Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкина А. В.,
судей Захарчука О. В.,
Машкиной Н. Ф.,
при секретаре Пенькиной Н. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 07 сентября 2016 административное дело по апелляционной жалобе Управления Жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска на решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 26 мая 2016 года, которым
административное исковое заявление Управления Жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики о признании незаконным и отмене предписания по результатам проведения мероприятия по государственному контролю N от ДД.ММ.ГГГГ, оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Машкиной Н. Ф., выслушав объяснения представителя административного ответчика Управления Жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска Соловьевой Э. Ф., поддерживающей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики Кулигиной О. Н., полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее по тексту - УЖКХ Администрации г. Ижевска) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее по тексту - Госжилинспекция УР) о признании незаконным и отмене предписания по результатам проведения мероприятия по государственному контролю N от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с предписанием УЖКХ Администрации г. Ижевска надлежит: "устранить нарушения путем проведения повторно проверки по факту соблюдения требований законодательства управляющей организацией Обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее по тексту - ООО " "данные изъяты"") в части использования общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N по "адрес"". Считает, что предписание является незаконным, поскольку вынесено: с нарушением Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Федеральный закон N 294-ФЗ); неуполномоченным лицом - начальником отдела юридического обеспечения и административного производства Кулигиной О. Н., без указания является ли данное лицо государственным жилищным инспектором, который в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, только вправе выдавать предписания по результатам мероприятия по государственному контролю; в отсутствие имеющихся у ответчика полномочий по лицензионному контролю в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, переданных по Закону УР N 40-РЗ; фактически проведена проверка по обращению граждан, с учетом субъективного мнения, направленного на переоценку результатов проверки; при отсутствии нарушений со стороны должностного лица УЖКХ Администрации г. Ижевска при осуществлении отдельных государственных полномочий по лицензионному контролю в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основание лицензии.
В судебном заседании представитель административного истца Попонина Л. В., исковые требования и доводы, изложенные в административном иске поддержала.
В судебном заседании представитель административного ответчика Кулигина О. Н. требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. При этом ссылается на неправильное применение судом норм материального права, указывая, что УЖКХ Администрации г. Ижевска наделено правами юридического лица, соответственно оспариваемое предписание должно быть вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ. При вынесении предписания нарушены положения статей 10, 11, 14, 16, 17, 18, 20 Федерального закона N 294-ФЗ, влекущие признание предписания незаконным и подлежащим отмене.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов
Административном истцом соблюдены сроки обращения в суд.
В силу части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе, юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493 (далее по тексту - Положение о государственном жилищном надзоре), государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
На основании пункта 2 Положения о государственном жилищном надзоре, задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Пунктом 3 Положения о государственном жилищном надзоре, предусмотрено, что государственный жилищный надзор осуществляется посредством: а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно пункта 1 Положения о Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года N 538 (далее по тексту - Положение), Госжилинспекция УР является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля и лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Госжилинспекция УР осуществляет региональный государственный жилищный контроль, включающий в себя организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, к: управлению многоквартирными домами, в том числе содержанию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (подпункт 3 пункта 8 Положения).
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий действует самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 30 июня 2014 года N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды нарушений" (далее по тексту - Закон УР N 40-РЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделены отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору.
Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (часть 2 статьи 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
Права и обязанности органов государственной власти Удмуртской Республики при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе уполномоченного органа - государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики определены частями 2, 3 статьи 4 Закона УР N 40-РЗ.
В силу части 2 статьи 4 Закона УР N 40-РЗ Госжилинспекция УР является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики по вопросу осуществления отдельных государственных полномочий.
Госжилинспекция УР при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе, осуществляет текущий контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; выдает обязательные для исполнения письменные предписания по устранению нарушений, допущенных органами местного самоуправления или их должностными лицами при осуществлении отдельных государственных полномочий; запрашивает и получает от органов местного самоуправления информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий (часть 3 статьи 4 Закона УР 40-РЗ).
При этом органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять данные полномочия надлежащим образом в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Законом УР 40-РЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами органов государственной власти Удмуртской Республики (подпункт 1 части 2 статьи 5 Закона УР N 40-РЗ).
Согласно статье 9 Закона УР N 40-РЗ целью контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий является обеспечение соблюдения органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий требований законодательства Российской Федерации и законодательства Удмуртской Республики (часть 1); контроль, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, осуществляется органами государственной власти Удмуртской Республики, предусмотренными статьей 4 настоящего Закона, в следующих формах, в том числе: проведение проверок деятельности органов местного самоуправления в части осуществления отдельных государственных полномочий, и выдача органам местного самоуправления письменных предписаний по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий (часть 2); контроль осуществляется путем проведения проверок, запросов документов, материалов, иной информации об осуществлении отдельных государственных полномочий (часть 3).
