Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Погореловой Е.А.
судей Усольцевой С.Ю. и Чайкиной Е.В.
с участием прокурора Чадовой Е.А.
при секретаре Геласимовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 2 августа 2016 года гражданское дело по иску заместителя прокурора Акшинского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Забайкальского края и Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о признании права собственности и возложении обязанности обустроить скотомогильники
по апелляционной жалобе представителя Правительства Забайкальского края Снежевского П.В.,
на решение Центрального районного суда г. Читы от 06 апреля 2016 года, которым постановлено исковые требования прокурора Акшинского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать право собственности Забайкальского края на скотомогильник, расположенный в 2 км юго-восточнее с. Орой Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в месте, соответствующем требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, в с. Могойтуй Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 2 км. восточнее с. Убур-Тохтор Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 3 км. юго-восточнее с. Акша Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 3 км. западнее с. Урейск Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 2 км. северо-восточнее с. Улача Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 2 км. юго-восточнее с. Такеча Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 700 метрах восточнее с. Бытэв Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 1,5 км. северо-восточнее с. Нарасун Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 1 км. северо-восточнее с. Курулга Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 2 км. юго-западнее с. Новоказаченск Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 1 км. юго-восточнее с. Усть-Иля Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 1,5 км. восточнее с. Тохтор Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 2 км. юго-западнее с. Новокургатай Акшинского района Забайкальского края.
Обязать Правительство Забайкальского края в срок до 01.11.2016 принять меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, путем приведения скотомогильника, расположенного в 2 км юго-восточнее с. Орой Акшинского района Забайкальского края; скотомогильника, расположенного в месте, соответствующем Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, в с. Могойтуй Акшинского района Забайкальского края; скотомогильника, расположенного в 2 км. восточнее с. Убур-Тохтор Акшинского района Забайкальского края; скотомогильника, расположенного в 3 км. юго-восточнее с. Акша Акшинского района Забайкальского края; скотомогильника, расположенного в 3 км. западнее с. Урейск Акшинского района Забайкальского края; скотомогильника, расположенного в 2 км. северо-восточнее с. Улача Акшинского района Забайкальского края; скотомогильника, расположенного в 2 км. юго-восточнее с. Такеча Акшинского района Забайкальского края; скотомогильника, расположенного в 700 метрах восточнее с. Бытэв Акшинского района Забайкальского края; скотомогильника, расположенного в 1,5 км. северо-восточнее с. Нарасун Акшинского района Забайкальского края; скотомогильника, расположенного в 1 км. северо-восточнее с. Курулга Акшинского района Забайкальского края; скотомогильника, расположенного в 2 км. юго-западнее с. Новоказаченск Акшинского района Забайкальского края; скотомогильника, расположенного в 1 км. юго-восточнее с. Усть-Иля Акшинского района Забайкальского края; скотомогильника, расположенного в 1,5 км. восточнее с. Тохтор Акшинского района Забайкальского края; скотомогильника, расположенного в 2 км. юго-западнее с. Новокургатай Акшинского района Забайкальского края в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469.
Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия
установила:
16 ноября 2015 года заместитель прокурора Акшинского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании права собственности и возложении обязанности обустроить скотомогильники к Правительству Забайкальского края, ссылаясь на следующее. В ходе проверки установлено, что на территории Акшинского района находится 14 скотомогильников, не соответствующих ветеринарно-санитарным требованиям, не имеющих собственника и являющихся фактически бесхозяйными. Эксплуатация таких скотомогильников может повлечь загрязнение почв, подземных, поверхностных вод, а также привести к массовому заражению животных и распространению инфекционных заболеваний среди населения. В связи с изложенным заместитель прокурора просил суд признать на скотомогильники сел Акша, Новокургатай, Новоказаченск, Усть-Иля, Могойтуй, Орой, Тохтор, Убур-Тохтор, Бытэв, Урейск, Нарасун, Курулга, Улача и Такеча Акшинского района право собственности Забайкальского края. Обязать Правительство Забайкальского края в срок до 01.11.2016 г. принять меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, путем приведения скотомогильников данных сел в соответствие с ветеринарно-санитарными и санитарно-эпидемиологическими правилами, а именно: огородить глухим забором высотой не менее 2-х метров; с внутренней стороны забора по всему периметру ограничить траншеей глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метров с устройством вала из вынутого грунта, установить над биотермическими ямами навесы, защищающие от попадания атмосферных осадков в ямы, оборудовать емкости запирающимися крышками, при подъезде к скотомогильникам установить предупреждающие аншлаги.
