Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкина А.В.,
судей: Машкиной Н.Ф., Захарчука О.В.,
при секретаре Пенькиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в "адрес" Республики 19 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе Штоколова А. А. на решение Первомайского районного суда "адрес" Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым
требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике к Штоколову А. А. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворены.
Взысканы с Штоколова А. А. задолженность по оплате:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Взыскана с Штоколова А. А. в доход муниципального образования " "адрес"" государственная пошлина в размере "данные изъяты"
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Захарчука О.В., выслушав объяснения представителя Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике - Соболева Д.С. полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия
установила:
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике (далее Межрайонная ИФНС России N по УР) обратилась в суд с административным иском к Штоколову А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Мотивируя требования тем, что Штоколов А.А. состоящий на учете в Межрайонной ИФНС России N по УР является собственником транспортных средств: "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью "данные изъяты", "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты", мощностью "данные изъяты", "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты"
В отношении данных транспортных средств Штоколову А.А. исчислен налог за 2013 год, о чем направлено было налоговое уведомление N.
К пятому ноября 2014 года Штоколовым А.А. обязанность по уплате транспортного налога за 2013 года не исполнена, что послужило основанием для начисления пени на сумму недоимки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты"
Направленное требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ Штоколовым А.А. не исполнено.
Административный истец так же указал, что Штоколов А.А. является собственником недвижимости, а именно 1/3 доли в "адрес" и ? доли в "адрес", следовательно является плательщиком налога на имущество физических лиц. Налог за 2013 год налоговым органом был исчислен исходя из инвентаризационной стоимости и ставки налога установленной Решением Г. Д. "адрес", о чем административный ответчик был оповещен путем направления налогового уведомления об уплате налога N.
Учитывая, что к ДД.ММ.ГГГГ Штоколов А.А. обязанность по уплате налога не исполнил ему было направлено требование N от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ. кроме того на сумму задолженности были начислены пени в сумме "данные изъяты" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц Штоколовым А.А. не исполнена.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй судебного участка N "адрес" на основании заявления налогового органа был выдан судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пени. Однако в последующем, а именно ДД.ММ.ГГГГ данный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями Штоколова А.А.
Межрайонная ИФНС России N по УР просила суд взыскать с Штоколова А.А. задолженность по оплате: налога на имущество в сумме "данные изъяты"; пени по налогу на имущество в сумме "данные изъяты"; транспортного налога в сумме "данные изъяты"; пени по транспортному налогу в размере "данные изъяты".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе на решение суда первой инстанции Штоколов А.А. просит его отменить, отказать в удовлетворении административных исковых требований. В качестве основания для отмены решения указывает на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельства дела. Указывая на то, что налоговое уведомление об уплате транспортного налога и налога на имущество за 2013 год им не получалось, так как оно было направлено по адресу где он не проживает. В связи с этим полагает, что у него не возникла обязанность по уплате налога. В связи с этим считает неправомерным начисление пени, так как просрочки исполнения обязательства им не допущено. Считает не обоснованным взыскание пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с начислением на недоимку в большем размере, чем заявлено административным истцом в административном иске.
Возражения на апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N по УР сводятся к тому, что апелляционная жалоба является необоснованной, а решение суда является законным и обоснованным.
Судебная коллегия рассматривает административное дело в полном объеме, так как суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ст. 308 КАС РФ).
Исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Реализуя установленную законом возможность, Межрайонная ИФНС России N по Удмуртской Республике обратилась в суд с административным исковым заявлением к Штоколову А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций, а именно о взыскании недоимки по налогу на имущество и транспортному налогу за 2013 год, а так же пени.
Оценивая соблюдение административным истцом срока для обращения в суд, судебная коллегия приходит к следующему.
В случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения (п.1 ст. 48 НК РФ).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (п.2. ст. 48 НК РФ).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Материалами дела подтверждается, что налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ в адрес Штоколова А.А. направлено требование N об уплате транспортного налога, налога на имущество и пени.
В данном требовании установлен срок для исполнения требования - ДД.ММ.ГГГГ.
Судебный приказ о взыскании с Штоколова А.А. недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество был вынесен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования N об уплате налога.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей названный судебный приказ был отменен.
С административным иском налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть без пропуска срока подачи административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В материалах дела имеются данные сведения полученные административным истцом об объектах недвижимости и транспортных средствах зарегистрированные в соответствующих органах.
Штоколов А.А. является лицом на которое в 2013 году в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы следующие транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения: "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты", "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты"
При этом налоговая база составляет как мощность двигателя в лошадиных силах, и составляет "данные изъяты" л/с соответственно.
В силу ст. 357, 358 НК РФ Штоколов А.А. является плательщиком транспортного налога.
Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя (п.1 ст. 361 НК РФ).
Статьей 2 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 63-РЗ "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) установлены следующие ставки транспортного налога для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. - 25 рублей, для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 150 л.с. до 200 л.с. - 50 рублей и для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. до 250 л.с.- 75 рублей соответственно.
