Заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев жалобу Открытого акционерного общества "Концерн "Калашников" на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов по Удмуртской Республике от 08.12.2015 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Ижевска от 26.01.2016 года, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 25.04.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации, в отношении Открытого акционерного общества "Концерн "Калашников",
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов по Удмуртской Республике от 08.12.2015 года ОАО "Концерн "Калашников" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. и взысканы в пользу Филиала "ЦЛАТИ по УР" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" издержки по делу в размере "данные изъяты".
Решением судьи Ленинского районного суда г. Ижевска УР от 26 января 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ОАО "Концерн "Калашников" - без удовлетворения.
Решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 25.04.2016 года решение судьи Ленинского районного суда г.Ижевска УР от 26.01.2016 года и постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов по Удмуртской Республике от 08.12.2015 года о назначении Открытому акционерному обществу "Концерн "Калашников" административного наказания по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ изменены, исключено указание на взыскание с ОАО "Концерн "Калашников" в пользу филиала "ЦЛАТИ по Удмуртской Республики" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" издержек по настоящему делу, в остальной части оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в адрес Верховного Суда Удмуртской Республики 20.06.2016 года, ОАО "Концерн "Калашников" просит вынесенные по делу вышеуказанные постановление и судебные решения в части назначения штрафа отменить, ссылаясь на отсутствие вины в действиях АО "Концерн "Калашников", ошибки в расчетах и процессуальные нарушения, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, истребованные для проверки доводов жалобы и поступившие в адрес Верховного Суда Удмуртской Республики 08.07.2016 года, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении требований, установленных в области охраны водных объектов, используемых для целей сброса сточных вод.
Отношения в сфере пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации с осуществлением приемки, транспортировки, очистки сточных вод и сброса их в водные объекты регулируются положениями Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ), а также Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 35 ВК РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно части 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (ч. 6 ст. 56 ВК РФ).
В силу части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии положениями статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного ей вреда влечет наступление для субъектов хозяйственной деятельности установленной законом ответственности.
По смыслу положений статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий, проводить мероприятия по восстановлению природной среды в соответствии с законодательством.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что юридические и физические лица, использующие в процессе своей деятельности водные объекты, в том числе для целей сброса в них сточных вод, обязаны соблюдать установленные в соответствии с федеральными законами нормативы воздействия на водные объекты путем применения технических средств и технологий обезвреживания сточных вод, а также осуществлять мероприятия по охране водных объектов.
Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование. В ходе административного расследования было установлено, что ОАО "Концерн "Калашников", имеющее разрешение на сброс сточных вод N от ДД.ММ.ГГГГ и решение о предоставлении водного объекта в пользование, осуществляя сброс сточных вод в реку Иж через выпуск N, допускает превышение установленных в разрешительной документации на пользование водным объектом нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах. Результаты количественного химического анализа сбрасываемых ОАО "Концерн "Калашников" в указанный в постановлении период сточных вод, подтверждающие факт превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отражены в оспариваемых заявителем постановлении и судебных решениях, и в полной мере были проанализированы в ходе рассмотрения настоящего дела. Доказательств недостоверности указанных данных представлено не было, оснований не доверять им не имеется.
Таким образом, ОАО "Концерн "Калашников" не приняло должных мер по обеспечению очистки сточных вод до установленных разрешительными документами нормативов. Вина ОАО "Концерн "Калашников" установлена административным органом и подтверждается материалами дела. Материалы дела не содержат доказательств принятия всех зависящих от заявителя мер по недопущению нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление и решение, доказаны. Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела и доказательств с целью избежать установленной законом ответственности, и не свидетельствуют о неправильной квалификации действий заявителя. Всем имеющимся доказательствам судебными инстанциями дана надлежащая оценка с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности для разрешения дела. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу заявителя, не усматривается.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению либо отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы судом надзорной инстанции выносится постановление об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы без изменения, а жалобы, рассмотренной в порядке надзора, без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.19 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов по Удмуртской Республике от 08.12.2015 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Ижевска от 26.01.2016 года, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 25.04.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации, в отношении Акционерного общества "Концерн "Калашников", оставить без изменения, жалобу Акционерного общества "Концерн "Калашников" - без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда Удмуртской Республики А.В Емельянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.