нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА" представлена первым кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу Ш.Е.А.
Из подтверждений о получении документов о выдвижении кандидата от 21 июля 2016 года судом установлено, что Гинзбург М.Д., Кондрашов П.В., Серова Е.А., Соколов С.Л., каждый в отдельности, представили в ИКМО Автово первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.
С учетом приведенных обстоятельств дела, отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции ссылался на исполнение заинтересованными лицами обязанности по представлению в ИКМО Автово всех документов, необходимых для регистрации кандидатом в депутаты. А также сделал вывод о том, что содержание представленных кандидатами документов не противоречит требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из вышеприведенных доказательств по настоящему административному делу следует, что нарушений, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, избирательной комиссией не допущено, следовательно, оснований для отмены решений ИКМО Автово N 88, N89, N90, N91 от 29 июля 2016 года о регистрации кандидатами в депутаты Гинсбург М.Д., Кондрашова П.В., Серову Е.А., Соколова С.Л., у суда не имелось.
Так, регистрация кандидата в депутаты представительных органов муниципальных образований при их выдвижении политической партией (её структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 статьи 38 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") о выдвижении кандидата.
Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 14.5 данной статьи Федерального закона предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, кандидаты, в частности, представляют в окружные избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании (подпункт "а"), решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в"); документ, подтверждающий согласование соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (подпункт "г").
Пунктом 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" определено, что решение о выдвижении кандидата, указанное в пункте "в" пункта 7 настоящей статьи (решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу), оформляется протоколом (иным документом).
Как указано в апелляционном определении ранее, Гинсбург М.Д., Кондрашов П.В., Серова Е.А., Соколов С.Л. представили в ИКМО Автово 12 июля 20916 года выписки из протокола заседания политического совета регионального отделения в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА" от 11 июля 2016 года, в которых указано на принятие решений о выдвижении Гинсбург М.Д., Кондрашова П.В., Серову Е.А., Соколова С.Л. кандидатами в депутаты.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание прямое указание в пункте 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" на возможность оформление такого решения не только протоколом, но и иным документом, Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заинтересованными лицами выполнено требование закона о представлении в избирательную комиссию решения политической партии о выдвижении каждого из них кандидатом в депутаты.
В соответствии с пунктами 31.1., 31.2 Устава Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА" структуру партии составляют региональные, местные и первичные отделения, являющиеся её структурными подразделениями и действующие на основании настоящего Устава.
Согласно пунктов 31.3, 32.1 Устава на территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано и действовать только одно региональное отделение Партии, которое приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях" установлено, что государственной регистрации подлежат только политическая партия и ее региональные отделения. Регистрация иных структурных подразделений политической партии федеральным законодательством не предусмотрена.
5 мая 2009 года зарегистрировано Региональное отделение в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА".
Политический совет согласно статье 35.1. Устава Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА" является постоянно действующим руководящим органом регионального отделения и в соответствии с пунктом 35.7.18. принимает решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований в случае отсутствия на соответствующей территории местного отделения.
Согласно справке Регионального отделения в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА" на 11 июля 2016 года в Санкт-Петербурге местных подразделений партии не имеется.
Поскольку Гинсбург М.Д., Кондрашов П.В., Серова Е.А., Соколов С.Л. выдвинуты кандидатом в депутаты Региональным отделением в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА", и заверенная копия свидетельства о государственной регистрации отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА" представлена в ИКМО Автово первым кандидатом в депутаты, выдвинутым этой же партией - Ш.Е.А.., а также учитывая, что подпунктом "а" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не установлена необходимость повторного предоставления избирательной комиссии уже имеющихся в ее распоряжении документов о государственной регистрации избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, то суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что непредставление каждым заинтересованными лицом в ИКМО Автово копии свидетельства о государственной регистрации Регионального отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА" не является нарушением Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", влекущим отмену регистрации кандидатов.
В силу пункта 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено предоставление кандидатом с иными документами для регистрации первого финансового отчета.
В данном случае такая обязанность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 49 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 N 303-46 кандидат одновременно с представлением иных документов для регистрации в срок, установленный пунктом 3 статьи 27 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию первый финансовый отчет о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда. При этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на четыре дня предшествует дате сдачи отчета.
Согласно пункту 14 статьи 49 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 N 303-46 порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 24 июня 2014 года N 59-16 "О Методических рекомендациях по организации деятельности избирательных комиссий в ходе подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга по контролю за избирательными фондами кандидатов, достоверностью представленных кандидатами сведений о доходах и об имуществе" установлено, что кандидат обязан вести учет поступления и расходования средств своего избирательного фонда по форме, приведенной в приложении N 13 к настоящим Рекомендациям.
Представленные Гинсбург М.Д., Кондрашовым П.В., Серовой Е.А., Соколовым С.Л. в ИКМО Автово первые финансовые отчеты не содержат сведений о муниципальном образовании и о дате, на которую составлен отчет.
Вместе с тем, в указанных отчетах имеются даты его составления - 21 июля 2016 года. В соответствии с Подтверждениями о получении документов первый финансовый отчет сдан заинтересованными лицами в ИКМО Автово 21 июля 2016 года, что позволяет сделать вывод о том, что первый финансовый отчет составлен для представления в ИКМО Автово и сведения в нем приведены по состоянию на дату его составления - 21 июля 2016 года, что не противоречит пункту 8 статьи 49 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
В абзаце 2 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что только значительные нарушения могут вести за собой отмену регистрации кандидата, при этом о таких нарушениях не было и не могло быть известно избирательной комиссии.
Учитывая, что ИКМО Автово приняло представленные заинтересованными лицами первые финансовые отчеты; первые финансовые отчеты не содержат существенных нарушений установленной для заполнения формы документа, утвержденной Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 24 июня 2014 года N 59-16; допущенные неточности при заполнении первых финансовых отчетов не исказили информацию о размере избирательного фонда кандидатов, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда, то Судебная коллегия соглашается с правильностью вывода суда о том, что допущенные при заполнении формы первого финансового отчета нарушения не влекут такие правовые последствия, как недействительность решений ИКМО Автово о регистрации заинтересованных лиц кандидатами в депутаты.
На иные нарушения порядка выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями административный истец не ссылается и такие нарушения судом не установлены.
С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, сделал правильный вывод о недопущении нарушений избирательных прав Андреева В.Р., и принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 24 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.