Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Белоногого А.В., Ивановой Ю.В.
с участием прокурора
Мазиной О.Н.
при секретаре
Ч.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 сентября 2016 года апелляционную жалобу Андреева В. Р. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 23 августа 2016 года по административному делу N 2а-5916/2016 по административному иску Андреева В. Р. к Избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа Автово о признании незаконным и отмене решения N ... от "дата" о регистрации кандидата в депутаты Дятлова В. О..
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения представителя Андреева В.Р. - Р.С.А., представителя ИКМО - Рулева И.В., представителя заинтересованного лица Дятлова В.О. - Москалеву С.А., заключение прокурора Санкт - Петербургской городской прокуратуры - Мазиной О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андреев В.Р. обратился в Кировский районный суд Санкт - Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа Автово (далее - ИКМО Автово) от "дата" N ... о регистрации Дятлова В.О. кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципального округа Автово пятого созыва по многомандатному (пятимандатному) округу N ...
В обоснование заявленных требований Андреев В.Р. ссылался на то, что на предстоящих "дата" выборах депутатов муниципального образования муниципальный округ Автово ( далее - МО МО Автово) является зарегистрированным кандидатом.
Истец полагал, что ИКМО Автово при регистрации кандидатом в депутаты Дятлова В.О. были допущены такие нарушения, которые ставят под сомнение законность вынесенного ИКМО решения N ... от "дата".
В частности истец указывал, что среди документов, представленных Дятловым В.О. для регистрации в качестве кандидата, отсутствуют:
- решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу;
- решение о создании избирательного объединения, выдвинувшего заинтересованное лицо кандидатом в депутаты муниципального совета МО Автово пятого созыва;
- документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата.
Кроме того, административный истец полагал, что избирательное объединение, выдвинувшее заинтересованное лицо кандидатом в депутаты муниципального совета МО Автово, не известило надлежащим образом ИКМО Автово о проведении мероприятий, связанных с выдвижением данного кандидата в депутаты.
Также, решение от "дата" является незаконным, поскольку заинтересованным лицом Дятловым В.О. вместо решения Местного политического совета партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" о выдвижении кандидата представлена непредусмотренная уставом партии выписка из протокола заседания Местного политического совета партии.
Представитель административного ответчика в заседание суда первой инстанции возражал против удовлетворения требований иска.
Решением Кировского районного суда Санкт - Петербурга от 23 августа 2016 года отказано в удовлетворении требований, заявленных Андреевым В.Р.
В апелляционной жалобе Андреев В.Р. ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, просит вынести новое об удовлетворении заявленных требований.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец - Андреев В.Р., заинтересованное лицо - Дятлов В.О. не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, доверили представление своих интересов представителям, имеющем надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, части 2 статьи 243 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение оставить без изменения по следующим основаниям.
Отказывая Андрееву В.Р. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку истцом при рассмотрении спора не представлено доказательств, подтверждающих совершение ответчиком при принятии оспариваемого решения от "дата" таких нарушений, с которыми действующее законодательство связывает возможность отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты, в то время как стороной ответчика представлены доказательства в подтверждение правомерности своих возражений, то нет оснований полагать, что в спорном избирательном округе N 3 при регистрации кандидата в депутаты Дятлова В.О. имели место такие нарушения избирательного законодательства, с которыми закон связывает недействительность решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 22, пунктов 7, 8 статьи 24, статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", пункта 25 статьи 2, пункта 1 статьи 38, статьи 33, пунктов 14.5, 14.6 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 1 статьи 15, пункта 2 статьи 36, подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях", пунктов 14.1,14.2.1, 14.3, 14.7.14, 13.9 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Выводы суда мотивированы и подробно изложены в обжалуемом решении суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, выборы депутатов муниципального совета пятого созыва назначены на 18 сентября 2016 года решением МО МО Автово от 29 июня 2016 года N13.
Решением ИКМО Автово от "дата" N ... Андреев В.Р. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета МО МО Автово пятого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N 3, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Решением ИКМО Автово от "дата" N ... Дятлов В.О. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета МО МО Автово пятого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N3, как выдвинутый избирательным объединением - местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Согласно подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата, "дата" в " ... " Дятлов В.О. представил в ИКМО Автово:
- заявление о согласии баллотироваться;
- справку о принадлежности к политической партии;
- копию паспорта; справку с места учебы;
- справку с места работы; сведения о доходах;
- решение местного отделения партии о выдвижении кандидата;
- нотариально удостоверенную копию свидетельства о государственной регистрации регионального отделения партии;
- справку ПАО "Сбербанк России" по избирательному счету.