Так, согласно пунктам 1.1, 2.13 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрация города Ижевска, утвержденного решением Городской думы города Ижевска от 30 октября 2007 года N 314 (в редакции решений Городской думы города Ижевска от 19 февраля 2015 года N 737), Управление является отраслевым органом - структурным подразделением администрации города Ижевска, осуществляющим функции управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору согласно Закону Удмуртской Республики от 30 июня 2014 года N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственной жилищному надзору и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды нарушений".
Должностные лица Госжилинспекции УР, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке установленном законодательством Российской Федерации, вправе запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимыми для проведения соблюдения обязательных требований, в установленном законодательством порядке, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений (пункт 11 Положения).
В структуру Госжилнспекции УР входят отделы, в том числе - отдел юридического обеспечения и административного производства.
Согласно Перечня должностных лиц Госжилинспекции УР, начальник отдела является главным государственным жилищным инспектором, осуществляющим региональный государственной жилищный надзор, лицензионный контроль.
Приказом начальника Госжилинспекции УР от 22 марта 2016 года за N 13-к, Кулигина О. Н. назначена на должность начальника отдела юридического обеспечения и административного производства.
Пунктом 11 Должностного регламента, утвержденного начальнкиом Госжилинспекции УР 22 января 2015 года, предусмотрено, что в должностные обязанности начальника отдела юридического обеспечения и административного производства входит, в том числе выдача предписания об устранении нарушений.
С учетом приведённых положений нормативных актов, оспариваемое предписание вынесено должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Удмуртской Республики, пполномоченного на осуществление государственного жилищного надзора в отношении органа местного самоуправления - УЖКХ Администрации г. Ижевска, наделенного отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору.
Предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного лица, в связи с оно должно быть законным и обоснованным и не нарушать права и законные интересы лица, в отношении которого оно выдано, и иных лиц.
При этом выдача предписание в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из способов восстановления положения, существовавшего до нарушения законодательства. В связи с чем, обязанность по устранению выявленного нарушения может быть возложена только на лицо, виновное в нарушении.
Таким образом, предписание об устранении нарушений законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для лица, в отношении которого оно вынесено.
Оспаривая предписание, административный истец ссылается на нарушение административным ответчиком процедуры вынесения предписания, в частности на нарушение положений Федерального закона N 294-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (часть 1); структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации; в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации (часть 8).
В соответствии с частью 2 статьи 41 этого же Федерального закона органы местного самоуправления, которые в соответствии с данным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска наделено правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением (пункт 1.3 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрация города Ижевска, утвержденного решением Городской думы города Ижевска от 30 октября 2007 года N 314 (в редакции решений Городской думы города Ижевска от 19 февраля 2015 года N 737)).
Из смысла части 1 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля проводимых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях защиты их прав.
Между тем наделение органов местного самоуправления правами и обязанностями юридического лица означает лишь то, что нормы действующего законодательства к ним применимы в части, касающейся осуществления ими хозяйственной деятельности, необходимой для реализации своих публично-правовых функций. Федеральный закон N 294 предусматривает осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении юридических лиц, то есть организаций, осуществляющих прежде всего хозяйственную деятельность.
Следовательно, нормы Федерального закона N 294-ФЗ, касающиеся проверки должностными лицами регионального государственного жилищного надзора в отношении органа местного самоуправления, не применимы.
Анализируя последовательность административных процедур в рамках исполнения государственной функции, подлежащих соблюдению Госжилинпекцией УР судебная коллегия приходит к выводу о том, что действия должностного лица с поступившими документами и информацией, по результатам которой было вынесено оспариваемое предписания, соответствуют требованиям, предъявляемым при проведении государственного жилищного надзор в отношении органа местного самоуправления, наделенного отдельными государственными полномочиями по осуществлению жилищного надзора.
Суд первой инстанции, обоснованно признал оспариваемое предписание законным.