Следовательно транспортный налог за 2013 год в отношении названных автомобилей составляет "данные изъяты" рублей по автомобилю "данные изъяты" рублей по автомобилю "данные изъяты"); "данные изъяты" по автомобилю "данные изъяты"
В соответствии со ст. 5 названного закона налог подлежал уплате до ДД.ММ.ГГГГ, при этом в силу положения п. 3 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
До ДД.ММ.ГГГГ в Российской Федерации налог на имущество физических лиц уплачивался на основании Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Плательщиками данного налога признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе и квартиры (стать 1 и 2 названного закона).
При этом ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (статья 3 названного закона).
Статьёй 5 Закона "О налогах на имущество физических лиц" предусмотрено, что исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Материалами дела так же подтверждается, что в 2013 году Штоколов А.А. являлся собственником недвижимости, признаваемых объектом налогообложения, а именно 1/3 доли в "адрес" и ? доли в "адрес".
Инвентаризационная стоимости которых составляла в данном налоговом периоде "данные изъяты" и "данные изъяты" соответственно.
В соответствии с Решением Г. Д. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 343 "О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования " "адрес"" ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения на 2013 год были установлены в следующем размере 0,15 процента для объектом с суммарной инвентаризационной стоимостью - свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей и 0,31 процента для объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью - свыше 500 000 рублей до 2000 000 рублей.
Следовательно налог на имущество физических лиц за 2013 год в отношении названных объектов недвижимости составляет "данные изъяты", где "данные изъяты" по объекту недвижимости расположенному по адресу: "адрес" 19 и "данные изъяты" по объекту недвижимости расположенному по адресу: "адрес"23, так как суммарная инвентаризационной стоимости названных объектов составит "данные изъяты"). Следовательно налоговая ставка будет соответствовать 0,15 процентам.
В соответствии с п. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, указанных лиц.
Пунктом 2 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 ст. 57 НК РФ).
Нормы действующего налогового законодательства возлагают на налоговый орган обязанность направить налогоплательщику физическому лицу налоговое уведомление в том случае когда расчет налога производится налоговым органом. При этом данная обязанность будет считаться исполненной в случае направления уведомления заказным письмом по месту жительства физического лица, сведения о котором получены от органа осуществляющего регистрацию физических лиц по месту жительства.
Судебная коллегия в данной части учитывает так же и то, что действующее законодательство не возлагает на налоговый орган обязанности устанавливать фактическое место жительства налогоплательщика физического лица перед направлением налогового уведомления и требования об уплате налога.
Налоговый орган обязан подтвердить направление заказного письма с отправлением уведомления.
В данной ситуации налоговым органом во исполнения обязанности по расчету налога на имущество физических лиц и транспортного налога направлено налоговое уведомление N Штоколову А.А. по адресу: "адрес"18, в то время как он имеет регистрацию по месту жительства по адресу: "адрес"19.
Однако учитывая, что налоговый орган направил названное налоговое уведомление по адресу места жительства Штоколова А.А. предоставленному органом осуществляющим регистрацию физических лиц по месту жительства в связи, с чем у Штоколова А.А. возникла обязанность по уплате названных налогов.
Доводы апелляционной жалобы в данной части основаны на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части взыскания недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2013 год является законным и обоснованным.
Судебная коллегия находит ошибочными выводы суда первой инстанции о необходимости взыскания с Штоколова А.А. пени размере "данные изъяты" по налогу на имущество физических лиц и "данные изъяты" по транспортному налогу.
Согласно п. 1, 2, 3 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Административным истцом заявлены требования о взыскании недоимки по налогам (транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц) за 2013 год и начисленной пени на данную недоимку.
Следовательно в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму недоимку за 2013 год по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц подлежит начислению пени, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (данный период заявлен административным истцом), что составит "данные изъяты" рублей на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, и "данные изъяты" на сумму недоимки по транспортному налогу.
Судебная коллегия расчет пени произведенный административный истцом не может признать правильным поскольку доказательств недоимки по транспортному налогу в размере "данные изъяты" в 2013 году не представлено, как и не представлено доказательств недоимки в размере "данные изъяты" рублей по налогу на имущество физических лиц.
Оснований для взыскания пени за период предшествующий налоговому периоду заявленному административным истцом (2013 год) не имеется, так как это повлечет нарушение ч.1 ст. 178 КАС РФ, то есть выход за пределы заявленных требований. Доводы жалобы в данной части являются обоснованными.
В связи с этим решение суда в данной части подлежит изменению.
С учетом того, что сумма, взыскиваемая с Штоколова А.А. уменьшилась, размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с административного ответчика в доход Муниципального образования " "адрес"" также подлежит уменьшению до 1114,85 рублей.
Иных оснований предусмотренных ст. 310 КАС РФ влекущих изменение или отмену решения суда судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда "адрес" Республики от ДД.ММ.ГГГГ изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"административный иск Межрайонной инспекции ФНС России N по Удмуртской Республике к Штоколову А. А. о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить частично.
Взыскать с Штоколова А. А. задолженность по оплате:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Взыскать с Штоколова А. А. в доход муниципального образования " "адрес"" государственную пошлину в размере "данные изъяты"
В остальной части решение Первомайского районного суда "адрес" Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения."
Председательствующий судья А.В. Полушкин
судьи: Н.Ф. Машкина
О.В. Захарчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.