Первый финансовый отчет был представлен Дятловым В.О. в ИКМО Автово "дата".
Статьей 33 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (пункт 2).
Пунктом 3 этой же статьи Федерального закона определено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определённых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичные требования содержит и статья 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга о выборах).
Исходя из анализа содержания представленных Дятловым В.О. в ИКМО Автово документов, судебная коллегия приходит к выводу, что условия, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, были соблюдены заинтересованным лицом.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона о выборах регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Как указано в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона о выборах, решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона о выборах, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата (списка кандидатов), а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовали регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 37 Федерального закона о выборах и пункте 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга о выборах.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга о выборах основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Положением подпунктов "в" и "г" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона о выборах установлено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа (подпункт "а"); решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в"); документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (подпункт "г").
В силу указания пункта 14.6 статьи 35 Федерального закона о выборах в случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением.
В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.
Из материалов дела следует, что "дата" Секретарем Местного (Муниципального) отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" МО МО Автово С.В.А. в ИКМО Автово были представлены:
- нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации регионального отделения партии (4 экземпляра);
- решение Регионального политического совета регионального отделения партии от 04 апреля 2003 года "О создании местных отделений партии на территории муниципальных образований Санкт- Петербурга", в том числе местного отделения партии МО МО Автово;
- решение Регионального политического совета партии от 08 февраля 2016 года "О поручении Президиуму Регионального политического совета партии согласования кандидатур, представленных местными политическими советами, для выдвижения конференция местных отделений партии или местными политическим советами кандидатов в депутаты муниципальных советов муниципальных образований Санкт - Петербурга на выборах в 2016году" (4 экземпляра);
- решение Президиума Регионального политического совета партии от 07 июля 2016 года "О согласовании кандидатур для последующего выдвижения кандидатами в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово по многомандатным избирательным округам".
Из представленного решения от 07 июля 2016 года следует, что на основании пункта 13.9.10.14 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", в соответствии с решением Регионального политического совета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 08 февраля 2016 года, Президиум Регионального политического совета РЕШИЛ:
-согласовать представленные Местным политическим советом местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово кандидатуры для выдвижения Конференцией местного отделения Партии либо местным политическим советом кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово по многомандатным избирательным округам (Приложение).
Дятлов В.О. числится в поименованном приложении под N2 по многомандатному избирательному округу N3.
Судом первой инстанции установлено, что Дятлов В.О. был выдвинут кандидатом в депутаты на основании решения Местного политического совета Местным отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" - Единая Россия муниципального образования муниципальный округ "Автово" от "дата".
Кроме того судом установлено, что фактически все кандидаты от данного избирательного объединения в ИКМО Автово подавали документы о выдвижении вместе, с незначительным интервалом, необходимым для оформления подтверждения о получении документа о выдвижении кандидатом.
При этом, первым сдавшим документы кандидатом от избирательного объединения - местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", К.Н.С. был представлен список согласованных кандидатур, являющихся приложением к решению Президиума Регионального политического совета регионального отделения партии от "дата", из которого следует, что все кандидатуры согласовывались одним решением по единому списку, среди прочих, кандидатура Дятлова В.О. была согласована в установленном законом и Уставом партии порядке. Кандидаты, выдвинутые от местного отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", были зарегистрированы в рамках одного заседания ИКМО Автово по одинаковым комплектам документов. Указанное обстоятельство не оспаривал представитель заинтересованного лица в судебном заседании суда первой инстанции.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что уполномоченным лицом своевременно представлены документы в отношении избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.
При этом доводы истца о наличии разночтений в наименовании Регионального отделения, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку ряд представленных решений принимался в 2003 году, когда политическая партия имела наименование "Единство и Отечество" - Единая Россия; в то время как впоследствии наименование изменено на "Политическая партия "Единая Россия", что не свидетельствует об отсутствии решений о создании местных отделений.
Так, решением Регионального политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения от 4 апреля 2003 года принято решение о создании 111 местных отделений в составе регионального отделения в границах соответствующих муниципальных образований.
Согласно выписке из перечня местных отделений, являющегося приложением к решению от 04 апреля 2003 года, создано местное отделение Всероссийской политической партии "Единство и Отечество" - Единая Россия муниципального образования округ Автово.
Таким образом, соответствующие решения о создании местного отделения представлены в ИКМО Автово в установленном порядке, равно как представлена нотариальная копия свидетельства о государственной регистрации самого регионального отделения.