Как следует из материалов дела с целью проверки доводов по обращению Д.Н.Н. на основании приказа Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ N проведена проверка надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес" в отношении ООО " "данные изъяты""
По результатам проверки составлен акт N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявлено, что на стене с восточной стороны многоквартирного дома установлена рекламная конструкция, Управляющей компанией предоставлен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N от ДД.ММ.ГГГГ заключенный ООО " "данные изъяты"". На размещение систем коллективного приема телевидения и Интернет-доступа в многоквартирный дом N по ул. "адрес" управляющей организацией заключен договор N от ДД.ММ.ГГГГ с ЗАО " "данные изъяты"" и дополнительное соглашение N от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору. Вышеуказанные договора заключены в соответствии с пунктом 8.2 договора управления многоквартирным домом N от ДД.ММ.ГГГГ, в котором говориться, что "собственники уполномочивают Управляющую организацию заключать договоры об использовании общего имущества собственников в многоквартирном доме (в том числе договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), энергоресурсный контракт, договоры на размещение контейнерных площадок для приема крупногабаритного мусора и твердых бытовых отходов, а также самостоятельно определять условия таких договоров, после предварительного согласования с председателем совета дома". Предоставленные договоры согласованы с председателем совета дома (на договорах имеется соответствующая отметка о согласовании). Нарушение Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме N от ДД.ММ.ГГГГ не выявлено.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя Д.Н.Н. направлено письменное сообщение об отсутствии нарушений со стороны действующего законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска издан приказ N о проведении внеплановой документальной проверки с целью проверки доводов по обращению Д.Н.Н. в отношении ООО " "данные изъяты"". Предметом проверки является проверка соблюдения требований исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом.
Актом N от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки выявлены аналогичные обстоятельства, зафиксированные в акте N от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю Д.Н.Н. дан ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства и об отсутствии оснований для выдачи предписания в отношении ООО " "данные изъяты"".
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Госжилинспекции УР поступила к жалоба от собственников многоквартирного дома по адресу "адрес" в лице М.Н.В., в соответствии с которой последние просят провести проверку законности действий Управления ЖКХ г. Ижевска по обращению собственников многоквартирного дома по вопросу заключения ООО " "данные изъяты"" договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением обязательных требований законодательства и принять предусмотренные законодательством меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела юридического обеспечения и административного производства Кулигиной О. Н. на основании обращения N от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения мероприятия по контролю выдано предписание Управлению ЖКХ Администрации города Ижевска, согласно которому надлежит "устранить нарушения путем проведения проверки по факту соблюдения требований законодательства управляющей организацией ООО " "данные изъяты"" в части использования общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N по ул. "адрес"".
Как следует из текста предписания, оно выдано в целях устранения органом местного самоуправления ненадлежащего исполнения возложенных на него отдельных государственных полномочий по государственному жилищному контролю, выразившихся в том, что при проверки управляющей организации ООО " "данные изъяты"" в части использования общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, органом местного самоуправления неверно сделан вывод об отсутствии нарушений законодательства со стороны управляющей организации, в частности подпунктов 3 и 3.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (часть 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В частях 1, 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (общее имущество в многоквартирном доме). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и, в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах, распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В силу подпунктов 3. 3.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в частности, принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами; принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, определение порядка использование общего имущества многоквартирного дома, разрешение на использование общего имущества, относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Учитывая, что в соответствии со статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, собственники вправе устанавливать требования по возмездному использованию общего имущества третьими лицами, определять порядок заключения договоров, установления и взимания платы, а также наделять соответствующими полномочиями управляющую компанию, которая в этих отношениях будет действовать в интересах собственников.
Материалами дела подтверждается использование общего имущества в многоквартирном доме N по "адрес" третьими лицами в отсутствие решения общего собрания собственников о предоставлении общего имущества с целью его использования для размещения рекламных конструкций и сетей кабельного телевидения и широкополосного доступа в пользование третьих лиц.
Оспариваемым предписанием Госжилинспекция УР также не обязывает органы местного самоуправления совершить какие-либо действия, которые порождают правовые последствия для него, органу местного самоуправления необходимо провести проверку реализовывая свои отдельные государственные полномочия по жилищному надзору с целью соблюдения интересов собственников помещений.
Резюмируя изложенное, судебная коллегия полагает, что предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Предписание соответствует требованию исполнимости, ясности и конкретности, содержит четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения в установленные сроки.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что административным истцом не доказано существенного нарушения его прав и нарушения административным ответчиком возложенных на него законом обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию подателя жалобы с состоявшимся решением суда первой инстанции, не содержат в себе указания на нарушения, с наличием которых процессуальный закон связывает возможность отмены решения суда. Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда Удмуртской Республики от 26 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска - без удовлетворения.
Председательствующий судья: А. В. Полушкин
Судьи: О. В. Захарчук
Н. Ф. Машкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.