Судья Забайкальского краевого суда Ходюков Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите 20 июня 2016 года жалобу защитника юридического лица АО "Водоканал-Чита" Тарасова В.Ф. на постановление судьи Центрального районного суда г. Читы от 28 апреля 2016 о привлечении АО "Водоканал-Чита" к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,
установил:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Читы от 28 апреля 2016 г. АО "Водоканал-Чита" привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 170 000 рублей.
В жалобе защитник юридического лица привлекаемого к административной ответственности Тарасов В.Ф. просит постановление судьи отменить, ссылается, что судья необоснованно пришла к выводу, что произошёл выброс отходов, а не сточных вод. АО "Водоканал-Чита" не занимается транспортировкой отходов. Излив сточных вод, не повлек к загрязнению почвы.
В суде защитники юридического лица Тарасов В.Ф. и Макаров И.В. доводы жалобы поддержали.
Представители Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Семенова А.Г. и Кушиташвили Т.А. просили постановление судьи оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, судья приходит к следующему.
Административная ответственность по статье 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с частями 1,2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
По делу установлено, что 5 декабря 2015 года по адресу "адрес" произошла аварийная ситуация на канализационном коллекторе принадлежащем АО "Водоканал-Чита", совершен излив (сброс) отходов в почву и поверхностный водоем - реку Чита. Излив произошел по причине засора коллектора.
По данному факту должностным лицом Роспотребнадзора был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ, который был направлен на рассмотрение судье.
Судья пришла к выводу, что АО "Водоканал-Чита" допущено несоблюдение экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, что образует состав правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
С данными выводами судья краевого суда соглашается.
Факт излива вод, лицом привлекаемым к административной ответственности не оспаривался, доводы жалобы аналогичны доводам изложенным в суде первой инстанции и сводятся к тому, что произошел излив сточных вод, а не жидких отходов, что исключает административную ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ, однако судья краевого суда с данными доводами не соглашается, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Из информации представленной техническим директором ОА "Водоканал-Чита" (л.д.11,21) и из выписки из передаточного акта (л.д.12) следует, что авария произошла на канализационных сетях.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.
В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления (письмо Министерства природный ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 12-59/16226).
Из ответа на судебный запрос данный представителем АО "Водоканал- Чита" следует, что источником образования вод транспортируемых по канализационному коллектору по "адрес" является население проживающие в жилых домах, а также магазины, гостинично-развлекательный комплекс. Данные воды очистке не подвергаются, а наоборот транспортируются на очистные сооружения, находящиеся по адресу "адрес". При таком положении дел, учитывая вышеизложенные положения правовых актов, судья краевого суда делает вывод, что данные воды являются жидкими отходами, обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.
Учитывая, что сброс жидких отходов на поверхность почвы запрещен Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в действиях общества занимающейся транспортированием жидких отходов усматривается состав административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Доводы защитников о том, что АО "Водоканал-Чита" не занимается транспортировкой отходов подлежат отклонению, так как противоречат понятию, данному в статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в соответствии с которым канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Учитывая, что излив отходов, произошел на канализационном коллекторе, судья делает вывод, что АО "Водоканал-Чита" непосредственно занимается принятием и транспортировкой жидких отходов.
Вместе с тем, при назначении наказания судьей не учтено, что обществом предприняты незамедлительные меры по устранению аварии и её последствий путем уборки излившихся отходов, что допускает уменьшение размера наказания до минимального предела, предусмотренного санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Центрального районного суда от 28 апреля 2016 г. изменить, назначить АО "Водоканал-Чита" административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
В остальной части судебное постановление оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица привлекаемого к административной ответственности Тарасов В.Ф. - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы председателю Забайкальского краевого суда.
Судья Забайкальского краевого суда Д.С. Ходюков
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.