Неоднократно уточняя заявленные требования, заместитель прокурора в окончательном варианте просил суд признать право собственности Забайкальского края на скотомогильник, расположенный в 2 км юго-восточнее с. Орой Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 2 км северо-восточнее с. Могойтуй Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 2 км. восточнее с. Убур-Тохтор Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 3 км юго-восточнее с. Акша Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 3 км западнее с. Урейск Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 2 км северо-восточнее с. Улача Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 2 км юго-восточнее с. Такеча Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 700 метрах восточнее с. Бытэв Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 1,5 км северо-восточнее с. Нарасун Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 1 км северо-восточнее с. Курулга Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 2 км юго-западнее с. Новоказаченск Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 1 км юго-восточнее с. Усть-Иля Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 1,5 км восточнее с. Тохтор Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 2 км юго-западнее с. Новокургатай Акшинского района Забайкальского края; а также просил суд обязать Правительство Забайкальского края в срок до 01.11.2016 принять меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, путем приведения перечисленных скотомогильников в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469.
К участию в деле в качестве соответчика судом привлечен Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом привлечены Государственная ветеринарная служба Забайкальского края, администрация муниципального района "Акшинский район", администрации сельских поселений "Акшинское", "Бытэвское", "Курулгинское", "Могойтуйское", "Нарасунское", "Новокургатайское", "Оройское", "Тохторское", "Улачинское", "Убур-Тохторское", "Урейское", "Усть-Илинское".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Забайкальского края Снежевский П.В. просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Ссылается на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает на то, что приведенные прокурором несанкционированные места захоронения биологических отходов скотомогильниками не являются и никогда не являлись, поэтому оснований для возложения на органы государственной власти обязанности привести такие места в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами и принять их в собственность субъекта РФ не имеется. Выявленные прокурором места захоронения биологических отходов не являются объектами капитального строительства и не могут быть признаны скотомогильниками, для устранения этих нарушений устранения таких мест природоохранным и земельным законодательством предусмотрены иные способы, которые должны быть осуществлены органами, уполномоченными распоряжаться земельными участками, а именно органами местного самоуправления определенных мер. Несанкционированные места захоронения биологических отходов принимались в эксплуатацию и содержались органами местного самоуправления, в связи с чем последние несут бремя содержания принадлежащего им имущества. Суд опроверг доводы о процедуре учета бесхозяйных объектов и о том, что в скотомогильники утилизируются только безопасные отходы, зараженные отходы сжигаются. В отсутствие норм права судом установлена потребность в скотомогильниках в населенных пунктах Акшинского района, норматив размещения скотомогильников в законодательстве отсутствует. Суд принял решение о приведении скотомогильников в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, не указав, какие действия необходимо совершить. Исполнить такое решение суда не представляется возможным, т.к. биотермические ямы отсутствуют, а строительство в данном месте ям в течение 25 лет запрещено, требований о строительстве не заявлялось. Кроме того, указывает на то, что прокурор 22.12.2015 г. от части заявленных требований отказался и повторное обращение по данным требованиям невозможно, суд последствия отказа от иска истцу не разъяснил, чем нарушил гражданское процессуальное законодательство.
Стороны о месте и времени слушания дела надлежаще извещены. Ответчик Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, третьи лица не просили об отложении слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, об уважительности причин неявки не сообщили. Представители третьих лиц администрации МР "Акшинский район" по доверенности Бутылкина Г.В., глава администрации сельского поселения "Курулгинское" Сариева М.Г. направили заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие. Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ч.3 и ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ).
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика Правительства Забайкальского края Снежевского П.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Чадову Е.А., возражавшую против её удовлетворения, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части признания права собственности за Правительством края на скотомогильники, в остальной части - оставлению решения суда без изменения.
