Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи
Копотева И.Л.,
судей
Дубовцева Д.Н., Матушкиной Н.В.,
при секретаре
Глуховой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 12 сентября 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Удмуртской Республики на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 15 января 2016 года, которым частично удовлетворен иск З.Л.М., А.В.М. и П.Г.М. к Министерству финансов Удмуртской Республики о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание переданного под опеку несовершеннолетнего, суммы индексации.
С Министерства финансов Удмуртской Республики за счет средств казны Удмуртской Республики взыскана задолженность по уплате денежных средств на содержание переданного под опеку несовершеннолетнего, в пользу:
З.Л.М. за период с июня 1994 года по 2004 год в размере 537 117,44 руб., расходов по составлению нотариальной доверенности в размере 800 руб.;
А.В.М. за период с июня 1994 года по сентябрь 1998 года в размере 243 868,99 руб., расходы по составлению доверенности в размере 800 руб.;
П.В.М. за период с июня 1994 года по июль 2001 года в размере 413 811,31 руб., расходы по составлению нотариальной доверенности в размере 800 руб.
Заслушав доклад судьи Дубовцева Д.Н., выслушав объяснения представителя ответчика Министерства финансов Удмуртской Республики - Г.А.Г. (доверенность от 16 ноября 2015 года), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения истцов А.В.М., П.Г.М. и представителя истцов А.В.М., П.Г.М. и З.Л.М. - П.Д.А. (доверенность от 20 ноября 2015 года), возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
З.Л.М. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Удмуртской Республики (далее по тексту - Минфин УР) о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, преданного под опеку, суммы индексации.
Требования мотивированы тем, что на основании постановления Администрации Устиновского района г. Ижевска N N от 23 мая 1994 года "О назначении опекунства над А. (после смены фамилии З.) Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения" П.С.А. назначена опекуном над несовершеннолетней. Выплата опекунского пособия назначена с июня 1994 года.
Выплата денежных средств опекуну производилась без учета фактических цен, сложившихся в регионе. По мнению истца, расчет опекунского пособия должен был производиться в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Фактически на опекаемого должно было быть выплачено: за 1994 год - 1 983,29 руб., за 1995 год - 8 308,19 руб., за 1996 год - 9 486,05 руб., за 1997 год - 10 431,16 руб., за 1998 год - 18 101,62 руб., за 1999 год - 27 155,36 руб., за 2000 год - 31 753,49 руб., за 2001 год - 36 748,61 руб., за 2002 год - 40 325,25 руб., за 2003 год - 43 688,99 руб., за 2004 год - 40 114,98 руб., а всего 268 096,97 руб.
Фактически выплачено: за 1994-2004 годы - 156 300,47 руб.
Таким образом, задолженность на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг составила 111 796,50 руб. Индексация задолженности составила 579 321,80 руб.
На основании изложенного истец просила взыскать с Министерства финансов Удмуртской Республики в свою пользу задолженность за 1994 - 2004 годы сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере 691 118,30 руб.
А.В.М. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Удмуртской Республики (далее по тексту - Минфин УР) о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, преданного под опеку, суммы индексации.
Требования мотивированы тем, что на основании постановления Администрации Устиновского района г. Ижевска N N от 23 мая 1994 года "О назначении опекунства над А.В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения" П.С.А. назначена опекуном над несовершеннолетней. Выплата опекунского пособия назначена с июня 1994 года.
Выплата денежных средств опекуну производилась без учета фактических цен, сложившихся в регионе. За 1994-1998 годы на опекаемого должно было быть выплачено 43 784,89 руб., фактически выплачено 23 347,66 руб.
Таким образом, задолженность на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг составила 20 437,23 руб. Индексация задолженности составила 296 461,17 руб.
На основании изложенного истец просила взыскать с Министерства финансов Удмуртской Республики в свою пользу задолженность за 1994 - 1998 годы сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере 316 898,41 руб.
П.Г.М. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Удмуртской Республики (далее по тексту - Минфин УР) о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, преданного под опеку, суммы индексации.
Требования мотивированы тем, что на основании постановления главы Администрации Устиновского района г. Ижевска N N от 23 мая 1994 года "О назначении опекунства над А. (после смены фамилии П.) Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения" П.С.А. назначена опекуном над несовершеннолетней. Выплата опекунского пособия назначена с июня 1994 года.
Выплата денежных средств опекуну производилась без учета фактических цен, сложившихся в регионе.
За период с 1994 по 2001 год на опекаемого должно было быть выплачено 128 655,83 руб., фактически выплачено за этот период 66 034,47 руб.
Задолженность на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг составила 62 621,36 руб. Индексация задолженности составила 470 676,42 руб.
На основании изложенного истец просила взыскать с Министерства финансов Удмуртской Республики в свою пользу задолженность за 1994 - 2001 годы сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств, в размере 533 297,78 руб.
Определением судьи от 8 декабря 2015 года вышеуказанные гражданские дела объединены в одно производство.
8 декабря 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Устиновского района г. Ижевска.
В суде первой инстанции представитель истцов П.Д.А. действующий на основании доверенностей, исковые требования поддержал в полном объеме.