Судебная коллегия полагает, что соответствующие доводы жалобы несостоятельны, поскольку Федеральный закон о выборах предоставляет право подачи соответствующих документов уполномоченным представителем избирательного объединения.
Нарушением при этом судебная коллегия признаёт то обстоятельство, что не каждым кандидатом представлено решение о согласовании его выдвижения, поскольку это противоречит положениям подпункта "г" пункта 14.5 во взаимосвязи с пунктом 14.6 статьи 35 Федерального закона о выборах.
Вместе с тем документы, подтверждающие такое согласование, были представлены избирательным объединением "дата" совместно с документами о его создании, что, исходя из обстоятельств выдвижения и согласования кандидатов списком, не может быть расценено как являющееся основанием для отмены регистрации кандидата по мотиву грубого нарушения им порядка представления документов, предусмотренного избирательным законодательством.
Судебная коллегия полагает, что в рассматриваемом деле существенным является лишь то обстоятельство, что в распоряжении ИКМО Автово имелся соответствующий документ о согласовании выдвижения списка кандидатов, представленный Местным отделением Регионального отделения политической партии, что при условии выдвижения кандидатов именно названным избирательным объединением не приводит к существенным нарушениям порядка выдвижения. Представитель избирательной комиссии в заседание суда первой инстанции подтвердила, что они полагали, что Дятлов О.В. представил полный комплект необходимых для регистрации документов, как кандидат, выдвинутый по списку вышеназванного избирательного объединения.
Как отмечено в абзаце 2 пункта 31 вышеупомянутого Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N5 только значительные нарушения могут вести за собой отмену регистрации кандидата, при этом о таких нарушениях не было и не могло быть известно избирательной комиссии.
Вместе с тем о том, каким образом представлены соответствующие документы со стороны кандидатов, ИКМО Автово знало, не оценило такой порядок как несоблюдение требований избирательного законодательства, препятствующее регистрации Дятлова О.В. в качестве кандидата в депутаты. Необходимые документы в деле кандидата Дятлова О.В. представлены. Избирательная комиссия не была введена заинтересованным лицом или избирательным объединением в заблуждение. Указанное нарушение также не могло повлечь впоследствии нарушения прав избирателей.
Кроме того, судебной коллегией полагает необоснованным доводы апелляционной жалобы, что при выдвижении заинтересованного лица был нарушен порядок согласования выдвинутых местным отделением кандидатов.
Так, согласно пункту 25 статьи 2 Федерального закона о выборах избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон о политических партиях) политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, её региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию её региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о политических партиях, политическая партия и её региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учётом специального порядка их регистрации.
Регистрация иных структурных подразделений политической партии федеральным законодательством не предусмотрена.
Основанием для выдвижения Дятлова В.О. в качестве кандидата в депутаты стало решение местного отделения - местного (муниципального) отделения Всероссийской политической партии Единая Россия муниципального образования муниципальный округ Автово от "дата".
Право местного отделения политической партии на уровне административно-территориальной единицы города Санкт-Петербурга - административном районе (Кировском) на выдвижение кандидатов на выборах в депутаты представительных органов муниципальных образований подтверждается положениями пункта 25 статьи 2 Федерального закона о выборах, пункта 2 статьи 36 Федерального закона о политических партиях.
Положением пункта 14.7.14 Устава Всероссийской политической партии Единая Россия предусмотрено, что местный политический совет тайным голосованием по согласованию с региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета вправе выдвигать кандидатов на муниципальных выборах.
Пунктом 13.9.10.14 Устава Президиум Регионального политического совета по поручению Регионального политического совета согласовывает кандидатуры, представленные местными политическими советами для выдвижения Конференциями (Общими собраниями) местных отделений Партии либо местными политическими советами, в качестве кандидатов в депутаты.
Решением от 08 февраля 2016 года Региональный политический совет поручил Президиуму согласование кандидатур, представленных местными политическими советами, для выдвижения кандидатов в депутаты муниципальных советов муниципальных образований Санкт-Петербурга на выборах 2016 года.
Решением Президиума от 07 июля 2016 года согласован список кандидатов для выдвижения местными отделениями, к названному решению приложением выступает именно поимённый список согласованных лиц.
В таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, о надлежащем согласовании уполномоченным органом Регионального отделения политической партии кандидатур для выдвижения в качестве кандидатов в депутаты.
Таким образом, судом правомерно не принят во внимание довод административного истца, что оспариваемое решение ИКМО было принято в отсутствие решения о согласовании кандидатуры с соответствующим органом политической партии. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что административным ответчиком представлены доказательства в подтверждение правомерности оспариваемого решения.