Материалы дела подтверждают, что на территории сел Акша, Новокургатай, Новоказаченск, Усть-Иля, Могойтуй, Орой, Тохтор, Убур-Тохтор, Бытэв, Урейск, Нарасун, Курулга, Улача и Такеча Акшинского района Забайкальского края имеются скотомогильники, которые в реестре муниципального имущества не числятся, собственников не имеют, на балансе каких-либо предприятий не стоят.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из содержания п.п. 49 п. 2 статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Изложенные нормы указывают на то, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются его расходным обязательством.
Согласно п.5.1 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (действуют в редакции от 16.08.2007; зарегистрированы в Минюсте РФ 05.01.1996 N 1005), выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Правилами установлен запрет на размещение указанных скотомогильников в водоохранной, лесопарковой и заповедной зонах (п.5.2).
Как усматривается из материалов дела, скотомогильники в с. Акша, Новокургатай, Новоказаченск, Усть-Иля, Могойтуй, Орой, Тохтор, Убур-Тохтор, Бытэв, Урейск, Нарасун, Курулга, Улача и Такеча Акшинского района Забайкальского края расположены на земельных участках, специально отведенных в установленном порядке сельскими поселениями для их размещения. Скотомогильники являются действующими, на них заведены ветеринарно-санитарные карточки.
На обстоятельства, перечисленные в упоминавшихся Ветеринарно-санитарных Правилах, которые бы препятствовали размещению скотомогильников (биотермических ям) в указанных выше местах, ответная сторона не ссылается.
С учетом этих обстоятельств отклоняется, как несостоятельный, довод ответчика о том, что нельзя возложить на Правительство Забайкальского края обязанности по содержанию несанкционированных мест захоронения биологических отходов и возвести в указанных местах скотомогильники.
Анализируя возражения Правительства Забайкальского края на иск (л.д.77-80 Т.1, л.д.15-17 Т.2), судебная коллегия полагает, что ответчик, по сути, не оспаривает того, что не предпринимал мер по оборудованию и содержанию скотомогильников, о которых идет речь в исковом заявлении прокурора, как и мер по приведению их в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями. Данных и доказательств в подтверждение выполнения обязанности по оборудованию (содержанию) скотомогильников, в отношении которых прокурором предъявлено требование, ответчиком вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Судебная коллегия не может согласиться с утверждением ответчика о том, что органы, уполномоченные распоряжаться земельными участками, на которых, по его мнению, расположены не скотомогильники, а несанкционированные объекты захоронения биологических отходов, обязаны их ликвидировать (провести рекультивацию) в силу ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 3.3 Закона N137-ФЗ. Как упоминалось выше, материалами дела подтверждено отведение земельных участков для размещения скотомогильников, как и их использование для захоронения биологических отходов с 2002г.
Оснований для возложения обязанности по содержанию и оборудованию скотомогильников, в отношении которых прокурор заявил иск, на иное лицо, не имеется. Балансодержателей спорных скотомогильников нет. Иное не подтверждено.
Учитывается, что у органов муниципального образования отсутствуют полномочия на расходование муниципальных средств на содержание не принадлежащих им скотомогильников (биотермических ям). Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника органу местного самоуправления субъектом РФ также не передавались.
На уровне субъекта РФ Главой Администрации Читинской области принято Постановление от 06.09.1999 N990 "О мерах профилактики сибирской язвы", которым рекомендовано главам муниципальных образований, города Читы совместно с заинтересованными ведомствами и учреждениями обеспечить строительство новых и приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями имеющихся убойных пунктов (площадок) и скотомогильников согласно приложению; а Комитету по финансам администрации области осуществлять своевременное финансирование противоэпизоотических мероприятий в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете. Приложением предусмотрено задание по строительству типовых и приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями имеющихся ветеринарных объектов на 1999 - 2001г.г. В частности, в Акшинском районе запланировано строительство 9 скотоубойных площадок и 6 скотомогильников.