Истцы З.Л.М., А.В.М. и П.Г.М. представитель ответчика - Министерства финансов Удмуртской Республики, представитель третьего лица - Администрации Устиновского района г. Ижевска, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело без их участия.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Удмуртской Республики просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, противоречащее фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы ответчик ссылается на недопустимость привлечения субъекта Российской Федерации - Удмуртской Республики к ответственности по обязательствам, в которых Удмуртская Республика не является стороной. По мнению ответчика, в спорный период Удмуртская Республика не была наделена полномочиями по выплатам денежных средств на содержание несовершеннолетних, переданных под опеку (попечительство), соответственно не была возложена обязанность по финансированию таких выплат на бюджет Удмуртской Республики. Обязательства по выплате таких средств взяла на себя администрация соответствующего муниципального образования. Кроме того, срок по предъявлению требования о взыскании задолженности истцом пропущен. Истцы утратили установленные законодателем условия получения такой социальной поддержки, поскольку на момент обращения в суд они не относились к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому Федеральный закон N159-ФЗ на них не распространяется. Законодателем установлена возможность обращения опекуна за невыплаченными опекунскими пособиями только до исполнения 18-летнего возраста опекаемого. Каких-либо доказательств того, что опекуны (попечители) обращались до 18-летия истцов, истцы обращались до достижения ими 23-летнего возраста по вопросу выплаты сумм задолженности, суду не представлено, как не представлено и доказательств наличия у них уважительных причин, препятствовавших такому обращению. Ответчик полагает, что именно необращение опекунов (попечителей) и истцов в суд за восстановлением нарушенного права привело к увеличению суммы задолженности по выплате пособия и индексации указанной суммы за длительный период времени, что должно расцениваться как злоупотреблением своим правом. Наличие задолженности, её размер и вина ответчика либо органа опеки и попечительства муниципального образования в задолженности по выплате опекунских пособий не установлена. Также ответчик полагает, что Министерство финансов Удмуртской Республики является ненадлежащим ответчиком по делу. Истцами не представлено доказательств вины Министерства финансов. Представленные истцами расчеты задолженности по уплате денежных средств на содержание переданного под опеку несовершеннолетних являются незаконными и необоснованными, не содержат механизм расчета. Отсутствуют доказательства реально выплаченных денежных средств за указанный истцами период. Не представлены доказательства с правовым обоснованием применения указанных истцами в расчете цифр по реальным выплатам. Факт выплаты пособий в заниженном размере за определенный период ничем не подтвержден. Выводы, изложенные в исковых заявлениях, не основаны на доказательствах, расчет суммы задолженности носит предположительных характер. Ответчик считает, что расчеты необходимых денежных средств на содержание детей указанной категории должны и могут произвести исключительно органы опеки и попечительства. Предъявленная к взысканию по истечении длительного периода сумма задолженности с учетом индексации является результатом умышленных действий истца, направленных на обогащение за счет бюджетных средств.
Судебной коллегией в порядке ст. ст. 167, 327 ГПК Российской Федерации дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие истца З.Л.М., представителя третьего лица - Администрации Устиновского района г. Ижевска, надлежащих образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства.
При рассмотрении дела судебная коллегия в соответствии со ст. 327-1 ГПК Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцы имеют право требования задолженности по выплате денежных средств на содержание несовершеннолетних: З.Л.М. за период с 1994 года по 2004 год, А.В.М ... за период с 1994 года по 1998 год, П.В.М. за период с 1994 года по 2001 год.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации Устиновского района г. Ижевска N N от 23 мая 1994 года "О назначении опекунства над А.В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А.Г.М. ДД.ММ.ГГГГ рождения, А..Л.М.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения" П.С.А. назначена опекуном над несовершеннолетними А.В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А.Г.М.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А.Л.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
А.В.М., А.Г.М ... и А.Л.М. назначено социальное пособие согласно положению о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой, постановлению Правительства РФ от 20 июня 1992 года N409.
16 августа 2008 года в связи с заключением брака А.Л.М. сменила фамилию на З.
Из справки о заключении брака N следует, что А.Г.М. в связи с заключением брака сменила фамилию на Б., далее также в связи с заключением брака 26 декабря 2008 года сменила фамилию на П..
Изложенные обстоятельства подтверждены материалами дела и сторонами по делу не оспариваются.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяются на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет.
Поскольку на момент обращения в суд с настоящим иском и рассмотрения настоящего дела З.Л.М. исполнилось 29 лет, А.В.М. - 35 лет, П.Г.М. - 32 года, то они утратили право на предоставление меры социальной поддержки от государства по выплате им опекунского пособия, соответственно по выплате задолженности по нему за спорный период, поскольку данные выплаты носят строго целевое назначение.
Законодателем не предусмотрено бессрочное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По достижении 23 лет право на получение выплат по опекунским пособиям у данной категории лиц прекращается.
Каких-либо доказательств тому, что имел место факт обращения истцов в соответствующие органы до достижения 23-летнего возраста по вопросу выплаты суммы задолженности, а также доказательств наличия у истцов уважительных причин, препятствующих такому обращению, в том числе после достижения совершеннолетнего возраста, суду не представлено. Кроме того, истцами не представлено доказательств в обоснование обстоятельств, объективно препятствующих им в реализации их права на получение указанных выплат до 23-летнего возраста.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что право истцов на получение задолженности по опекунским пособиям утрачено по достижении 23-летнего возраста, в связи с чем оснований для удовлетворения их исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований З.Л.М., А.В.М. и П.Г.М.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 15 января 2016 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований З.Л.М., А.В.М., П.Г.М. к Министерству финансов Удмуртской Республики о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание переданного под опеку несовершеннолетнего, суммы индексации - отказать.
Апелляционную жалобу Министерства финансов Удмуртской Республики удовлетворить.
Председательствующий И.Л. Копотев
Судьи Д.Н. Дубовцев
Н.В. Матушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.