Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Солоняка А.В.,
судей Долгополовой Ю.В. и Константиновой М.Р.,
при секретаре Вахрушевой Л.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 19 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Удмуртской Республики на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 11 ноября 2015 года, которым частично удовлетворен иск К.А.А. к Министерству финансов Удмуртской Республики о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, суммы индексации.
С Министерства финансов Удмуртской Республики за счет средств казны Удмуртской Республики в пользу К.А.А. взыскана задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, за период с мая 1997 года по 31 декабря 2004 года с учетом индексации, в размере 514 641 рубль 40 коп., расходы на составление нотариальной доверенности в размере 800 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Долгополовой Ю.В., выслушав объяснения представителя Министерства финансов Удмуртской Республики С.О.В., (доверенность от 16 ноября 2015 года, сроком действия 1 год), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.А.А. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Удмуртской Республики о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, переданного под опеку, суммы индексации. Требования мотивированы тем, что на основании постановления Администрации Первомайского района г. Ижевска N от 14 февраля 1997 года "О назначении опекунства над К.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения" Д.Г.Г. назначена опекуном истца. Выплата опекунского пособия назначена с мая 1997 года. Однако, выплата денежных средств опекуну в 1997-2004 годы производилась без учета фактических цен, сложившихся в регионе. В соответствии с произведенными истцом расчетами ежемесячных расходов на питание и одежду в соответствии с нормами, установленными постановлением Правительства РФ N409 и данными Удмуртстата за 1995-2002 годы, на опекаемого должно было быть выплачено: за 1997 г. - 6954,11 рублей, за 1998 г. - 18101,62 рублей, за 1999 г. - 27 155,36 рублей, за 2000 г. - 31 753,49 рублей, за 2001 г.- 36 748,61 рублей, за 2002 г. - 40 325,25 рублей, за 2003 г. - 43 688,99 рублей, за 2004 г. - 48137,98 рублей. Опекунское пособие было выплачено за 1997-2004 годы в размере 100 429 рублей. Задолженность на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг составила 152 436, 39 рублей. Индексация существующей задолженности составляет 490 464,47 рублей. На основании изложенного, истец просила взыскать с Министерства финансов Удмуртской Республики в свою пользу задолженность за 1997 - 2004 годы сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств, в размере 642 900 рублей 86 коп.
В ходе судебного разбирательства представителем истца представлено заявление о взыскании с ответчика в пользу истца расходов за удостоверение нотариальной доверенности в размере 800 рублей.
Истец, представители третьих лиц -Администрации Первомайского района г. Ижевска, МБУ "Центр образования- Централизованная бухгалтерия Первомайского района г. Ижевска", извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Представитель истца П.Д.А., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства финансов Удмуртской Республики С.О.В., действующая на основании доверенности, иск не признала.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Удмуртской Республики просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, противоречащее фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы ответчик ссылается на недопустимость привлечения субъекта Российской Федерации - Удмуртской Республики к ответственности по обязательствам, в которых Удмуртская Республика не является стороной. По мнению ответчика, в спорный период Удмуртская Республика не была наделена полномочиями по выплатам денежных средств на содержание несовершеннолетних, переданных под опеку (попечительство), соответственно не была возложена обязанность по финансированию таких выплат на бюджет Удмуртской Республики. Считает, что обязательства по выплате таких средств взяла на себя администрация соответствующего муниципального образования. Кроме того, срок по предъявлению требования о взыскании задолженности истцом пропущен. Истец утратил установленные законодателем условия получения такой социальной поддержки, поскольку на момент обращения в суд истец не относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус истцом утрачен, поэтому Федеральный закон N159-ФЗ на истца не распространяется. Законодателем установлена возможность обращения опекуна за невыплаченными опекунскими пособиями только до исполнения 18-летнего возраста опекаемого. Каких-либо доказательств того, что опекун (попечитель) обращался до 18-летия истца, истец обращался до достижения им 23 летнего возраста по вопросу выплаты сумм задолженности суду не представлено, как не представлено и доказательств наличия у истца уважительных причин, препятствовавших такому обращению. Считает, что не обращение опекуна (попечителя), истца в суд за восстановлением нарушенного права привело к увеличению суммы задолженности по выплате пособия и индексации указанной суммы за длительный период времени, что расценивается как злоупотреблением своим правом. Наличие задолженности, ее размер и вина ответчика либо органа опеки и попечительства муниципального образования в образовании задолженности по выплате опекунских пособий не установлена. Также ответчик считает, что Министерство финансов Удмуртской Республики является ненадлежащим ответчиком по делу. Истцом не представлено доказательств вины, незаконных действий Министерства финансов. Расчет задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, представленный истцом, является незаконным и необоснованным, не мотивированным и не содержащим механизм расчета. Не представление истцом соответствующих документов по основаниям, предусмотренным законодательством о назначении опекуна (попечителя), о назначении пособия, о прекращении пособия влекут за собой недоказанность выплат пособия истцу и отсутствии доказательств периода выплат пособий истцу. Также в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в оспариваемый период родители ребенка были лишены возможности содержать ребенка. Отсутствуют доказательства реально выплаченных денежных средств за указанный истцом период. Не представлены доказательства с правовым обоснованием применения указанных истцом в расчете цифр по реальным выплатам. Факт выплаты пособий в заниженном размере за определенный период ничем не подтвержден. Выводы, изложенные в исковом заявлении, не основаны на доказательствах, расчет суммы задолженности истца носит предположительных характер. Ответчик считает, что расчеты необходимых денежных средств на содержание детей указанной категории должны и могут произвести исключительно органы опеки и попечительства. Предъявленная к взысканию по истечении длительного периода сумма задолженности с учетом индексации является результатом умышленных действий истца, направленных на обогащение за счет бюджетных средств. Кроме того, ответчик полагает, что истцом пропущен срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ, что является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Главы Администрации Первомайского района г. Ижевска N от 14 февраля 1997 года Д.Г.Г. назначена опекуном К.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
К.А.А. назначено денежное пособие согласно Постановлению РФ N409 от 20 июня 1992 года с 1 мая 1997 года.
На основании статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", истец с февраля 1997 года приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и имела право на получение соответствующего пособия с указанной даты.
Изложенные обстоятельства подтверждены материалами дела и сторонами по существу не оспариваются.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет.
Поскольку истцу на момент рассмотрения настоящего дела исполнился 25 лет, то она утратила право на предоставление меры социальной поддержки от государства по выплате ей опекунского пособия, соответственно по выплате ей задолженности по нему за спорный период, поскольку данные выплаты носят строго целевое назначение.
Законодателем не предусмотрено бессрочное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По достижении 23 лет право на получение выплат по опекунским пособиям у данной категории лиц прекращается.
Каких-либо доказательств тому, что имел место факт обращения истца в соответствующие органы до достижения 23-летнего возраста по вопросу выплаты суммы задолженности, а также доказательств наличия у истца уважительных причин, препятствующих такому обращению, суду не представлено. Кроме того, истцом не представлено доказательств в обоснование обстоятельств, объективно препятствующих ей в реализации его права на получение указанных выплат до 23-летнего возраста.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что право истца на получение задолженности по опекунским пособиям, утрачено по достижении 23-летнего возраста, в связи с чем оснований для удовлетворения ее исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 11 ноября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К.А.А. к Министерству финансов Удмуртской Республики о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, суммы индексации отказать.
Апелляционную жалобу Министерства финансов Удмуртской Республики удовлетворить.
Председательствующий Солоняк А.В.
Судьи Долгополова Ю.В.
Константинова М.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.