Постановлением Администрации Читинской области от 8 октября 2002г. N228-А/П обращено внимание руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований на недостаточную работу по организации исполнения упомянутого постановления N990, рекомендовано им совместно с заинтересованными ведомствами и учреждениями разработать и утвердить комплексный план мероприятий по профилактике заболевания сибирской язвой животных и людей, предусмотрев при этом выполнение задания на строительство типовых скотомогильников и скотоубойных площадок в 2003-2005 гг. (приложение). Применительно к Акшинскому району предусмотрено 4 скотомогильна и 9 скотоубойных площадок. При этом Комитету по финансам Читинской области предписано своевременно финансировать проведение противоэпизоотических мероприятий в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
Ответная сторона признает, что расходное обязательство и полномочие субъекта РФ, о котором идет речь по данному делу, не финансировалось, бюджетные средства на исполнение указанных выше заданий по строительству скотомогильников муниципальным районам не передавались, в том числе и Акшинскому району.
Ненадлежащее состояние скотомогильников, которые ни за кем не закреплены, создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для человека, угрозу опасных последствий для природы в целом. Ответственность за устройство, санитарное оборудование спорных скотомогильников, как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, т.е. для осуществления полномочия субъекта Российской Федерации, может быть возложена на Правительство Забайкальского края. Одним из способов защиты права в силу ст. 12 ГК РФ является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
При таком положении и правовом регулировании, когда доказано бездействие ответчика, имеются основания для присуждения ответчику к исполнению обязанностей по содержанию и оборудованию скотомогильников, входящих в полномочие субъекта РФ, не переданное органам местного самоуправления.
В то же время судебная коллегия считает, что не имеется предусмотренных законом оснований для возложения на Правительство края обязанности признать право собственности на скотомогильники, о которых идет речь в иске прокурора, как и принять судебный акт о признании права собственности на них за Правительством Забайкальского края.
В данной части суд первой инстанции неправомерно удовлетворил исковые требования прокурора, поскольку императивные нормы права, предписывающие нахождение скотомогильников только в собственности субъекта РФ отсутствуют. В соответствии с п.п. "ц" п.2 ст. 26.11 упоминавшегося выше закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). Эта норма также не носит императивного характера. На другие основания приобретения права собственности, предусмотренные Главой 14 ГК РФ, прокурор не ссылается и они из материалов дела не усматриваются.
При таком положение решение суда о признании за Правительством Забайкальского края право собственности на скотомогильники, находящиеся в Акшинском районе Забайкальского края нельзя признать правильным, оно подлежит отмене, как постановление с нарушением норм материального права. Исковые требования прокурора в указанной части подлежат отклонению.
В остальной части решение суда судебная коллегия находит подлежащим оставлению без изменения, как принятое с соблюдением норм материального и процессуального права.
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно рассмотрел требования прокурора о признании права собственности Забайкальского края на указанные скотомогильники в виду отказа прокурора от указанного требования в ходе рассмотрения дела (л.д. 74 Т.1) отклоняются как несостоятельные, поскольку отказ прокурора от иска в указанной части судом не принят и производство по делу в указанной части судом не прекращено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Читы от 06 апреля 2016 года в части удовлетворения исковых требований прокурора о признании права собственности Забайкальского края на скотомогильник, расположенный в 2 км юго-восточнее с. Орой Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в месте, соответствующем требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, в с. Могойтуй Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 2 км. восточнее с. Убур-Тохтор Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 3 км. юго-восточнее с. Акша Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 3 км. западнее с. Урейск Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 2 км. северо-восточнее с. Улача Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 2 км. юго-восточнее с. Такеча Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 700 метрах восточнее с. Бытэв Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 1,5 км. северо-восточнее с. Нарасун Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 1 км. северо-восточнее с. Курулга Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 2 км. юго-западнее с. Новоказаченск Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 1 км. юго-восточнее с. Усть-Иля Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 1,5 км. восточнее с. Тохтор Акшинского района Забайкальского края; на скотомогильник, расположенный в 2 км. юго-западнее с. Новокургатай Акшинского района Забайкальского края отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в указанной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.А. Погорелова
Судьи С.Ю. Усольцева
Е.В. Чайкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.