Довод апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении спора судом не учтены требования подпункта "в" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и подпункта "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга N 303-36, поскольку вместо решения Местного политического совета партии (пункт 14.7.4.1 Устава партии) была предоставлена непредусмотренная уставом партии выписка из протокола заседания этого совета, не может быть принят во внимание судебной коллегии.
Так, пункт 14.5. указанной статьи предусматривает, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
Пункт 14.7.4.1 Устава Всероссийской политической партии Единая Россия" предусматривает, что решения принимаются большинством голосов зарегистрированных на заседании членов Местного политического совета (за исключением случаев, установленных настоящим Уставом) при наличии кворума. Форма голосования определяется Местным политическим советом.
Таким образом, по смыслу вышеуказанной статьи и содержания пункта 14.7.4.1 Устава представленное решение партии, оформленное в виде выписки из протокола, могло быть принято избирательной комиссией как решение избирательного объединения о выдвижении кандидата.
Довод апелляционной жалобы, что при рассмотрении спора судом не дана надлежащая правовая оценка непредставлению документа, подтверждающего согласование решения Местного политического совета о выдвижении кандидата Дятлова В.О. с соответствующим уполномоченным органом политической партии, которым в рассматриваемом случае является Президиум Регионального политического совета партии, что предусмотрено пунктом 14.7.14.1 Устава партии, что подтверждает нарушение требований подпункта "г" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и подпункта "г" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга N 303-36, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Так, согласно пункту 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
В силу пункта 14.6 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.
Довод о том, что судом не учтены требования пункта 14.6 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункта 8 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга N 303-36, согласно которым документ, подтверждающий согласование должен представлять всеми кандидатами, а не одним из кандидатов, выдвигаемых политическим объединением не может быть положен в основу отмены решения суда по приведенным ранее основаниям и в связи с тем, что избирательная комиссия при приеме документов не потребовала у кандидата Дятлова О.В. отдельного представления документа о согласовании решения о выдвижении его кандидатом.
Проверяя довод административного истца, что незаконность регистрации кандидата подтверждает нарушение порядка извещения избирательной комиссии о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидата в депутаты избирательным объединением, суд установил, что избирательное объединение "дата" в 14 часов 00 минут известило избирательную комиссию о проведении "дата" в 17 часов 00 минут заседания местного политического совета по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты Местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" - Единая Россия муниципального образования муниципальный округ "Автово". На указанном заседании присутствовал председатель избирательной комиссии МО "Автово" К.Л.В.
Так подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях установлено, что политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления не позднее, чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населённого пункта, в котором расположена избирательная комиссия и не позднее, чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населённого пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Частью 2 статьи 11.1 Федерального закона о выборах предусмотрено, что если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определённое количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днём или днём, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остаётся указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Пунктом 7 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 3 июня 2011 года N107-ФЗ "Об исчислении времени" установлено, что календарный день - период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20, пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, который, в свою очередь, не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе вносить уточнения и дополнения в документы.
Такая гарантия направлена на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного права, также и в тех случаях, когда имеют место недостатки в представленных документах или их отсутствие.
В материалах дела отсутствуют доказательства об уведомлении ИКМО Автово заинтересованного лица Дятлова В.О. о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах, в связи с чем у избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа в его регистрации кандидатом.
В тоже время судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы о неверности вывода суда о соблюдении избирательным объединением установленного подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" срока извещения избирательной комиссии о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов в депутаты.
Так, судом установлено, что извещение о проведении "дата" заседания по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Автово произведено "дата", в то время как вышеуказанным подпунктом установлена обязанность по такому извещению в срок не позднее, чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия.
Согласно пункту 2 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2012 года N67-ФЗ, если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в данном Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Днём, в который надлежало известить избирательную комиссию, является "дата".
Вместе с тем, требование о заблаговременном, не позднее, чем за один день до дня проведения мероприятия, извещении, исходя их подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", направлено на обеспечение возможности присутствия представителя избирательной комиссии на таком мероприятии. В рассматриваемом случае такая цель была достигнута, поскольку "дата" на заседании Местного политического совета Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, на котором принято решение о выдвижении Дятлова В.О. кандидатом в депутаты, присутствовала представитель ИКМО Автово К.Л.В.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца, что судом неправильно применены нормы материального права, не могут быть положены в основу отмены решения суда. Оснований полагать, что нарушения, на которые ссылается истец, привели к принятию ИКМО неверного решения, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 23 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.